конспект занятия по кубановедению "Кубанские посиделки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Програм. задачи: познакомить детей с обычаями кубанского народа;

пробудить интерес к народному творчеству;

развивать речь, память;

воспитывать доброту, уважение к обычаям.

Атрибуты: 3 клубка с нитками, натуральная подкова.

Зал украшен в кубанском стиле.

Звучит  кубанская народная песня  «Казачий край»

Ведущий.  Весна поет и суетится,

                    И к солнцу тянется цветок…

                    Душой оттаяла станица,

                    Красив в ней каждый уголок.

 

Стихотворение «Крыловская» (автор  Михайлюк Л.А.) 

 

 Дети.         Люблю тебя станица!

                   Ты самая родная:

                   Знакомые все лица,

                   Ведь это –Крыловская.

                    Здесь воздух чистый самый,

                    Поля – не видно края,

                    Цветы, что любит мама…

                    Все это – Крыловская!

      Не верь, что где-то лучше.

Вот даже птичья стая,

Летит к нам из-за тучи,

       Курлыча : «Крыловская»!

                     История станицы

                     Казаками начата.

                    Листала жизнь страницы:

                     Все было, всем богаты…

                                             Был мир и были войны,

Казаки шли в солдаты,

        Чтоб всем жилось спокойно,

  Чтоб солнцу были рады!

                      Хоть мы с тобой другие,

                      Но все ж Кубани внуки,

                      Жить тоже любим в мире,

                      Без горя, бед и скуки!

     Всегда пусть солнце светит!

И каждый пусть узнает,

Что лучше всех на свете

                                             Станица Крыловская    

 

Стихотворение «Кубань» (автор Л.А. Михайлюк).

image

Дети.                             У моря милая Кубань

Стоит, на плечи шаль накинув.

     Вся шаль в узорах, только глянь:

     Величье гор здесь, ширь долины,

                                        Подсолнух в каждом уголке,

                                        Ромашки, ирисы и розы,

                                        Лазурь небес в ее платке

                                        И винограда вьются лозы.

                  Цветут сады из края в край!

                  От них исходит дух чудесный!

                  Ну,  чем Кубань моя – не рай?!

                  Чем не красавица?! Не песня?!

                  В руках рушник весь расписной

                  И соль с душистым караваем…

                  Ты заходи, гость дорогой,

                  На встречу с милым добрым краем.

Звучит песня «Моя Кубань – моя душа» (слова Л. Фоминых, музыка В. Чернявского)

 

Ведущий.      На завалинках , в светелках

                       Иль на бревнышках каких,

                       Собирали посиделки

                       Молодых и пожилых.

                       При лучине ли сидели,

                       Иль под светлый небосвод

                       Говорили, песни пели

                       И водили хоровод.

                       А играли как в горелки!

                       Ах, горелки хороши!

                       Словом, эти посиделки

                       Были праздником души.

                       Быт людей отмечен веком.

                       Поменялся старый мир.

                       Нынче все мы по сусекам:

                       Лучших дач или квартир.

                        Наш досуг порою мелок

                        И чего тут говорить.

                        Скучно жить без посиделок!

                        Их бы надо возродить!

 

(Под музыку входят хозяйки с хозяином в кубанских костюмах)

image

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить и печалиться?

Хозяйка 1: Рады видеть вас у себя в нашей хате. Здесь для вас, для дорогих гостей, будет праздник большой, праздник радости. По обычаю, по кубанскому, посиделками называется.

Хозяйка 2: Пожалуйста, гости дорогие. Веселья вам и радости!

Хозяин. Коль к нам пришли, будьте как дома!

(Входят дети)

1-е дети: Не беспокойтесь, хозяева, мы дома не лежим и в гостях не сидим.

Хозяйка 1: Садитесь, пожалуйста. У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-е дети: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка 2: Усаживайтесь, гости, поудобнее. Редкий гость никогда не в тягость.

3-е дети: Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть и себя показать.

Хозяин: Садитесь, гости дорогие.

Хозяйка 1: Проходите, гости дорогие. Гостю почет, хозяину честь!

4-е дети: Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйка 2: Давно мы вас поджидаем. Праздник не начинаем.

5-е дети: Ехали мы мимо, да завернули до дыма.

Хозяин: Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяйка 1: Припасли мы для вас забавушек на всякий лад: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость 1: Гостям то , известное дело, места хватило, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка 2: В тесноте да не в обиде. Сядем рядком да поговорим ладком о жизни семейной.

Гость 2:

В нашем доме на Кубани

Колыбельную для Вани

Хорошо поет отец.

 

(Поется «Колыбельная песня» , кубанская народная)

                                             image

Гость 3: По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша.

