Консультация "Предпосылки благополучного вхождения в новую школьную жизнь".
консультация (подготовительная группа) на тему

Пульянова Елена Ивановна

Предпосылки благополучного вхождения в новую школьную жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предпосылки благополучного вхождения в новую школьную жизнь.

Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.

Часто первый день в школе является самым трудным и в тоже время самым важным днем в жизни ребенка, т.к. ажиотаж вокруг этого дня будоражит и пугает его. В результате «счастливый день» может обернуться капризами, тошнотой, вялостью или необузданной активностью. Все это результат перенапряжения ребенка.  Помните, что от того, как ваш малыш проведет эти полчаса перед школой, от тех слов, которые вы скажете ему на прощанье,  зависит порой весь его школьный день.

Первая неделя проходит на эмоциональном подъеме. Не следует обижаться, если ребенок не собирает вечером портфель, не готовит одежду. Ведь он еще не привык этого делать! Ничего страшного нет, если взрослый соберет портфель сам, а лучше – совместно с ребенком, но приговаривая, что будет стыдно, если он (ребенок) будет утром не готов. Вчерашний дошкольник, при поступлении в школу, очень хочет соответствовать ее требованиям, быть хорошим, доказать взрослым, что он справляется со всеми требованиями. У него высокая мотивация к обучению. Очень важно поддержать ребенка на самом старте обучения! 

 Новое окружение, новые требования на первых порах делают ребенка одиноким и беззащитным. Вот почему важно, чтобы в первые,  несколько месяцев, близкие ему взрослые помогли с объяснением правил поведения в школе, разбирали с ним различные школьные ситуации, приучили бы к новому режиму дня, объясняли о том, как ведутся тетради, как выполняются домашние задания. Важно объяснить ребенку, что ошибка – это не преступление, что дети должны делать ошибки, иначе они рождались бы взрослыми. Детство и дано природой для усвоения норм поведения и культуры в обществе.  

Режим взрослого, на этапе адаптации ребенка к школе, должен быть подчинен режиму школьника, он своим примером (а не нотациями) показывает, как организовать учебный день. Желательно, чтобы в это время в семье один человек контролировал ребенка, с тем, чтобы у ребенка не рассеивалось внимание на разные требования. На первых порах ваш маленький ученик нуждается в помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть с ним рядом, пока он их делает.
   Первокласснику необходим свой стол, настольная лампа, книжная полка. Проследите, чтобы ваш малыш отвел своим школьным вещам строго определенное место. Ни в коем случае не разрешайте ребенку заниматься чем-либо другим, пока он не убрал за собой стол самым аккуратнейшим образом, даже если к нему пришел приятель. Ему можно предложить в этом помощь и тогда он будет чувствовать в вас друга. 

Итак, ребенок садится за уроки. Надо, чтобы это происходило в один и тот же час. Проследите, чтобы на столе не было ничего лишнего – только то, что нужно для приготовления уроков. Свет должен падать слева. Пусть ребенок объяснит, что ему нужно сделать. Не нужно заставлять его делать сначала на черновике пусть, приучается делать все хорошо сразу. И главное, чтобы он старался и не торопился.

У многих ребят через месяц наступает эмоциональный спад: надоедает рано вставать, сидеть на уроках и т.п. Взрослые должны проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотивацию к обучению. Первые трудности учат ребенка учиться. Важно спокойно и уверенно их преодолевать совместно с ребенком. В этот период главную роль начинает приобретать учитель. Ребенок его копирует, подражает, ссылается на него к месту или нет. Таким кумиром учитель остается до 3 класса.

      Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Храните, например, его старые тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

Когда можно оставлять ребенка наедине со своими уроками? Как можно раньше, едва вы почувствуете, что он обходится без вас. Резко этого делать не надо – отойдите сначала по своим делам, а потом постепенно он тоже привыкнет, что вас нет рядом. Затягивать этот процесс тоже опасно. Те дети, которые не могут работать самостоятельно, без помощи взрослого чувствуют себя совершенно беспомощными. Имея лишь постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять и предоставлять свободу (ходить в школу без сопровождения взрослых, оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить погулять со своими сверстниками на улице и т.д.). Поэтому, как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет с вами поделиться. Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам, рассказывали о своих бедах, сомнениях, затруднениях. Во время таких бесед по «душам» уместно вспомнить случаи из своего детства.

