НОД "Ленинградская - капелька России" Социально-коммуникативное развитие.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Босая Людмила Ивановна

В этом конспекте с детьми совершается путешествие в прошлое и настоящее нашей станицы. Таким образом можно заменив материал о нашей станице на свой (о своём городе, станице) отправится в путешествие по родному городу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по социально – коммуникативному развитию: «Ленинградская – капелька России»

Цель: Закрепить и пополнить знания детей о растительном и животном   мире Краснодарского края, о достопримечательностях станицы Ленинградской

Программные задачи:

  1. Вспомнить и закрепить особенности  жилья и быта казаков.
  2. Продолжать работу по обогащению краеведческого словаря (употреблять в речи слова кубанского диалекта);
  3. Совершенствовать диалогическую  речь, умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками.
  4. Продолжать учить  давать ответ полным предложением;
  5. Воспитывать культуру речевого общения, умение быть доброжелательным,  корректным собеседником,
  6. Воспитывать любовь к родному краю, ответственность за сохранение культурного наследия малой родины – станицы Ленинградской, гордости за достижения родного края и станицы.
  7. В бодром, веселом и раздольном пении учить детей прославлять свой   любимый край - малую Родину.

Ход занятия:

Администратор: встречает детей с посылкой

- на детский сад пришла посылка для детей подготовительной группы из станицы Уманской.

Воспитатель:

  1. Кто слышал о такой станице Уманской?  (ответ ребенка)
  2. Вы хотите посмотреть, что нам прислали?  А давайте попробуем отгадать?
  3. Как вы думаете, что нам могли прислать из станицы Уманской? (ответы детей – чем занимались в прошлом?)

Открывают  посылку и  достают письмо и клубочек

«Здравствуйте ребята! В посылке находится необычный волшебный клубочек, с помощью его вы сможете отправиться туда, куда захотите.  Что бы клубочек стал волшебным вы должны произнести волшебные слова: «Ты беги,  беги клубок, через запад на восток обернись вокруг земли, быть по-нашему вели».

Воспитатель: Ребята, а не отправиться ли нам  с вами в путешествие по родимой сторонушке?

      Как называется страна в которой мы живём?

  1. Как называется  наша станица сейчас?
  2. Где находится наша станица?
  3. Какие ваши любимые места в нашей станице?
  4. Парк
  5. Кинотеатр Горн
  6. Музыкальная школа
  7. Площадь, аллея Славы
  8. Библиотека
  9. Памятник Суворову
  10. Памятник Пушкину
  11. Место отдыха у нашей реки

Воспитатель: Да, много замечательных мест. Обращает внимание детей на фото –выставку «Красивые места станицы». (рассматривают фотографии)

Воспитатель: Какие замечательные места есть  в нашей  станице. Наш клубок не простой он приглашает нас отправиться в путешествие по страницам нашего прошлого. Давайте произнесем волшебные слова из письма, и клубок укажет нам дорогу. «Ты беги,  беги клубок, через запад на восток обернись вокруг земли,  прошлое станицы нашей покажи».

Он указывает на повозку. Давным-давно это  был единственный транспорт передвижения.   В  нее впрягали лошадей и передвигались по станице. Прошу вас на повозке занять свои места.

Ребёнок:        Хороши кубанские просторы,

                        Плодородна щедрая земля,

                        Нивы необъятные, как море,

                        Край казачий – Родина моя!

Воспитатель: 200 лет назад, узнали об этих замечательных местах запорожские казаки, которые жили на Украине. И попросили они царицу Екатерину вторую разрешить им поселиться в этом земном раю. И потянулись на Кубань казаки со своим атаманом, а потом привезли сюда своих жен. Стали они не только защищать границы нашей родины, но и просто строить себе дома, которые назывались (курени), разводить скот. Казаки жили в поселках. А назывались эти посёлки по названию самого близкого водоёма Краснодарского края.

1 слайд (дорога) Мы сейчас проезжаем по ул. Хлеборобов, она и сейчас так называется.

2 слайд (хата) это виднеется Кубанское подворье.

- Чем- же занимались казаки, вы знаете?

(ответы детей )

- состояли на военной службе

- на огородах выращивали овощи, в садах фрукты

- выращивали пшеницу

- рыболовством

- разводили  лошадей

Воспитатель: У каждого казака было свое подворье. Как назывались дома, в которых жили казаки? /Хаты/.

3 слайд (хата) вот на окраине посёлка и первая хата виднеется. Пойдёмте, прогуляемся.

Воспитатель:  из чего строились хаты казаков?

(ответ ребёнка)

- Из самана. Замешивали глину с соломой, обмазывали ей хату и сушили на солнце.    Затем белили известкой.    

Воспитатель: Чем покрывали крыши?

(ответ ребёнка)

- Соломой или камышом.

Воспитатель: Казаки использовали материал, который был рядом с ними, чтобы не привозить его из дальних районов.

Воспитатель : Чем было огорожено подворье казака?

(ответ ребёнка)

- Плетнем. Плетень был сделан из хвороста или камыша.

4 слайд: (утварь) Давайте войдём в хату и я вам расскажу о том, как жили кубанские казаки. В каждой казачьей хате в правом переднем углу висела икона, украшенная рушниками. Рушники   вышивались узорами. Использовались  чаще других красные и черные цвета. Красный цвет означал любовь, радость жизни, а черный цвет - печаль.

Все, кто заходил в хату, должны были молиться и кланяться, глядя на икону.

5 слайд: (печь) В каждой хате была русская печь, которая обогревала дом, на ней готовили пищу. Посмотрите, какой   посудой пользовались в своем хозяйстве казачки.

1.Чугунок - каша, борщ.

2.Глечик - молоко, сливки.

3.Махотка - мед, сметана.

4.Миска - из нее ели пищу.

Воспитатель: Из чего сделана такая посуда?

- Глина, чугун, дерево.

Шли годы, менялись времена, а казачьи поселки стали большими Кубанскими станицами.

Воспитатель: Сейчас мы попросим клубочек перенести нас в настоящее нашей станицы. (говорим волшебные слова и дети передают клубочек друг другу). Вот мы и вернулись в настоящее. Прогуляемся по станице.

6 слайд: (памятник Суворову)

Воспитатель: Этот памятник знаком вам?

(дети) Да, это памятник Суворову. Он находится на главной улице, которая начинается возле рынка и заканчивается  у памятника лётчикам.

Это главная улица, она начинается возле рынка и заканчивается  у памятника лётчикам. Она длинная и широкая, красивая, на ней есть много современных и старинных зданий, есть магазины, аптеки, стадион.

- А как называется эта улица? (Ленина)

7 слайд: (самолёт) А это место узнаёте? ……

 Дети: Да, это памятник летчикам у въезда в станицу.

8 слайд: (река) Ребёнок: Через нашу станицу протекает река, а называется она Сосыка. Через реку построен широкий мост. Она красивая, широкая, где плавают утки, гуси, лебеди, ходят цапли, рыбаки ловят рыбу.

  1. Какая рыба водится в нашей реке? (лещ, тарань, сазан, карась, окунь, красноперка).
  2. А какие травы растут по берегам реки? (подорожник, лопух, полынь, лебеда, зверобой, щавель, пастушья сумка, цикорий.)

9 слайд: Это место наверняка знакомо всем.

ребёнок: Это место отдыха для взрослых и детей. В этом месте посажено много деревьев, растут цветы. Здесь много лавочек, где можно отдохнуть. А ещё есть красивый фонтан, замечательные аттракционы и детская площадка с качелями. Это парк. Слайд 10: (фонтан)

11 слайд: (казачье подворье) Посмотрите,  какое  красивое здание. Его украшают большие окна, колонны. Здесь работают люди, которые изучают историю и культуру казаков, свято хранят традиции народа и учат этому детей. В здании очень просторные залы, а на сцене выступают казаки и казачки. Это здание в прошлом имело одно название, а в настоящем другое. А вы знаете,  как оно сейчас называется?

(Ответы детей)

- Ой, что-то клубочек волнуется (бросает к дверям).  Вот так сюрприз! Да к нам артисты приехали из казачьего подворья (входят артисты). Артисты исполняют кубанскую песню.

Воспитатель: Спасибо вам за песни и танцы. На этой весёлой ноте нам пора возвращаться в детский сад. Путешествие в историю кубанского казачества подходит к концу.

Где наш путеводитель, пора нам обратно «Ты беги,  беги клубок, через запад на восток обернись вокруг земли,  в детский сад нас возврати»  (все садятся в повозку)

Что вам понравилось сегодня, что вы больше всего запомнили? Каждый народ силен своей историей!

Нельзя забывать традиции, обычаи предков. О казаках и кубанском крае создаются фильмы, сочиняются стихи,   поются песни, вот и сейчас давайте   на прощание споем песню о казачатах. Исполняется песня "Мы ребята, казачата»".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Программа «Капельки» по музыкальному развитию (вокал)

К программе «Одаренный  ребенок» МАДОУ ЦРР-ДС № 44 «Золотой ключик»...

Проект «Капелька за капелькой»

Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

КОНСПЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ» Задачи: Образовательные: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека: -вода-источник жизни; -вода необходима для обеспечения жизнедеятельнос...

НОД в первой младшей группе «Капелька» по познавательному развитию «Зимушка-зима» Воспитатель: Доронина Т.В.

НОД в первой младшей группе «Капелька» по познавательному развитию  «Зимушка-зима»Воспитатель: Доронина Т.В.Цель: Расширять представления о характерных особеннос...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми с задержкой психического развития. Тема: «Поможем Капельке»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми с задержкой психического развития.Тема: «Поможем Капельке» @font-face {font-family:SimS...

Речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие "Маленькая капелька"

Речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие "Маленькая капелька"...