Статья "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию патриотических чувств дошкольников"
статья на тему
Необходимость подключения семьи, родителей к процессу ознакомления с окружающим объясняется особыми педагогическими возможностями , которыми обладает семья: это любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность от ношений. Отец и мать для детей являются главными представителями Родины.
Они приобщают его к родному языку, к родной природе, к традициям своего народа. Родители--основное связующее звено между ребенком и Отечеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m_-_kopiya.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Х.Ибракова
МАДОУ
г.Нижневартовска
ДС № 34
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности и духовно-нравственным развитием подрастающего поколения.
Перед дошкольным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, уважения к культуре и традициям других народов.
Крылатая фраза «Все начинается с детства»--как нельзя больше относится к этому вопросу. При этом надо помнить, что ребенок воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому чувство привязанности , любви к родному городу у него проявляется в привязанности к своим близким, их профессии, а через них—к городу.
Можно утверждать, что формирование патриотических чувств и гражданское становление дошкольников проходит эффективнее, если детский сад тесно связан с семьей. Необходимость подключения семьи, родителей к процессу ознакомления с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья: это любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Отец и мать для детей являются главными представителями Родины. Они приобщают его к родному языку, к родной природе, к традициям своего народа.
Родители—основное связующее звено между ребенком и Отечеством.
Поэтому детский сад в своей работе по патриотическому воспитанию опирается на родителей, как на равноправных участников формирования и становления личности ребенка-патриота.
Вдумчивые родители еще до школы, удовлетворяя детскую любопытность, расскажут своему ребенку о родном городе, об истории его возникновения, о перспективах его развития, о людях, прославивших город родной:
«Вот здесь пробурили первую скважину, а это—памятник покорителям Самотлора…». И у малыша засветятся глаза, и через час он уже делится интересными подробностями с приятелями, а там, глядишь, детвора уже играет в то, что было, в то, что будет….
Родители могут открыть ребенку красоту сибирской природы, назовут ему растения, зверей и птиц, обитающих в тайге и на болоте, назовут окрестные речушки, озера, покажут памятные и примечательные места…
Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность—первое условие патриотического воспитания.
Одним из проявлений духовно-нравственных чувств человека является его любовь к природе. Именно через знакомство с природой родного края у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, умение видеть и понимать красоту окружающего мира, интерес и желание сохранять и приумножать природные богатства.
В.А.Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства».
Эти слова слова «восхищение красотой пространства» как нельзя кстати, подходят к впечатлениям детей от экскурсии на реку Обь.
Это стала для них большим, незабываемым событием! Ширь реки, далекий
П ротивоположный лесистый берег, Старый Вартовск, баржи, катера—все это предстало перед глазами детей.
Свои впечатления, эмоции дети отразили кто-то в рисунках, кто-то играл в «пароход», кто-то «ловил» рыбу, а сколько рассказов было дома!
Итогом экскурсии стали: фотовыставка «По широкой сибирс кой реке Обь»,
выставка детских рисунков и аппликаций—ведь каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему, привлекателен и,
описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавая его в рассказах и рисунках.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение
детей к традициям города, которые отражают сущность общественного строя, психологию горожан. И приобщаться к этим традициям дети могут со своими родителями. Город наш—многонациональный, здесь проживают представители более 100 национальностей! У каждой национальности свои традиции, праздники, но есть такие традиции, общие для всех.
Это -- проводы в армию, чествование ветеранов труда и войны, масленица, день города, день нефтяников…
А праздник «Самотлорские ночи» стал предметом гордости нижневартовцев, культурной традицией, определяющей лицо города. Дети вместе с родителями с удовольствием участвуют в этих праздниках, имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями—носителями социально-культурных традиций. Приобщая детей к общегородским праздникам, мы приобщаем их тем самым к жизни города в целом.
Интересной формой работы по патриотическому воспитанию совместно с семьей является создание и оформление семейного альбома «Я и моя семья». Цель создания альбома : помочь ребенку силами родителей лучше узнать историю своей семьи, ее традиции, обычаи и через это—знакомство с жизнью и бытом той местности, откуда приехали бабушка и дедушка.
В ходе беседы ребенок может не только пересказать все то, что узнал от взрослых, но и прочувствовать особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама—маленькой девочкой. Он знакомится с играми того времени, и сам может поиграть в них.
В этом семейном альбоме дети рисуют себя, своих друзей, свою мечту и достижении; рисуют родной город в разное время года, символику города, свои впечатления от прогулок, экскурсий, свою будущую школу, тем самым выражая свое отношение к окружающему. История каждой семьи, таким образом, оформляется в виде альбома и становится семейной реликвией.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи является условием формирования у детей любви к своей «малой» Родине, накоплению детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоению принятых в нем норм поведения и взаимоотношений, приобщения к культуре и традициям города.
ЛИТЕРАТУРА.
1.О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010г.».
2.Козлова С.А «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительность», М., 1998г.
3.Якушина Т.А. «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста», «Дошкольная педагогика», № 11, 2006г.
4.»Россия на рубеже тысячелетий», «Независимая газета», 12.12.1999г.
5.Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
6.»Концепция модернизации российского образования на период до 2010г»
«Начальная школа», №4, 2002г.
7.»Патриотическое воспитание». Нормативно-правовые документы, М.,2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»
Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию....
Консультация для воспитателей « Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...
Доклад на тему: "Преемственность детского сада и семьи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников"
Преемственность детского сада и семьи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников...
Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Презентация на тему "Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи понравственно – патриотическому воспитанию дошкольников"...
«Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через в...
Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...