Существую множество мнений и слов со стороны, как же помочь своему ребенку легко адаптироваться к школе, кто-то может поделиться опытом, кто-то личными наблюдениями, но помните одно, что в первую очередь вы как родитель являетесь самым главным помощником, и вы как никто другой знаете все особенности своего чада.

Несколько простых рекомендаций как помочь первоклашке легко адаптироваться к школьной жизни.

  • Лето это прекрасная пора, первые два месяца июнь, июль нужно дать  ребенку свободу, отдохнуть от занятий от всего что напоминало бы ему о предстоящей школьной жизни.
  • В конце августа уже следует готовить первоклассника к предстоящим режимным моментам. Не забывайте о том, что все нужно делать постепенно и не в коем случае не торопиться.
  • Постарайтесь по возможности, до начала учебного года познакомить вашего ребенка со школой, с его будущей учительницей и классом.
  • Если вы обладаете прекрасным даром умения играть в месте с детьми, то обязательно несколько раз поиграйте с вашим ребенком в школу. При этом принимая на себя роль не только учителя, но и ученика. Таким образом вы сможете выяснить чего боится ваш ребенок, или наоборот, что его привлекает в учебной жизни будущего первоклассника.
  • Рассказывайте первоклашке о том, как здорово, интересно, но иногда и сложно учиться в школе. Но помните о том, что позитивный настрой очень важен в благополучной адаптации.
  • Традиционно первым днем обучения является 1 сентября. И взрослые, и дети с нетерпением ждут этого счастливого дня. Этот день для ребенка должен быть праздником. Постарайтесь запланировать все заранее, купить цветы, приготовить праздничную одежду чтобы не было суеты и тревоги. От первого дня многое зависит.
  • Рабочие место первоклашки (стол, настольная лампа, удобный стул для него, а не вас, полочки под книги и другие мелочи, место для портфеля, формы), это то место, которое принадлежит вашему ребёнку, и он отвечает за порядок на нём.
  • Будите ребёнка по утрам спокойно, будьте терпеливы, постарайтесь не подгонять его: рассчитать время, необходимое на сборы в школу,- ваша задача.
  • Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: если на первых уроках ребёнок будет думать о булочке, то не сможет сосредоточиться на материале урока.
  • Прощаясь перед дверьми школы, подбодрите ребёнка, пусть он услышит несколько ласковых слов «У тебя все получится», а не предупреждения вроде «Не балуйся».
  • Сравнивайте достижения ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами одноклассников и сверстников.
  • Попытайтесь не обсуждать при ребёнке школу, учителя, особенно личностные и профессиональные качества того или иного педагога.
  • Помните о том, что у вашего ребёнка тоже есть проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы он смог рассказать вам о том, что произошло у него за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступить в том или ином случае, помогите понять поступки других людей.

Показывайте ребёнку,

 что его любят таким, каков он есть,

а не его достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь малышу подготовиться к школьной жизни (памятка для родителей)

Как физически и нравственно подготовить своего ребёнка к школе, чтобы он был здоровым и жизнерадостным и не отставал в учебе и играх от своих сверстников? Этот вопрос  волнует многих родителей......

Деловая игра "Ребёнок на пороге школьной жизни"

Участниками данной игры являются педагоги ДОУ, учителя начальной школы, родители детей подготовительной группы. В ходе игры её участники совместно решают какие психологические характеристики наиболее ...

ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

Консультация для родителей...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

Совершенствование условий для формирования у старших дошкольников произвольности как важнейшей предпосылки успешного вхождения в школьную жизнь

Психологическое сопровождение – система организационных,   диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного  учреждения...

О языке – и не только. Проблемы вхождения в новую культуру.

Работа с детьми-билингвами — это осознание педагогами неразрывного единства каждого конкретного языка с культурой народа, который на нем говорит и умение передать это знание детям в увлекательно...