Статья "Люблю тебя, мой край родной"
статья (старшая группа) на тему

Кондратко Ирина Николаевна

Статья о воспитании любви подростающего поколения к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lyublyu_tebya_moy_kray_rodnoy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. А начинать надо с воспитания любви и уважения к членам своей семьи, своему городу, своей «малой родине».

                   Мы живём в сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным отлынивать от армии, бросать мусор, где попало, ставить машины на тротуарах, не уважать права других людей, выгуливать собак на детских площадках, не уступать место в автобусах пожилым людям.

Как сохранить свою духовность, разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей? В настоящее время важность этого вопроса отражена в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Свою работу по нравственному воспитанию мы стараемся построить так, чтобы каждый воспитанник проникся славой  родного края, почувствовал свою причастность к общественным событиям.

Отбор и систематизация знаний, которыми должны овладеть дошкольники, проводятся с учётом их умственных возможностей: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Таким образом, уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Используя в своей работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Работа в данном направлении ведётся нами недавно (всего 2 года), но за это время, был отобран соответствующий материал  по данной теме, позволяющий сформировать у дошкольников представления о том, чем славен наш край. В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, изготовлен макет по ознакомлению детей с родным краем, собраны открытки, книги о Сургуте, Югре, России, изготовлены альбомы со стихами о Югорском крае, фольклором народов ханты и манси, создана картотека подвижных игр народов Сибири, оформлены дидактические игры, выставлены поделки.

К этой работе подключаются и специалисты нашего сада. На музыкальных занятиях дети слушают музыку народов Севера, знакомятся с элементами народных танцев. На занятиях по экологии дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, знакомятся с растительным и животным миром, трудятся на участке детского сада и в уголке природы. В продуктивной деятельности дети учатся рисовать хантыйские узоры, изготавливать куклу Акань, украшать одежду народов ханты.

Взаимодействие с родителями по вопросам патриотического воспитания является неотъемлемой частью нашей работы, так как прикосновение к традициям своей семьи вызывает к ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, сохранению семейных связей.

Поэтому для родителей нами подготовлены консультации. Совместно с родителями нами проведён тематический вечер, где звучали песни и стихи о Сургуте, Югре, посмотрели презентации «Белый, белый город», «Памятники Сургута». Родители помогли детям оформить выставку фотографий «Мой любимый город», выставку рисунков, поделок.

Большой удачей следует считать использование в группе телевизора для показа слайдов. Это открывает большие возможности для обучения: активизирует внимание дошкольников, стимулирует их познавательный интерес, помогает глубже осмыслить предлагаемый для изучения материал, делает его ближе и понятнее. А также экономит материальные средства, поскольку печатные материалы дороги и требуют больших усилий для их приобретения. Найти печатные материалы демонстрационного размера практически невозможно, а телевизор эту проблему устраняет.

Конечным результатом проделанной работы стало проведение итоговой викторины «Люблю тебя, мой край родной», в процессе проведения которого были выявлены накопленные детьми знания и умения, то есть, дети легко узнавали достопримечательности города, представителей растительного и животного мира родного края,  делились знаниями о жизни народов ханты и манси.

Мы с удовольствием поделимся  результатом проделанной нами работы. Предлагаем вам конспект итоговой викторины.

Конспект интегрированного итогового занятия «Люблю тебя, мой край родной»

Цель: закрепить знания  о родном крае, культуре и традициях коренных народов.

Задачи:

  • «Познание»:

-закрепить знания  о достопримечательностях родного края;

-закрепить знания о своеобразии жизни народов  ханты и манси ( природа, жилище, одежда);

-развивать мыслительные операции на основе сравнения,  умение классифицировать;

               -воспитывать бережное отношение к природе, развивать познавательный интерес.

  • «Коммуникация»:

-совершенствовать речь как средство общения;

-продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.

  • «Чтение художественной литературы»:

-пополнять литературный багаж загадками, стихотворениями.

  • «Социализация»:

-расширять представления о родном крае;

-продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети;

-воспитывать  уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

  • «Художественное творчество»:

-умение составлять узоры по мотивам хантыйских орнаментов.

  • «Музыка»:

-приобщать к музыкальной культуре народов Севера;

-формировать навыки художественного исполнения различных образов.

