Главные вкладки

    " О новой технологии "Чаша жизни"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Камнева Наталья Владимировна

    Статья- это краткий обзор предмета "Чаша жизни". Приведён пример напосредственной обрвазовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: "Игры 100 лет назад" Материал НОД может быть использован в работе по краеведению, по ФЦКМ, в работе с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл o_novoy_tekhnologii.docx242.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    О новой технологии  «Чаша жизни».

    «Чаша жизни»- новый предмет, созданный в лаборатории «Школа Л.Н.Толстоro» предлагается детям не ради  эксперимента. Он возник в процессе живого общения с детьми, когда дети задавали  любые интересующие их вопросы, а наставник вместе с детьми искал ответы на них.

    Речь идёт, по существу, о создании предмета для духовного становления ребёнка. «Чаша жизни» - предмет не для запоминания, не для оценок, он менее всего располагает к традиционным формам опроса.

    Связанный с мироощущением и мировидением ребёнка он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру ,чувства культуру понимания, культуру общения. Всё  это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, изобразительное ИСКУССТВО, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего места в мире, ощущения своей неповторимости.

    Занятия «Чаша жизни» - это беседы, при которых все равны и поэтому происходит взаимообогащение духовно близких людей. При этом нельзя ни на минуту забывать о природе детского сознания. Ребёнок отталкивается от собственных восприятий.  

    «Чаша жизни»- это система понятий, корни которых скрыты глубоко в сердце.

    Отсюда и пyrь постижения этих понятий - через поэтические образы, мифологические картины, таинственные символы, через богатство красок и звуков окружающего мира.

    «Чаша жизни» допускает свободное общение педагога с тематической структурой предмета.

    Педагогика Толстого - это не столько методика преподавания, это даже не столько искусство общения наставника с учениками, сколько методология жизни человеческого духа. Она не для избранных, а для каждого. Обращение к ней помогает нам разобраться в сложных вопросах существования, через чувство и разум постичь правду о мире и душе живущего.

    Предмет «Чаша жизни» можно отнести к технологиям, предполагающим построение образовательного процесса на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.

    Школа Л.Н. толстого, наследие,  которого мы используем в работе с детьми, призвана служить делу духовного образования и нравственного становления человека.

    Лев Николаевич Толстой писал: «Этика и эстетика - два плеча одного рычага.»

    Полагать, что человек, прикоснувшийся к прекрасному, уже является носителем нравственного, наивно. Есть немало людей, которые обладают эстетическим чувством, однако далеко не всегда действуют согласно нравственным принципам. Именно на эту особенность Толстой неоднократно обращал внимание человечества. Он полагал, что только при единстве этического и эстетического возможна гармония человека и общества.

    Педагогические идеи Толстого активно использовались на протяжении нескольких десятилетий.

    D:\Наташа\Наташа\мини музей Свет Ясной Поляны\IMG_0310.jpg

    D:\Наташа\Наташа\мини музей Свет Ясной Поляны\IMG_0315.jpg

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №156-детский сад

    комбинированного вида Привокзального района города Тулы.

                                                       

                                             Конспект

    непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Игры 100 лет назад».

    Автор и разработчик: воспитатель             МБДОУ №156  Камнева Н.В.

    Тула 2013 г.

    Программные задачи: 

    Образовательная область «Здоровье»

     Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

    Расширение представлений о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

    Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования), способствующих развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.

    Закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры.

    Образовательная область «Социализация»

    Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).

    Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.

    Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм

    Образовательная область «Познание»

    Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества' через игру и продуктивные виды деятельности.

    Образовательная область «Коммуникация»

    Поощрение стремления детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

    Совершенствовать речь как средства общения.

    Совершенствование речи, умения более точно характеризовать объект, ситуацию;

    высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

    Развивать волевые качества

    Закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры.

    Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры. Развивать интерес к народным играм.

    Развитие  самостоятельности в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

    Развитие инициативы, организаторских способностей. Развитие умения действовать в команде.

    Закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры.

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»

    Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

    -Дети, что вы больше всего любите делать? В какие игры вы любите играть? Какие игры знаете? А как вы думаете, ваши мамы  играли? А бабушки?

    - Да, действительно много, много лет назад  дети, так же как и вы играли в разные игры .

    - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие через многие десятилетия назад, в страну ваших прапрабабушек для того, чтобы узнать в какие игры они играли.

    -Как вы думаете, где лучше  всего играть?

    В русские народные игры играли на свежем воздухе, на природе.

    Играли все вместе и мальчики и девочки. Особенно хорошо в них играть  когда много простора,  а под ногами теплая земля или трава, где так здорово было бегать босиком.

    -Скажите, с чего начинается каждая игра?

    Начинается почти каждая игра со считалки.

    -Для чего нужна считалка? Для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. Чтобы никому не было обидно. Всяких считалок на Руси было великое множество.

    -Какие считалки знаете вы? А знаете ли вы как считаться?

        Все становятся в тесный круг, а кто-то один неторопливо говорит  считалку, указывая пальцем по кругу на каждого и начиная считать с себя самого. Те, на кого придется последнее слово считалки выходит из круга и отходит в сторону. Оставшийся последним-

     водит.

        Считались раньше по « солнышку» .Что  это значит? Сейчас объясню. Солнышко восходит с восточной стороны, в полдень  проходит через юг и западает на западе. Значит вторым по счету будет, ваш левый сосед.  