Гость 4: Мужики здесь мастера, ловко правят все дела.

Девочка 1: Да и девочки под стать, им не станут уступать.

(песня «У Кубань – реки», кубанская  народная песня)

 

Гость 5: На Кубани так идет, что талантливый народ

сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.

Гость 6: И блоху он подкует,

Дом добротный возведет.

Утварь всю по дому справит

Чашей полной дом тот станет.

Хозяин: И сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц.

Гость7: Как с детства не научишься , так всю жизнь промучишься.

Хозяйка 1:Ну-ка, кто хочет свое умение показать?

 

(Выходят три девочки, звучит мелодия кубанской песни)(мелодия «Распрягайте, хлопцы, коней»).

 

Хозяйка 2: Как музыка начнет играть,

                    надо ниточку в клубочек мотать.

                    А как музыка закончит играть,

                    Значит хватит вам ниточку мотать.

image

(Проводится игра-соревнование «Кто быстрее намотает клубок». Хозяин сравнивает клубки, хвалит девочек за работу)

image

Хозяйка: Большой клубок, тяжелый. Сколько же ты за клубочек возьмешь?

Девочка : Денег не нужно, товару не нужно,

                  Частушки хорошие спойте мне дружно.

Девочка : Поработали, а теперь отдохнуть не стыдно.

Хозяйка 1: А говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде?

Девочка : Разве дело только в моде,

                  Если любят их в народе.

(Исполняются частушки)

 

Эй, девчонки – хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

 

Эх, топну ногой,

Да притопну другой,

Не могу стоять на месте,

Характер такой!

 

Начинаю я припевку,

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную.

 

                                          Мальчик 1.

                                            Если б не было воды,

                                            Не было б и кружки.

                                            Если б не было девчонок,

                                            Кто бы пел частушки?!

                                         Мальчик 2,

                                            Вы послушайте, девчата,

                                            Нескладуху буду петь.

                                            На дубу свинья пасется,

                                            В бане парится медведь.

                                        Мальчик 3.

                                            Был я маленький когда-то

                                           Я мечтал быть моряком.

                                           А теперь хочу ребята

                                           Стать Кубанским казаком.

 

Мы частушки петь кончаем

И кончаем разговор

Мы сегодня уезжаем поступать

В Кубанский хор.

image

 

Хозяин.: Дальше бой скороговорок,

                разрешите нам начать.

                Кто-то пусть скороговорит,

                Остальных прошу молчать.

Гость 8: Ну что ж, говори свою скороговорку, нам ее повторить, что комара словить.

Хозяйка 1: Слушайте, запоминайте,

Да складно повторяйте.

 

( скороговорку  говорят 2-3 ребенка )

 

 На возу лоза, у воза коза.

                Летят три пичужки через три пусты избушки.

 

(Ведущий награждает участников конкурса сушками)

 

Хозяин: А для гостей званых и почетных, я тоже приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас горазд говорить. Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Почитайте-ка скорей, да скажите веселей.

(Зрители вынимают листки со скороговорками, разворачивают и читают)

 

Ведущий: В старину считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Я предлагаю поиграть в игру «Передай подкову». Под музыку передается подкова. На ком музыка остановится, тот исполняет желание играющих.

                                     (Под музыку идет игра)

imageГость: Хорошо у вас. Но пора и честь знать. Спасибо хозяюшке за веселье. И на добрую память мы дарим вам подковки, пусть они принесут вам счастье.

 

Звучит кубанская народная песня «Ой, Кубань – красавица»

  

(Дети вручают гостям подковки)

 

Хозяйка : Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощением знатным.

Чай  горячий – наша сила,

Украшение стола.

«С чая лиха не бывает»-

Так в народе говорят.

                                            . image

Хозяин: Чай-здоровье – всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Ведущая: Приглашаем всех на чай с сушками, да пирогами  вкусными.

 

(Дети выходят под музыку с песней «Так будьте здоровы, живите богато».)

 

 Ведущая: Жизнь показывает, что нельзя забывать свою историю, мудрые народные традиции. Народное творчество возрождается заново, и хорошо, что делают это наши дети.

 

 

Програм. задачи: познакомить детей с обычаями кубанского народа;

пробудить интерес к народному творчеству;

развивать речь, память;

воспитывать доброту, уважение к обычаям.

Атрибуты: 3 клубка с нитками, натуральная подкова.

Зал украшен в кубанском стиле.

image

Звучит  кубанская народная песня  «Казачий край»

Ведущий.  Весна поет и суетится,

                    И к солнцу тянется цветок…

                    Душой оттаяла станица,

                    Красив в ней каждый уголок.

