Статья "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию патриотических чувств дошкольников"
статья на тему

Ибракова Мавсиля Хасановна

Необходимость подключения семьи, родителей к процессу ознакомления с окружающим объясняется особыми педагогическими возможностями , которыми обладает семья: это любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность от ношений. Отец и мать для детей являются главными представителями Родины.

Они приобщают его к родному языку, к родной природе, к традициям своего народа. Родители--основное связующее звено между ребенком и Отечеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_-_kopiya.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      М.Х.Ибракова

                                                                                                       МАДОУ

                                                                                                      г.Нижневартовска

                                                                                                      ДС № 34

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ДЕТСКОГО САДА  И  СЕМЬИ  ПО

ФОРМИРОВАНИЮ  ПАТРИОТИЧЕСКИХ  ЧУВСТВ  ДОШКОЛЬНИКОВ».

          Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития.  Будущее  России во многом определяется уровнем воспитанности и духовно-нравственным  развитием подрастающего поколения.

          Перед дошкольным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности,  любви к Родине, бережного отношения к ее историческому  и  культурному  наследию, уважения к культуре и традициям других народов.

          Крылатая фраза   «Все начинается с детства»--как нельзя больше относится к этому вопросу. При этом надо помнить, что ребенок воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому чувство привязанности , любви к родному городу у него проявляется  в привязанности к своим близким, их профессии, а через них—к  городу.

Можно утверждать, что формирование патриотических чувств и гражданское становление дошкольников проходит эффективнее, если детский сад тесно связан с семьей. Необходимость подключения семьи, родителей к процессу ознакомления с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья: это любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Отец и мать для детей являются главными представителями Родины. Они приобщают его к родному языку, к родной природе, к традициям своего народа.

        Родители—основное связующее звено между ребенком и Отечеством.

Поэтому детский сад в своей работе по патриотическому  воспитанию опирается на родителей, как на равноправных участников формирования и становления личности ребенка-патриота.

Вдумчивые родители еще до школы, удовлетворяя детскую любопытность, расскажут своему ребенку о родном городе, об истории его возникновения, о перспективах его развития, о людях, прославивших город родной:

«Вот здесь пробурили первую скважину, а это—памятник покорителям Самотлора…».  И у малыша засветятся глаза, и  через час он уже делится интересными подробностями с приятелями, а там, глядишь, детвора уже играет в то, что было, в то, что будет….

Родители могут открыть ребенку красоту сибирской природы, назовут ему растения, зверей и птиц, обитающих в тайге и на болоте, назовут окрестные речушки, озера, покажут памятные и примечательные места…

Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность—первое условие патриотического воспитания.

        Одним из проявлений духовно-нравственных чувств человека является его любовь к природе. Именно через знакомство с природой родного края у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, умение видеть и понимать красоту окружающего мира, интерес и желание сохранять и приумножать природные богатства.

В.А.Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту  вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства».

Эти слова слова «восхищение красотой пространства» как нельзя кстати, подходят к впечатлениям детей от экскурсии на реку Обь.

Это стала для них большим, незабываемым событием! Ширь реки, далекий

П ротивоположный лесистый берег, Старый Вартовск, баржи, катера—все это предстало перед глазами детей.

Свои впечатления, эмоции дети отразили кто-то в рисунках, кто-то играл в «пароход», кто-то «ловил» рыбу, а сколько рассказов было дома!

Итогом экскурсии стали:  фотовыставка «По широкой сибирс кой реке Обь»,

выставка детских рисунков и аппликаций—ведь каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему, привлекателен и,

описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавая его в рассказах и рисунках.

         Важным средством патриотического воспитания является приобщение

детей к традициям города, которые отражают сущность общественного строя, психологию горожан.  И приобщаться к этим традициям дети могут со своими родителями. Город наш—многонациональный,  здесь проживают представители более 100 национальностей! У каждой национальности свои традиции, праздники, но есть такие традиции, общие для всех.

Это -- проводы в армию, чествование ветеранов труда и войны, масленица, день города, день нефтяников…

А праздник «Самотлорские ночи» стал предметом гордости  нижневартовцев, культурной традицией, определяющей лицо города. Дети вместе с родителями  с удовольствием участвуют в этих праздниках, имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями—носителями социально-культурных традиций. Приобщая детей к общегородским праздникам, мы приобщаем их тем самым к жизни города в целом.

        Интересной формой работы по патриотическому воспитанию совместно с семьей является создание и оформление семейного альбома «Я и моя семья». Цель создания альбома :  помочь ребенку силами родителей лучше узнать историю своей семьи, ее традиции, обычаи и через это—знакомство с жизнью и бытом той местности, откуда приехали бабушка и дедушка.

В ходе беседы ребенок может не только пересказать все то, что узнал от взрослых, но и прочувствовать особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама—маленькой  девочкой.  Он знакомится с играми  того времени,  и сам может поиграть в них.

В этом семейном  альбоме дети рисуют себя, своих друзей, свою мечту и достижении; рисуют родной город в разное  время года, символику города, свои впечатления от прогулок, экскурсий, свою будущую школу, тем самым выражая свое отношение к окружающему. История каждой семьи, таким образом, оформляется в виде альбома и становится семейной реликвией.

         Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи является условием формирования у детей любви к своей «малой» Родине, накоплению детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоению принятых в нем норм поведения и взаимоотношений, приобщения к культуре и традициям города.

ЛИТЕРАТУРА.

1.О государственной программе  «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010г.».

2.Козлова С.А  «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительность», М., 1998г.

3.Якушина Т.А. «Воспитание гражданско-патриотических  чувств у ребенка старшего дошкольного возраста», «Дошкольная педагогика»,  № 11, 2006г.

4.»Россия на рубеже тысячелетий», «Независимая газета», 12.12.1999г.

5.Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»

6.»Концепция модернизации российского образования на период до 2010г»

«Начальная школа», №4, 2002г.

7.»Патриотическое воспитание». Нормативно-правовые документы, М.,2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»

Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию....

Консультация для воспитателей « Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Доклад на тему: "Преемственность детского сада и семьи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников"

Преемственность  детского сада и семьи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников...

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Презентация на тему "Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи понравственно – патриотическому воспитанию дошкольников"...

«Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»

        Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через в...

Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...