Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Геральдика нашего города»
материал (подготовительная группа) на тему

Панина Полина Витальевна

Задачи:

  • приобщать детей к истории родного края;
  • обогащать знания о городе Нижнем Новгороде;
  • воспитывать гордость за свой город;
  • формировать представления о символике Нижнего Новгорода;
  • высказывать предположения о символах герба, что они обозначают;
  • находить общие и отличительные признаки герба и флага города.

Словарная работа: древний город, предки, князь, герб, символика

Предварительная работа:

  • рассматривание альбомов: «Мой посёлок», «Нижний Новгород», карты города;
  • рисование по теме «Мой город – моя Родина»;
  • разучивание песни «Нижний Новгород».

Материал:

  • иллюстрации нашего города,

Презентация:

- рассказ о сне царя;

- песня «Нижний Новгород»;

-портрет Юрия Всеволодовича;

-Герб и флаг Н. Новгорода;

-карта Нижегородской области.

Ход занятия.

Воспитатель:

Мы сегодня побываем

Во славном городе,

Да в златокупольном Нижнем Новгороде,

На слияние двух величавых рек матушек,

Где происходили дела великие,

Да и жили люди знатные.

И сегодня мы сказ начнем

О истории герба нашего….

 

- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о городе, рядом с которым мы живём.

Много песен сложено о родном нашем крае, давайте послушаем одну из них.

(Звучит песня «Нижний Новгород»)

- Что вы можете рассказать о своём родном городе? Какой наш город? (ответы детей).

Давайте посмотрим, какой наш город красивый. (Воспитатель выставляет на стенд иллюстрации с видами Нижнего Новгорода) 

- Вы правильно сказали, что наш город очень красивый, но наш город ещё и очень древний.

-  Что означает слово «древний»?

- Древний – это значит, что он возник очень и  очень давно.

Давным давно, когда еще не было больших городов, машин, поездов и самолетов. На слиянии двух рек Волги и Оки было место сказочное по красоте – Дятловы горы. Там, наши предки жили в деревянных домах по берегам рек, пахали землю сохой и охотились, стреляя из лука.  

    Именно здесь в 1221 году великий русский князь Юрий Всеволодович основал город Нижний Новгород. (Показать портрет князя).

- Ребята, а кто знает, кого в давние времена называли князем?

- Самый главный у славян был князь, его все слушались. Князь возглавлял войско, когда нападали враги.

- Много было княжеств. И у каждого был свой герб. А вы знаете, что такое герб? (предположение детей) Герб - это отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, город, страну и т. п.). На изображении герба было самое главное, чем отличался один князь от других.

- Ребята, хотите узнать, как  придумали герб  наши предки?  Тогда слушайте внимательно: В те давние времена, в нижегородских лесах водилось всякого зверя видимо – невидимо: лосей, медведей, волков, оленей. Однажды приснился царю всея Руси Ивану Грозному дивный сон. Будто бы окружил он столицу вражеского царства своим войском, бьются воины, шлемы колоколами гудят и звенят, а враги, стоя на стенах крепости, насмехаются. 

imageВдруг из тумана белого волжского показался сохатый зверь, да такой большой, что вся вражеская рать у него под ногами оказалась. И победил он врагов. Проснулся царь и почувствовал в себе силу и бодрость небывалую. И повёл он своё войско на врагов, и за один раз их разгромил. Вот так и сбылся сон Грозного Царя Ивана.

      Вернувшись в столицу, царь издал указ: «Быть всей земле нижегородской под гербом лося яростного, и появился на царских печатях  и воротах нижегородских буйный лось, бьющий в землю передним копытом».

А позднее, когда царь охотился в нижегородских лесах уже на оленей, герб переделали: вместо буйного лося сохатого изобразили оленя.

-Позже гербы стали придумывать не только цари, рыцари, воины, но и семьи, а потом города и страны.

-Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал своего хозяина от меча, копья.

-  А вот так выглядит герб у нашего города в настоящее время. (Показываем иллюстрацию герба Нижнего Новгорода).

- Какой формы щит нашего герба? (Прямоугольный, внизу посередине заостренный угол). Да, ребята, наш щит серебряный.

-  Какие символы изображены на нашем гербе? Как вы думаете, что они обозначают.

imageПримерный ответ: олень – тёмно – красного  цвета – благородный, смелый, несущий красоту и величия, корона золотого цвета – символ богатства, лавр – славу, красная лента – сила.

- Ребята, у каждой страны и каждого города обязательно есть не только герб, но и флаг.

Флаг – это официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном.

Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.

Мы хорошо с вами знаем флаг России.

Давайте вспомним знакомые слова о флаге

 «Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет

Красная полоска

Солнечный рассвет.

- Посмотрите на флаг Н.Новгорода. На что он похож? Сравните флаг и герб…

- Правильно, ребята, у флага более простая композиция: на белом материале, идущий тёмно – красный олень, рога, глаза и копыта чёрные.

Олень на гербе и флаге одинаковый.

-Мы живем в удивительном городе, с богатой и древней историей и по праву можно гордо называться Нижегородцами.

Ребята, что вы узнали новое на занятии, что вам показалось интересным, о чём расскажите своим близким? Подумайте, что хотели бы ещё узнать?