 

Стихотворение «Крыловская» (автор  Михайлюк Л.А.) 

 

 Дети.         Люблю тебя станица!

                   Ты самая родная:

                   Знакомые все лица,

                   Ведь это –Крыловская.

                    Здесь воздух чистый самый,

                    Поля – не видно края,

                    Цветы, что любит мама…

                    Все это – Крыловская!

      Не верь, что где-то лучше.

Вот даже птичья стая,

Летит к нам из-за тучи,

       Курлыча : «Крыловская»!

                     История станицы

                     Казаками начата.

                    Листала жизнь страницы:

                     Все было, всем богаты…

                                             Был мир и были войны,

Казаки шли в солдаты,

        Чтоб всем жилось спокойно,

  Чтоб солнцу были рады!

                      Хоть мы с тобой другие,

                      Но все ж Кубани внуки,

                      Жить тоже любим в мире,

                      Без горя, бед и скуки!

     Всегда пусть солнце светит!

И каждый пусть узнает,

Что лучше всех на свете

                                             Станица Крыловская    

 

Стихотворение «Кубань» (автор Л.А. Михайлюк).

image

Дети.                             У моря милая Кубань

Стоит, на плечи шаль накинув.

     Вся шаль в узорах, только глянь:

     Величье гор здесь, ширь долины,

                                        Подсолнух в каждом уголке,

                                        Ромашки, ирисы и розы,

                                        Лазурь небес в ее платке

                                        И винограда вьются лозы.

                  Цветут сады из края в край!

                  От них исходит дух чудесный!

                  Ну,  чем Кубань моя – не рай?!

                  Чем не красавица?! Не песня?!

                  В руках рушник весь расписной

                  И соль с душистым караваем…

                  Ты заходи, гость дорогой,

                  На встречу с милым добрым краем.

Звучит песня «Моя Кубань – моя душа» (слова Л. Фоминых, музыка В. Чернявского)

 

Ведущий.      На завалинках , в светелках

                       Иль на бревнышках каких,

                       Собирали посиделки

                       Молодых и пожилых.

                       При лучине ли сидели,

                       Иль под светлый небосвод

                       Говорили, песни пели

                       И водили хоровод.

                       А играли как в горелки!

                       Ах, горелки хороши!

                       Словом, эти посиделки

                       Были праздником души.

                       Быт людей отмечен веком.

                       Поменялся старый мир.

                       Нынче все мы по сусекам:

                       Лучших дач или квартир.

                        Наш досуг порою мелок

                        И чего тут говорить.

                        Скучно жить без посиделок!

                        Их бы надо возродить!

 

(Под музыку входят хозяйки с хозяином в кубанских костюмах)

image

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить и печалиться?

Хозяйка 1: Рады видеть вас у себя в нашей хате. Здесь для вас, для дорогих гостей, будет праздник большой, праздник радости. По обычаю, по кубанскому, посиделками называется.

Хозяйка 2: Пожалуйста, гости дорогие. Веселья вам и радости!

Хозяин. Коль к нам пришли, будьте как дома!

(Входят дети)

1-е дети: Не беспокойтесь, хозяева, мы дома не лежим и в гостях не сидим.

Хозяйка 1: Садитесь, пожалуйста. У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-е дети: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка 2: Усаживайтесь, гости, поудобнее. Редкий гость никогда не в тягость.

3-е дети: Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть и себя показать.

Хозяин: Садитесь, гости дорогие.

Хозяйка 1: Проходите, гости дорогие. Гостю почет, хозяину честь!

4-е дети: Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйка 2: Давно мы вас поджидаем. Праздник не начинаем.

5-е дети: Ехали мы мимо, да завернули до дыма.

Хозяин: Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяйка 1: Припасли мы для вас забавушек на всякий лад: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость 1: Гостям то , известное дело, места хватило, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка 2: В тесноте да не в обиде. Сядем рядком да поговорим ладком о жизни семейной.

Гость 2:

В нашем доме на Кубани

Колыбельную для Вани

Хорошо поет отец.

 

(Поется «Колыбельная песня» , кубанская народная)

                                             image

Гость 3: По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша.

Гость 4: Мужики здесь мастера, ловко правят все дела.

Девочка 1: Да и девочки под стать, им не станут уступать.

(песня «У Кубань – реки», кубанская  народная песня)

 

Гость 5: На Кубани так идет, что талантливый народ

сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.

Гость 6: И блоху он подкует,

Дом добротный возведет.

Утварь всю по дому справит

Чашей полной дом тот станет.

Хозяин: И сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц.

Гость7: Как с детства не научишься , так всю жизнь промучишься.

Хозяйка 1:Ну-ка, кто хочет свое умение показать?

