Проект "Мой город Воркута"
проект (старшая группа) на тему

Калашникова Мария Валерьяновна

·       Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_gorod_vorkuta.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура

Содержание

Тема

Проект «Мой город»

  • Направлен на ознакомление детей с городом и его историей
  • Изготовление альбомов о Воркуте
  • Участие в выставках рисунков, фото композиций

Адресация проекта

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста их родителей, воспитателей детских садов

Руководитель проекта

Калашникова М.В. воспитатель МБДОУ №5 города Воркуты

Участники проекта

  • Воспитатель,
  • дети подготовительной к школе группы,
  • родители воспитанников

Возраст воспитанников

Старший дошкольный возраст

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

  • творчески-поисковый

по количеству участников

  • групповой

по продолжительности

  • краткосрочный

по уровню контактов

  • на уровне образовательного учреждения

по профилю знаний

Цель проекта

  • Воспитание гражданина и патриота своей страны,
  •  формирование нравственных ценностей.

Задачи проекта

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  •  экскурсия в центр национальных культур, выставочный зал
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Трудовой десант по озеленению участка

Ресурсы проекта

  • экспонаты Центра национальных культур ,
  • книги, журналы, открытки,
  • художественные произведения и материалы
  • СD диски
  • Песни о Воркуте…….

Предполагаемые продукты проекта

  • Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия;
  • У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Пояснительная записка

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувства привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками детского сада и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.

Как утверждают психологи: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным краем.

В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности  краеведения как средства патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская) и некоторые другие. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их город- это частица Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Психологи говорят, что в старшем дошкольном возрасте “ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми” (Д.Б.Эльконин), в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н.И,Непомнящая), по-видимому,  связанных и с его национальной принадлежностью.

Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (С.К.Рощин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (М.С.Джунусов, И.А.Суслова и др.). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А.П.Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.

В проекте “Мой город» отражено ознакомление детей с историческими корнями города, края, жизнью и бытом народов Коми; важными людьми: первопроходцами, людьми-героями труда и ВОВ, культуры и искусства; с профессиями северного края; богатством Коми земли и их значением для страны.


Актуальность проекта:

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Цель проекта:

 Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город,экскурсия в центр национальных культур, выставочный зал. 
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Трудовой десант по озеленению.

Гипотеза:

Из истории: Воркута — Российский город, который расположен на севере Республики Коми на реке Воркута. Город находится за полярным кругом, где вечная мерзлота. В переводе с ненецкого название города означает «много медведей», «Медвежий угол». Город Воркута – это красивейший город Заполярья России. Всё, что создано человеческим талантом и трудолюбием в суровых климатических условиях Арктики, вызывает восхищение. Замечательный город для отдыха. Ведь именно тут есть: Полярная ночь, красивые архитектурные памятники, большая тундра. Город Воркута необычайно красив, полон достопримечательностей, попав сюда вы оказываетесь в местах, которые вы могли наблюдать только на экране телевизора. Интересные места не связаны с историческими или архитектурными сооружениями. В этом городе можно любоваться природными видами. Поскольку город был основан на реке Воркута и первоначально назывался поселком Ру́дник, в Воркуте до последнего времени сохранялась традиция гостей говорить не «Я еду в Воркуту», а «Я еду на Воркуту», то есть как бы не в город, а на реку.

Проживая в городе Воркута, на территории красивейших мест, дети  не только не посещают их, но и мало знают о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия;
  • У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
  • этапы,план

Формы и методы реализации проекта:

Раздел программы

Виды детской деятельности

Речь и речевое развитие

1. Познавательные занятия:

  • «Мой город Воркута»
  • «По улицам города»
  • «Север – мой край родной»
  • «Растительный мир родного края»
  •  «Предприятия родного города»
  • «Река Воркута»
  • «Народы Крайнего севера»

2. Творческие рассказы:

  • «Город, в котором я живу»
  • «Я хозяин города»

3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о Воркуте.

4. Чтение художественной литературы.

5. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час».

