Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с ОНР
статья (старшая группа) на тему

выступление на педагогическом совете по ознакомлению детей с родным краем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  
с общим недоразвитием речи.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №396  «Подсолнушек»

Старшая группа компенсирующей направленности

для детей с ТНР.  

Воспитатель Алексеева Т.В.

Н.Новгород

2013


Одной из задач годового плана МБДОУ является «воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Нравственно-патриотическое  воспитание решает  данные задачи, а также способствует развитию интеллектуально-речевой, эмоционально-волевой, нравственно-эстетической сфер личности, коррекции речевых и неречевых нарушений в развитии   дошкольников.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной  любви и привязанности к  родной земле, к родному краю, городу. Патриотические чувства, зарождающиеся в раннем детстве, чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Так воспитывается любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям. Родина для любого человека – это прежде всего то место, где он родился, его родной город. Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали, развивать интерес к своему городу – задача, стоящая перед педагогами детского сада.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  с общим недоразвитием речи позволяет решить следующие задачи:

  • ознакомление с историей, культурой и природой родного города и края, уделяя особое внимание активизации познавательной деятельности, развитию мышления;
  • развитие речи:
  • расширение объёма словаря с опорой на активное познание детьми их окружения;
  • уточнение значения и развитие структуры значения слова;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие фонетико-фонематической системы языка;
  • обучение элементам грамоты;
  • развитие связной речи и речевого общения;
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, родному городу, краю, стране:
  • развитию у детей интереса к познанию прошлого и настоящего родного города, чувства гордости за своих земляков;
  • воспитание любви к родному городу и бережного отношения к тому, что окружает в нём.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  с общим недоразвитием речи ведётся на доступном материале с учётом принципа перехода от малого к большому, от более близкого ребёнку (личностно значимого) к менее близкому (культурно-историческим фактам). Успешность развития дошкольников  с общим недоразвитием речи при знакомстве с культурой, природой родного города зависит от их активного взаимодействия с окружающим миром через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.

Так как дошкольники  обладают наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. В нашей группе создана  предметно-развивающая среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом (иллюстрации, наборы открыток, тематические папки «Сормово», «Экскурсия по Нижнему», карта города, символика города, макеты детского сада и его окружения), краем (карта области, гербы городов нашей области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области), страной (карта России, наборы открыток о городах нашей страны, природные зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России), историческим прошлым России (иллюстрации и тематические папки по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и книги – раскраски, дидактические  и сюжетно-ролевые игры), а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (детская Библия, фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания). 

Основными принципами работы по нравственно-патриотическому воспитанию являются:

  • принцип историзма, который сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно…) и настоящее (в наши дни…). Этот подход основывается на несформированности у дошкольников с ОНР исторического сознания, способности определить своё место и проследить удалённость событий. Альбом «Сормово вчера и сегодня»
  • принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоении знаний о городе, учитывая индивидуальные особенности – речевое развитие, развитие эмоциональной и познавательной сферы.
  • принцип интегративности, который реализуется  во взаимосвязи различных областей познания, а также во взаимосвязи с семьёй.
  • принцип систематичности и последовательности  реализуется при тематическом планировании занятий. Темы занятий по нравственно-патриотическому воспитанию повторяются в старшей и подготовительной группе, изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность. Неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания, длительному сохранению у детей интереса к данной теме, эффективному и системному усвоению детьми знаний.

Работа по ознакомлению с родным городом дошкольников  с общим недоразвитием речи в старшей группе началась с изучения темы «Наш город». Дети познакомились с историей образования Нижнего Новгорода, с историческим прошлым нашего города, с его достопримечательностями, гербом города, приняли участие в заочной экскурсии по Нижегородскому кремлю, познакомились с легендой о Коромысловой башне. Рассматривая фотографии и открытки, дети узнавали памятные места и достопримечательности нашего города. Знакомство детей с районом, в котором они живут, с его историческим прошлым состоялось при рассматривании альбома «Наша малая Родина: Сормово вчера и сегодня» и закреплении домашнего адреса. Была проведена экскурсия в парк Светлоярского озера.

        Полученные знания дети закрепляли практически: рисовали город, кремль, вместе с родителями сделали макеты своих домов, школы, детского сада. На занятиях по развитию связной речи дети составляли рассказы о своём городе, районе, улице, а дома совместно с мамами оформляли книжки-малышки со своими рассказами.

        Работу по ознакомлению с нашим городом мы продолжили весной при изучении лексических тем «Улицы нашего города», «Транспорт», «Профессии». Дети знакомились с известными земляками, прославившими Нижний Новгород, с промышленностью Сормовского района и города, с городской транспортной инфраструктурой. Родителям были рекомендованы совместные прогулки и экскурсии по городу, рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение художественной литературы. Свои впечатления о посещении зоопарка, цирка, театров, планетария дети передавали в рассказах, составленных дома с родителями.

        Совместно с родителями были изготовлены альбомы «Это наша Родина», «Нижний Новгород – карман России», «Знаменитые нижегородцы», «Экскурсия по Нижегородскому кремлю», «Храмы Нижнего Новгорода», «Гербы городов нижегородской области», «Наша малая Родина: Сормово вчера и сегодня». Была оформлена выставка совместных рисунков детей и родителей «Рисуем и рассказываем о Нижнем Новгороде» и изготовлены макеты башен Нижегородского кремля.

        Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей с общим недоразвитем речи будет продолжена в подготовительной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...