     Одна из самых старинных считалок, дошедших до наших дней:

        Заяц белый

        Куда бегал?

       В лес дубовый

       Что там делал?

       Лыко драл

       Куда клал?

       Под колоду

       Кто украл?    

      Родион

      Выйди вон!

    Самая известная:

    1,2,3,4,5

    Вышел зайчик погулять,

    Вдруг охотник выбегает

    Прямо в зайчика стреляет.

    Пиф - паф, ой-ой-ой,

    Умирает зайчик мой.

    Принесли его домой

    Оказался он живой

    Еще:

    Мальчик-с-пальчик

    Нашел стаканчик.

    Стакан разбился

    Лимон покатился

    Стакан, лимон - выйди вон.

         Вы замечали, дети, сколько есть всяких русских сказок про животных? Могу вам сказать, что и игр таких тоже было очень много. Это объясняется тем, что сказки, как и игры, не придумывались просто так, из ничего, в них отражалась жизнь народа, его быт, обычаи и окружающая природа.

    Наша Россия - лесная страна, и с детства ребята слышали разговоры о волках и медведях, лисах и зайцах. Да и сами видели зверей чаще, чем мы с вами и даже порой слышали зимней ночью за околицей заунывный волчий вой.

    -Дети, назовите игры, где участвуют животные?

     / « У медведя во бору», « Хитрая лиса», « Мышеловка», « Гуси – лебеди»./

    -Как вы думаете, каким образом игры дошли до нашего времени и вы играете сейчас в старинные, древнерусские игры?

    -Дети рассказывали друг другу, когда вырастали, рассказывали своим детям.

    Вот, например, игре « Горелки» меня научила моя бабушка, а  ее научила ее бабушка.

    В эту игру играли и ребятишки, и взрослые молодые люди.  И даже А. С. Пушкин-великий русский писатель, будучи мальчиком, любил играть в эту игру.

     

    - В этой игре считалкой выбирается водящий- « горельщик».

    Все становятся парами и произносят такие слова:

     « Гори , гори, ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо-

    Птички летят

    Колокольчики звенят!

    И пара бежит и старается обежать горельщика и опять соединить руки. А горельщик должен их осалить.

    / Показать детям платок /  - Скажите,  в какую игру можно поиграть с этим платком?

    « Жмурки»!  Очень старинная и веселая игра! Знаете!  Расскажите!

    Еще одна игра: « Удочка»! Когда дети становились в круг, а водящий должен раскручивать веревку с грузом, а все должны успеть перепрыгнуть.

    Очень важным было для всех старинных игр  это играть по - честному, по- доброму,

     ладить с товарищами. Без таких правил нельзя играть ни в какую игру. Вернее играть-то можно, только радости да пользы вам будет мало.

    Итак, в любой игре существуют правила:

     

    1. Честность. Обычно с ребятами, которые не очень честные в игре не любили играть. Даже не брали их в игру,  переставали дружить. А тоскливее одиночества в жизни ничего не может быть. В старину на Руси говорили: « Без друга - сирота».

    Поэтому будьте всегда честными. Это непременное условие для хорошего настроения.

    1. « Один за всех все за одного».
    2. Справедливость.
    3. Выдержка, стойкость, терпение.  Например, побыстрее убежать от водящего, а нужно дослушать слова, вот где нужно терпение, суметь выдержать, не побежать раньше.

     

    -Давайте, ребята, теперь вспомним, какие старинные игры мы с вами сегодня называли?

    Теперь вы можете рассказать другим  ребятам, и они тоже будут знать эти игры. И игра будет долго жить. С правилами каждой игры я буду вас знакомить, и мы будем играть с вами в эти игры. А сейчас мы отправляемся с вами на  природу, на свежий воздух, чтобы поиграть в русские народные игры.

    Дети вместе с воспитателем выходят на улицу. Для игры дети выбирают любую из русских народных игр. / 2-3 игры/.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Социальная адаптация детей к новым условиям жизни»

    Как организовать благоприятную адаптацию на переходе от дошкольного к начальному образованию? Желательно создать детям психолого-педагогические условия в этот период:  Организация режима шк...

    "Новая" жизнь "старой" музыки Часть 1 (Материалы мастер-класса "Новое" видение "старого" музыкального материала)

    Артеменко Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категорииМАУДО "Детский сад  №6" Тюменская область, г. Ялуторовск   «Новая» жизнь «старой» музыкиЕдинственно возможный к...

    "Новая" жизнь "старой" музыки Часть 2 (Материалы мастер-класса "Новое" видение "старого" музыкального материала)

    Автор представленного материала  Артеменко Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категории, МАУДО «Детский сад №6», Тюменская область, г. Ялуторовск В рамках единого методич...

    Памятка-рекомендация по адаптации ребенка к новым условиям жизни.

    Памятка-рекомендация познакомит родителей и педагогов с причинами адаптации ребенка, способами их предотвращения или изменение ситуации в лучшую сторону....

    Конспект родительского собрания в средней группе № 13 «НЕПОСЕДЫ» на тему «Новый начался учебный год, новый в жизни поворот. Средний возраст наступил – дошколятам новых сил.»

    В данной публикации представлен конспект родительского собрания, в котором родителям предлагается вместе с детьми и воспитателем осуществить путешествие в "Страну Знаний" , что позволит установлению д...