6. Заучивание стихов.

Игровая деятельность

1. Оформление игротеки дидактических игр

  • Кто лишний.
  • Найди животных нашего края.
  • Когда это бывает.
  • Грибная поляна.
  • Кому, что нужно для работы.
  • Что нам нужно взять в поход.
  • Что перепутал художник.

2. Сюжетно – ролевые игры:

  • Пожарные
  • Защитники Родины
  • Экскурсии в музей
  • Экскурсии по городу

3. Подвижные игры народов Севера.

Трудовая деятельность

  • «Трудовой десант» детей и родителей (озеленение участка, уборка мусора весной, осенью на участке)
  • Конкурс на лучшую кормушку для птиц
  • Конкурс на лучшую ледяную постройку

Ручной труд:

  • Поделки из природного материала
  • Изготовление макетов зданий города
  • Изготовление символики города

Изобразительная деятельность

Рисование:

  • Улицы родного города
  • Где я отдыхал
  • Рисование национальных костюмов народов Севера
  • Хочу о добром рисовать

Лепка: животных, птиц

Конструирование (бросовый материал).

Строительный материал: здания города.

Здоровье и физическое развитие

  • Игры народов Севера

Беседы:

  • «Полезные привычки»
  • «Точечный массаж»,
  • «Лечебный чай»
  • День здоровья.
  • Альбом эстафета «Поделись опытом семейного отдыха»
  • Спортивные праздники, развлечения

Экологическое воспитание

  • Беседа о климатических условиях города.
  • Оформление альбомов с видами животного, растительного мира, их средой обитания.
  • Мероприятия по охране окружающей среды.
  • Викторина «Что я сделал для родного города» (Чистота, уют).

Социальное развитие

  • Встречи с почетными людьми города
  • Экскурсии по родному городу
  • Экскурсии в парк
  • Экскурсия в библиотеку
  • Организация уголка краеведения в группе

Музыкальная деятельность

  • Разучивание стихов и песен о Воркуте
  • Оформление музыкального уголка в русских традициях
  • Прослушивание песен о Севере и городе Воркута
  • Развлечения
  • Оформление стенда «Песни и стихи о г. Воркуте»

Взаимодействие с родителями

  • Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Воркута»
  • Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»
  • Консультации:
  • Помощь в организации экскурсий
  • Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.

Этапы

Основное содержание

Результат

1.Организационный

Диагностика нравственно-патриотического развития детей (ознакомление с родным городом, республикой).

Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной, систематической, комплексной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы с детьми.

Конструирование воспитательно-образовательного процесса с учетом требований основных программ: развития и воспитания «Радуга», региональной экологической программы «Экология для малышей».

Конструирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей воспитанников в решении задач программы.

2. Основной

Решение задач, заложенных в программе.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания.

Достижение определенного позитивного эффекта в усвоении детьми программных задач.

3.Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию (ознакомление с родным городом)

Определение  дальнейших образовательных перспектив выпускников ДОУ (преемственность)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о   правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

Конспект экскурсии «Мой Северный город - Воркута»

Вашему вниманию представляю конспект экскурсии по городу Воркуте Республики Коми. Экскурсия была посвящена юбилею города (70 летию). В конспекте представлены:  беседа о городе и ее достопримечате...

Конспект занятия " Мой город- Воркута" Знакомство с городом и историей.

Занятие подготовлено ко дню рождения города.Занятие проходит с использованием ИКТ.Подготовила: Воспитатель МБДОУ "детский сад №32" г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна.Место реализации МБДОУ « Детски...

Образовательный проект "Окно в историю города Воркуты"

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем гор...

Конспект НОД "Хорошо, что есть на свете славный город Воркута"

Конспект НОД  "Хорошо, что есть на свете славный город Воркута"...

Образовательный проект "История нашего города Воркуты"

Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств....

Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего возраста «Мой город - Воркута»

Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего возраста«Мой город - Воркута» Цель: Закрепить знания детей о родном городе. Задачи:- Продолжать знакомить с традициями...