 

(Выходят три девочки, звучит мелодия кубанской песни)(мелодия «Распрягайте, хлопцы, коней»).

 

Хозяйка 2: Как музыка начнет играть,

                    надо ниточку в клубочек мотать.

                    А как музыка закончит играть,

                    Значит хватит вам ниточку мотать.

image

(Проводится игра-соревнование «Кто быстрее намотает клубок». Хозяин сравнивает клубки, хвалит девочек за работу)

image

Хозяйка: Большой клубок, тяжелый. Сколько же ты за клубочек возьмешь?

Девочка : Денег не нужно, товару не нужно,

                  Частушки хорошие спойте мне дружно.

Девочка : Поработали, а теперь отдохнуть не стыдно.

Хозяйка 1: А говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде?

Девочка : Разве дело только в моде,

                  Если любят их в народе.

(Исполняются частушки)

 

Эй, девчонки – хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

 

Эх, топну ногой,

Да притопну другой,

Не могу стоять на месте,

Характер такой!

 

Начинаю я припевку,

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную.

 

                                          Мальчик 1.

                                            Если б не было воды,

                                            Не было б и кружки.

                                            Если б не было девчонок,

                                            Кто бы пел частушки?!

                                         Мальчик 2,

                                            Вы послушайте, девчата,

                                            Нескладуху буду петь.

                                            На дубу свинья пасется,

                                            В бане парится медведь.

                                        Мальчик 3.

                                            Был я маленький когда-то

                                           Я мечтал быть моряком.

                                           А теперь хочу ребята

                                           Стать Кубанским казаком.

 

Мы частушки петь кончаем

И кончаем разговор

Мы сегодня уезжаем поступать

В Кубанский хор.

image

 

Хозяин.: Дальше бой скороговорок,

                разрешите нам начать.

                Кто-то пусть скороговорит,

                Остальных прошу молчать.

Гость 8: Ну что ж, говори свою скороговорку, нам ее повторить, что комара словить.

Хозяйка 1: Слушайте, запоминайте,

Да складно повторяйте.

 

( скороговорку  говорят 2-3 ребенка )

 

 На возу лоза, у воза коза.

                Летят три пичужки через три пусты избушки.

 

(Ведущий награждает участников конкурса сушками)

 

Хозяин: А для гостей званых и почетных, я тоже приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас горазд говорить. Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Почитайте-ка скорей, да скажите веселей.

(Зрители вынимают листки со скороговорками, разворачивают и читают)

 

Ведущий: В старину считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Я предлагаю поиграть в игру «Передай подкову». Под музыку передается подкова. На ком музыка остановится, тот исполняет желание играющих.

                                     (Под музыку идет игра)

imageГость: Хорошо у вас. Но пора и честь знать. Спасибо хозяюшке за веселье. И на добрую память мы дарим вам подковки, пусть они принесут вам счастье.

 

Звучит кубанская народная песня «Ой, Кубань – красавица»

  

(Дети вручают гостям подковки)

 

Хозяйка : Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощением знатным.

Чай  горячий – наша сила,

Украшение стола.

«С чая лиха не бывает»-

Так в народе говорят.

                                            . image

Хозяин: Чай-здоровье – всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Ведущая: Приглашаем всех на чай с сушками, да пирогами  вкусными.

 

(Дети выходят под музыку с песней «Так будьте здоровы, живите богато».)

 

 Ведущая: Жизнь показывает, что нельзя забывать свою историю, мудрые народные традиции. Народное творчество возрождается заново, и хорошо, что делают это наши дети.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Казачьи посиделки"

Комплексное  занятие  по  развитию  речи  с  музыкальными  играми и песнями...

Конспект занятия "Посиделки" для детей старшей группы

Конспект  интегрированного занятия (ознакомление с окружающим, музыкальным, изобразительным)...

Конспект занятия в старшей группе "Посиделки у самовара. Изготовление народной куклы"

Целью данного занятия является приобщение детей к народным традициям. Дети знакомятся с раздичными видами кукол, с помощью воспитателя делают куклу-стригушка....

Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре Кубани «Кубанские посиделки».

Цели:Приобщить детей к народной культуре Кубани.Обобщить знания детей о кубанских традициях, быте, названий вещей.Дать представления о названиях казачьей одежде, обычаях, песен и игр.Способствовать тв...

Конспект открытого занятия "Русские народные посиделки"

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры«Посиделки – наш старинный русский праздник »с детьми подготовительной  группы  Дата проведения: 10 февраля 2015 ...

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...

Конспект занятия «Фольклорное развлечение, посиделки»

Адресная группа: учителя-логопеды, педагоги ОО, родители....