  • «Здоровье и физическая культура»:

-обеспечить оптимальную двигательную активность, используя народные подвижные игры.

Ход занятия:

Ведущий. Сургут… Югра… Сибирь… Россия…

Нет для меня земли красивей,

Роднее нет и нет дороже,

В ненастный день и день погожий.

Брожу в окрестностях Сургута,

На сердце грустно почему-то

И на душе печаль.

Не от того ль, что утром росы        

И клюква на болоте вроссыпь.

И что румяные осинки

Стоят с берёзками в обнимку

В предчувствии зимы седой.

И даже лютые морозы не охладят любви…

Сойдут снега, уйдут морозы,

Вновь над землёю грянут грозы.

  1. Представление команд.

(название команды, эмблемы, девиз)

  1. Выбор жюри.
  2. Разминка.

-кричалки о Югре.

  1. Конкурс «Наш край»

Команды быстро дают ответы на вопросы. Засчитываются те ответы,  которые даются полными предложениями.

-Как называется город, в котором мы живём? Как называются его жители? (Сургут, сургутяне).

-На берегу какой реки стоит город Сургут?... (На правом берегу реки Оби).

-Как с хантыйского языка переводится название города Сургута?... (Рыбное место)

-Назовите улицы нашего города.

-Как называется наш край?... (Югра)

-Назовите город, который является центром нашего округа (Ханты-Мансийск)

-На берегах каких рек стоит город Ханты-Мансийск?... (На слиянии рек Обь и Иртыш).

-Назовите коренные народы, населяющие территорию Югры… (ханты и манси).

-Чем занимаются ханты и манси? …(Охотой, рыболовством, оленеводством, сбором ягод и грибов).

  1. Конкурс «Собери герб»

Каждой команде выдаётся конверт, внутри которого находятся картинки, разрезанные на несколько частей. Детям предлагается на скорость собрать рисунок и назвать, что на нём изображено.

  1. Конкурс «Достопримечательности Сургута»

Каждая команда по очереди называет известные сооружения и памятники города. Побеждает та команда, которая назовёт больше.

  1. Конкурс «Собери орнамент»

Командам даётся задание  из отдельных фрагментов как можно быстрее и аккуратнее собрать орнамент.

  1. Музыкальная пауза «Хантыйский танец».

Звучит музыка, в зале появляется Лесной Дух, здоровается с детьми, представляется, проводит следующие конкурсы.

  1. Загадки о животных тайги.

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом? (Лиса)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой

А в рыжей шубке летом  (Белка).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь).

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык (Заяц).

Тяжёлые рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость,

Хмурый и серьёзный…лось.

У него в полосках спинка,

Хвостик лёгкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук

Прячет в дупла…бурундук.

Сел не ёлку, на сучок,

Бороды торчит клочок.

Как летун, он плоховат,

И, порою, глуховат. (Глухарь).

Очень многих удивлю

Тем, что я в лесном краю

Лишь одна из птиц меняю

Шубу на зиму свою (Куропатка).

  1. Национальная подвижная игра «Ручейки и озёра»

Дети, взявшись за руки, под звучание журчания ручейка двигаются змейкой по залу, изображая течение ручейка. Услышав кваканье лягушек, образуют круг (озеро). Выигрывает та команда, которая быстрее изображает соответствуюшую звучанию фигуру.

  1. Конкурс «Определи на вкус»

Участвует по одному ребёнку из команды, которым предлагается с закрытыми глазами определить на вкус названия ягод (брусники, черники, клюквы, морошки, калины).

  1. Конкурс «С какой ветки детки»

Перед каждой командой раскладываются небольшие веточки деревьев (кедра, сосны, ели, лиственницы). Затем капитану команды предлагается достать из мешочка шишку и ответить на вопрос «С какого дерева эта шишка?»

Подведение итогов. Слово Жюри.

Национальный обряд «Дерево желаний».

Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.

Литература

Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа./ Сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011. – 224 с.

Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2012. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - викторина с участием родителей "Люблю тебя, мой край родной"

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: развивать экологические представления, систематизировать знания о живой и неживой природе, развивать интерес и л...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".

Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...

Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.

Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....