Национально-региональный компонент в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях современного ДОУ
статья на тему

Сайгина Светлана Ивановна

Выступление на VII всероссийской научно-практической педагогической конференции. Этнокультурное образование.Опыт и перспективы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_saygina.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в системе образования происходят глобальные изменения, предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, разрабатываются и внедряются новые законы. Закон «Об образовании в Российской Федерации» был утверждён приказом Министерства образования науки России от 29.12.2012 года. Закон Республики Мордовия» «Об образовании в Республике Мордовия» от 08.08.2013 года. 17 октября 2013 года вышел приказ Министерства образования науки России « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

     Содержание общеобразовательной программы по новому документу, должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим образовательным областям:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Основополагающий принцип которых - интеграция, что позволяет коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза объединения образовательных областей. Это предполагает получение целостного образовательного продукта,  обеспечивающего формирование интегративных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

      Воспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду ведётся по общеобразовательной программе МДОУ «Детский сад№69», которая разработана на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» и примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». Целью примерного регионального модуля программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития. Все задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Но сложность на данном этапе в том, что эти программы переработаны в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями (приказ Министерство образования науки №655 от 23.11.2009 года), который теряет свою силу с выходом «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Здесь идёт не соответствие количества образовательных областей: по федеральным государственным требованиям 10 образовательных областей, а по федеральному государственному образовательному стандарту их пять.
    Так например, задачи  формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе решает образовательная область «социально-коммуникативное развитие». Эта образовательная область решает и ряд других задач.

     Формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста – одна из основных задач нашего  образовательного учреждения, которая красной нитью проходит по всем видам деятельности с детьми и взрослыми через региональный компонент. В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города необходимо осуществлять тесную связь между всеми разделами программы. Знания, умения, навыки, полученные детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим  на экскурсиях,  беседах, должны закрепляться, уточняться, дополняться на занятиях по развитию общения и речи, математическому развитию, ознакомлению с искусством и развитию изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальной  и  трудовой деятельности.

     Знакомя детей с родным городом, краем мы знакомим и правилами поведения и  правилами безопасного поведения в городе, природе, дома. В ДОУ  созданы для этого все условия: оборудованы уголки безопасности в каждой возрастной группе, дидактический материал и игровые пособия.       Экскурсии и прогулки способствуют лучшему усвоению не только знаний и навыков. С помощью  дидактических и сюжетных игр,  чтения и заучивания стихов, составления рассказов, рассматривания иллюстраций, фотоматериалов, мы закрепляем правила безопасности. Создавая проблемные ситуации, помогаем найти правильное решение, выход из положения самими детьми.  Например: ты потерялся в магазине – что будешь делать?  Или: отметь на картинке, где нужно находиться в нашем городе во время грозы?

     Игровые ситуации из серии «Один дома» помогают усвоить правила общения с незнакомыми людьми дома и на улице.

     Знакомя с общественным транспортом города, даём знания и учим как нужно вести себя в нём, где выходить и садиться, тротуаре. В сюжетно-ролевых играх «Мы шофёры», «Автобус» уточняем и углубляем знания. Путешествия в страну дорожных знаков знакомят детей с дорожной азбукой города. Мальчики очень любят играть с машинами, а  как ведёт себя автомобиль на дороге -  не всегда представляют. Поэтому задача педагога в играх и показать, что бывает, если не знаешь опасных мест в городе.

     Моделирование опасных и безопасных ситуаций в любых играх позволяют детям усвоить полезные навыки и привычки безопасного поведения на улицах родного города.

     Знакомя с природой родного края и города, включаем изучение экологической ситуации Мордовии. Беседуем о том, как уберечься от вредных для здоровья факторов окружающей среды, учим как правильно вести себя в лесу:  беседуем о съедобных и несъедобных грибах, о ядовитых и лекарственных растениях; о правилах поведения при встрече с насекомыми, с животными; мерах безопасности во время грозы, при пожаре, на воде. Игровые пособия «Где кончается игра», «Поведение на воде», «Третий лишний»,  созданные своими руками, систематизируют правила поведения и знания детей.  Для закрепления полученных навыков предлагаем детям тесты и развивающие игры.

      Знакомя  детей с мордовской художественной литературой обсуждаем поведение персонажей в опасных ситуациях, придумываем другую концовку произведения. Что способствует не только формированию навыков безопасного поведения,  но и развитию творческих способностей и развитию речи, обогащению лексики. Мордовские загадки знакомят детей с опасными приборами, которые есть в каждом доме, а мы формулируем правила обращения с ними.

     Играя в мордовские подвижные игры, такие как « В гусей и волка», «В коршуна и цыпляток», «В волков», проводим предварительную работу: беседуем о домашних и диких животных Мордовии, об опасности, которую они могут причинить человеку,  о правилах взаимодействия в играх; рассказываем, что любая игра может быть травмоопасна, если не соблюдать правила.

     С целью привлечения внимания родительской общественности к проблемам воспитания навыков безопасности жизни у детей дошкольного возраста и повышения педагогической культуры родителей в детском саду создан клуб «Вежливый пешеход». Активными участниками являются дети и родители. Большое место уделяется ознакомлению правилам поведения детей и взрослых на дорогах.

     За круглым столом знакомим родителей с проблемами на дорогах, с планом работы ДОУ и группы, учитывая пожелания и потребности родителей. Совместные досуги, развлечения  проходят с участием взрослых и детей, где  в играх, в театрализованных спектаклях, стихах и песнях, в решении проблемных ситуаций изучаются  правила поведения на дорогах города и улицах. Мероприятия проходят оживленно, весело,бурно.

     Навстречу с родителями приглашали инспектора отдела пропаганды ПДД УГИБДД МВД по Республике Мордовия капитан полиции Сухареву Татьяну Васильевну. Она говорила о статистике дорожно-транспортных происшествий, о роли родителей в формировании навыков безопасного поведения на улицах города. Ею был представлен фотоматериал и фильм "Дети и дорога".

      В работе с родителями используем такие формы работы как круглый стол «Сложные ситуации», «Разговор по душам», анкетирование, устный журнал,… Проводятся беседы, консультации.

   Родители помогают  организовывать  целевые прогулки, экскурсии в краеведческий музей, библиотеку С.Я. Маршака, в класс ГИБДД.

      Для родителей готовим наглядную информацию (информационно-познавательная газета для родителей «Уроки Светофорчика», в гостях у Мигалкина»), альбомы «Транспорт города», «Полезные растения родного края».

     Родители активно участвуют в конкурсах рисунков по безопасности, фотовыставках и акциях.  Созданы папки -передвижки «Спички не игрушка», «Игры и игрушки».

      Всё это способствует  активному изучению правил безопасного поведения и их применению, гармоничному развитию детей, и активному участию родителей в жизни детского сада.

      Самое главное, чтобы родители  видели результат нашей работы в детях,  понимали значимость решаемых проблем и помогали нам в формировании   основ безопасной жизнедеятельности.

      Мы понимаем, что каждый  в любой момент может оказаться в любой опасной ситуации. Осторожность и бдительность нужны всегда и везде, даже в обыденной жизни, когда кажется, что тебе ничто не угрожает. Самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улицах родного города, дома, на природе и т.д. Прочные, разносторонние знания по теме «Безопасность» обеспечиваются систематической работой в ДОУ по данной теме, с учётом местных условия проживания, региональных возможностей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Конспект НОД на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей средствами изобразительной деятельности «Опасная конфета» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: раз...

Занятие по ПДД Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей по средствам освоения правил дорожного движения (ПДД)» .Малыши с рождения за безопасное движение

Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах....