Национальное воспитание
статья (старшая группа) на тему

Михеева Татьяна Валерьевна

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре.

 

    В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном

сознании к духовному богатству культурного наследия татарского народа.

В этом следует видеть стремление татар к национальному возрождению.

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание,

осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.

Знакомство детей с национальными традициями начали со сбора и изучения краеведческого материала. Создали в детском саду мини- музей. С помощью родителей музей постоянно пополняется. Дети с интересом рассматривают ухват, сундук, чугунный утюг, коромысло, самовар. Во всех группах оформлены национальные уголки, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно подчеркнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях. Разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также педагогическую модель организации национального воспитания в детском саду.

    Уже во II младшей группе на занятиях, и особенно в повседневной жизни необходимо планомерность всех направлений патриотического и интернационального воспитания, начиная с воспитания и уважения к родителям и близким людям, с привития интереса к родному краю и родной культуре.

    Дошкольники младшего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки и народные игры. Поэтому в своей работе часто использовали колыбельные песни, народные игры, такие как “Карусель”, “Ак калач”, “Песи – песи”, “Медведь”. Перед детьми не ставила цель запоминания фольклорного материала, только упоминали, что – это “татарская песенка” или “татарская народная игра “– дети более внимательно вслушивались в звучание мелодии и слов.

    На занятиях, прогулках, во время трудовой и игровой деятельности часто использовали татарские пословицы  о дружбе, труде, честности, доброте. Старалась использовать пословицы и поговорки в подходящие ситуации, в таком случае лучше раскрывается их смысл, товарищество, доброты, трудолюбия, а образность и яркость народного языка способствует развитию речи  детей. Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и  отзывчивость,  сострадания  к  ближнему.

     В своей работе использовали произведения малого татарского фольклора, такие как например: “Загляни к нам солнышко”. Старалась эти строки читать с небольшой подгруппой детей. Наряду с чтением своих родных сказок или других фольклорных произведений, а также авторских произведений детей знакомили с творчеством русского народа. После чтения русской народной сказки внимание детей обращали на русский костюм и выделяли особенности русского костюма: это не платье, а вышитая рубашка и сарафан – это русский костюм. С детьми рассматривали русский костюм на отдельных картинках и повторяли названия костюма и его отдельные детали  “кокошник”,“вышивки”, “сарафан”.

     Эффективным является использование в тесной связи двух  таких  важных средств, как народная сказка и декоративно – прикладные искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстраций к сказкам. В рисунках видна особенности черт национальности татарского народа: строение глаз, лица, одежда, элементов узора. В своей работе  постоянно готовили детей к пониманию особенностей национального орнамента. В игры вносили куклу в татарском национальном костюме, рассматривали вышитое полотенце, фартук, тюбетейки для мальчиков, платки для девочек. В играх использовали расписную татарским орнаментом посуду: тарелку, чашку, пиалу, кухонные доски.

     Растительные орнамент состоял из простых узоров: листья, тюльпан, сердечко, сказочный цветок, завитки. При рассматривании тарелок, дощечки и других предметов обращали внимание на форму завитка, сочетание цветов.

    Когда  у детей сформировался некоторое представление о национальном орнаменте, провели занятие по рисованию и аппликации, готовили подарок своим любимым куклам.

     Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьей. На родительские собрания были вынесены такие темы: “Семейные традиции”.  При  провидении таких собраний выяснилось, что в домашней библиотеке имеются книги татарских авторов, но читают детям от случаю к случаю. Выяснилось и то, что родители очень мало знают пословицы и поговорки.

    Когда родители начинают осознавать необходимость  приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада с энтузиазмом, включаются в поиски предметов быта национальной одежды для оформления группы, обшить куклу в национальный костюм.

    Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения.  Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада находятся в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре населения, проживающий в нашем городе, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живешь необходимо. Приходится много учиться на различных курсах, семинарах, осваивать новые образовательные программы и технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

национальное воспитание

доклад на тему: "Национальное воспитание"...

Духовно-нравственное начало – основа национального воспитания и образования

В системе дошкольного образования увеличилось количество татарских групп в детских садах, повысилось качество обучения на татарском и русском языках. Выявился положительный опыт работы педагог...

Обобщение опытом на тему : "Национальное воспитание"

Обобщение опытом на тему: " Национальное воспитание"  на кустовом методическом объединение воспитателей по обучению детей татарскому языку ....

презентация уголка по национальному воспитанию

уголок по национальному воспитанию в средней группе...

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный.Раздел программы: «Программа по ознакомлению ...