- А вы в детском саду или дома можете придумать герб своей семьи? Попробуйте дома вместе со своими родителями нарисовать свой фамильный герб, со своей символикой. Мы удовольствием создадим выставку ваших работ. 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_geraldika_nashego_goroda.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Геральдика нашего города»

Задачи:

  • приобщать детей к истории родного края;
  • обогащать знания о городе Нижнем Новгороде;
  • воспитывать гордость за свой город;
  • формировать представления о символике Нижнего Новгорода;
  • высказывать предположения о символах герба, что они обозначают;
  • находить общие и отличительные признаки герба и флага города.

Словарная работа: древний город, предки, князь, герб, символика

Предварительная работа:

  • рассматривание альбомов: «Мой посёлок», «Нижний Новгород», карты города;
  • рисование по теме «Мой город – моя Родина»;
  • разучивание песни «Нижний Новгород».

Материал:

  • иллюстрации нашего города,

Презентация:

- рассказ о сне царя;

- песня «Нижний Новгород»;

-портрет Юрия Всеволодовича;

-Герб и флаг Н. Новгорода;

-карта Нижегородской области.

Ход занятия.

Воспитатель:

Мы сегодня побываем

Во славном городе,

Да в златокупольном Нижнем Новгороде,

На слияние двух величавых рек матушек,

Где происходили дела великие,

Да и жили люди знатные.

И сегодня мы сказ начнем

О истории герба нашего….

- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о городе, рядом с которым мы живём.

Много песен сложено о родном нашем крае, давайте послушаем одну из них.

(Звучит песня «Нижний Новгород»)

- Что вы можете рассказать о своём родном городе? Какой наш город? (ответы детей).

Давайте посмотрим, какой наш город красивый. (Воспитатель выставляет на стенд иллюстрации с видами Нижнего Новгорода) 

- Вы правильно сказали, что наш город очень красивый, но наш город ещё и очень древний.

-  Что означает слово «древний»?

- Древний – это значит, что он возник очень и  очень давно.

Давным давно, когда еще не было больших городов, машин, поездов и самолетов. На слиянии двух рек Волги и Оки было место сказочное по красоте – Дятловы горы. Там, наши предки жили в деревянных домах по берегам рек, пахали землю сохой и охотились, стреляя из лука.  

    Именно здесь в 1221 году великий русский князь Юрий Всеволодович основал город Нижний Новгород. (Показать портрет князя).

- Ребята, а кто знает, кого в давние времена называли князем?

- Самый главный у славян был князь, его все слушались. Князь возглавлял войско, когда нападали враги.

- Много было княжеств. И у каждого был свой герб. А вы знаете, что такое герб? (предположение детей) Герб - это отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, город, страну и т. п.). На изображении герба было самое главное, чем отличался один князь от других.

- Ребята, хотите узнать, как  придумали герб  наши предки?  Тогда слушайте внимательно: В те давние времена, в нижегородских лесах водилось всякого зверя видимо – невидимо: лосей, медведей, волков, оленей. Однажды приснился царю всея Руси Ивану Грозному дивный сон. Будто бы окружил он столицу вражеского царства своим войском, бьются воины, шлемы колоколами гудят и звенят, а враги, стоя на стенах крепости, насмехаются. 

Вдруг из тумана белого волжского показался сохатый зверь, да такой большой, что вся вражеская рать у него под ногами оказалась. И победил он врагов. Проснулся царь и почувствовал в себе силу и бодрость небывалую. И повёл он своё войско на врагов, и за один раз их разгромил. Вот так и сбылся сон Грозного Царя Ивана.

      Вернувшись в столицу, царь издал указ: «Быть всей земле нижегородской под гербом лося яростного, и появился на царских печатях  и воротах нижегородских буйный лось, бьющий в землю передним копытом».

А позднее, когда царь охотился в нижегородских лесах уже на оленей, герб переделали: вместо буйного лося сохатого изобразили оленя.

-Позже гербы стали придумывать не только цари, рыцари, воины, но и семьи, а потом города и страны.

-Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал своего хозяина от меча, копья.

-  А вот так выглядит герб у нашего города в настоящее время. (Показываем иллюстрацию герба Нижнего Новгорода).

- Какой формы щит нашего герба? (Прямоугольный, внизу посередине заостренный угол). Да, ребята, наш щит серебряный.

-  Какие символы изображены на нашем гербе? Как вы думаете, что они обозначают.

Примерный ответ: олень – тёмно – красного  цвета – благородный, смелый, несущий красоту и величия, корона золотого цвета – символ богатства, лавр – славу, красная лента – сила.

- Ребята, у каждой страны и каждого города обязательно есть не только герб, но и флаг.

Флаг – это официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном.

Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.

Мы хорошо с вами знаем флаг России.

Давайте вспомним знакомые слова о флаге

 «Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет

Красная полоска

Солнечный рассвет.

- Посмотрите на флаг Н.Новгорода. На что он похож? Сравните флаг и герб…

- Правильно, ребята, у флага более простая композиция: на белом материале, идущий тёмно – красный олень, рога, глаза и копыта чёрные.

Олень на гербе и флаге одинаковый.

-Мы живем в удивительном городе, с богатой и древней историей и по праву можно гордо называться Нижегородцами.

Ребята, что вы узнали новое на занятии, что вам показалось интересным, о чём расскажите своим близким? Подумайте, что хотели бы ещё узнать?

- А вы в детском саду или дома можете придумать герб своей семьи? Попробуйте дома вместе со своими родителями нарисовать свой фамильный герб, со своей символикой. Мы удовольствием создадим выставку ваших работ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сотворение мира»

Разработка занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему  «Сотворение мира»...

Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”

Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....