Конспект НОД "В гостях у казачка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Рубцова Ирина Владимировна

В рмках реализации регионального компонента, НОД для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_gostyah_u_kazachka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.  Тема: «В гостях у казачки»

( Старшая группа)

Задачи. 

Продолжать учить составлять описательный рассказ. Совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Расширять словарный запас, побуждать упражняться в словообразовании. Активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации. Продолжать прививать интерес к быту казаков. Закреплять знания детей о современной и старинной посуде. Развивать желание больше знать о прошлом родного края.

Словарная работа.

Активный словарь: чугунок, самовар, ухват, железный, деревянный, стеклянный, блестящий.

Пассивный словарь: расписные, фарфор, пластмасса, глина.

Предварительная работа: Посещение музея кубанского быта в детском саду рассматривание иллюстраций. Дидактические игры по теме «Посуда». Разучивание музыкальной игры « Бай- качи-качи-качи» . знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины.

Пособия: Самовар, стол, деревянные и железные ложки, чугунок, чайник, кастрюля, фишки.

Ход занятия

Организационный момент.

Перед занятием в группе  появляется воспитатель в костюме казачки.

Воспитатель.  Ребята, кто хочет пойти ко мне в гости? Я приглашаю вас к себе в избу.

(Дети отправляются с казачкой в избу).

Воспитатель.  Вот и пришли. Добро пожаловать. ( Дети рассаживаются на лавки.  На столе посуда: самовар, чайник, кастрюля, чугунок, железные и деревянные ложки).  Посмотрите, что у меня на столе?

Дети.  Самовар, чугунок, ложки  

Воспитатель Как можно назвать это одним словом?

Дети. Посуда

Воспитатель. Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: « Сколько не мучайся, не три его, а белей не сделаешь».

 Дети    Чугунок.

Воспитатель. Почему так говорят?

Дети.  Потому что он черный.

Воспитатель. Да, я долго его терла, мучилась, думала, что он грязный, а он просто черный и белым его не сделаешь. Скажите, из какого материала сделан чугунок?

Дети  Из железа.

Воспитатель.  Значит он какой?

Дети.  Железный.

Воспитатель.  Да, он  железный. Это хорошо!  Почему?

Дети. Потому что в печке не сгорит. Потому что он прочный, не сломается…..

Воспитатель. Но то, что он железный , - то же и плохо. Почему?

Дети.  Чугунок тяжелый, холодный. А когда нагреется, можно обжечься…….

Воспитатель.  А если бы чугунок сделали из стекла, то он стал бы каким?.

Дети. Стеклянным.

Воспитатель  Стеклянный чугунок это хорошо!  Почему?

Дети. Он легкий, прозрачный,. Он блестящий, красивый, в нем все видно…

Воспитатель. Но стеклянный чугунок это и плохо.  Почему?

Дети. Он может разбиться и тогда об него можно порезаться. Он холодный.  В нем нельзя варить….

Воспитатель.  А если бы чугунок сделали из дерева, то он стал бы каким?

Дети.  Деревянным

Воспитатель. Деревянный чугунок хорошо. Почему?

Дети. Он теплый. И когда нальешь в него горячее, то не обожжешься.

Воспитатель.  Но деревянный чугунок это и плохо. Почему?

Дети. Он сгорит в печке. Он не прочный….

Воспитатель. Все – таки хорошо, что мой чугунок железный. Хоть он и тяжелый, можно обжечься, как вы говорите, но его можно и в печь ставить, в нем можно варить. Какой помощник мне нужен чтобы не обжечься?.

Дети.  Ухват.

Воспитатель. Да , посуда в которой я варю, не такая как у вас . в чем ваши мамы суп варят?

Дети. В кастрюле.

Воспитатель.  Какая еще посуда есть у вас? (Дети перечисляют  предметы посуды) А вы знаете где делают посуду?

Дети.  Посуду делают на фабрике, на заводе.

Воспитатель.  Из каких материалов её делают?

Дети. Из железа, стекла, дерева и пластмассы.

Воспитатель. А вот раньше посуду из дерева, железа и глины делали деревенские мастера. Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: «Сама не ем, а всех кормлю»

 (ложка) Посмотрите, какие у меня ложки на столе?

Дети. Деревянные, нарядные, красивые…

Воспитатель.  Да, ложки у меня деревянные, нарядные, расписные. Скажите:  расписные. (Хоровые и индивидуальные повторы). Их расписывали народные умельцы. Мы ложками не только ели, а ещё и играли.

Динамическая пауза.

Музыкально – ритмическая игра « Бай – качи – качи – качи». Дети играют на ложках и поют песню.

Составление описательного рассказа о самоваре.

Воспитатель. Послушайте загадку и найдите отгадку: «Стоит толстяк, подбоченивши бок, шипит и кипит, всем пить чай велит».

Дети. Самовар ( Хоровые и индивидуальные повторы).

 Воспитатель. Как вы догадались, что это самовар?

Дети. Потому , что он толстый. Потому, что из него пьют чай….

Воспитатель. А из чего вы дома чай пьете?

Дети . Из чайника.

Воспитатель.  Что есть у самовара?

( Дети перечисляют)

Воспитатель. Самовар какой?

Дети. Блестящий, горячий, тяжелый, железный, красивый…

Воспитатель. Да, это самовар. Он блестящий, железный, тяжелый, красивый. У самовара есть крышка, дно стенки, две ручки, кран, 4 ножки. В нем кипятят воду и потом пьют чай. Про него загадка есть: «Железный бес на стол залез – четыре ноги, два уха, один нос да брюхо» ( чтение загадки сопровождается показом частей самовара. Затем воспитатель предлагает детям рассказать о самоваре. Оценивает детские рассказы)

Воспитатель. Да , удивительная вещь этот самовар, хорошая и нужная. .

Обучение грамоте.  А давайте определим сколько частей в слове «самовар» ( опрос детей). На какую букву начинается это слово? Какой заканчивается Придумайте слова, начинающиеся на букву «С». А теперь подберите слова,  начинающиеся на букву «Р»

( За каждое названное слово детям дается фишка.  В конце подводится итог, выявляется победитель.

Воспитатель. Какие вы умненькие, ребятки, умеете загадки отгадывать. Так интересно рассказали о самоваре. Сколько интересных слов мне назвали, когда рассказывали из чего посуда сделана. А как ловко на ложках играете. Вот и самовар шипит, кипит, чай пить велит. Устраивается чаепитие с вареньем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Досуг: "У нас в гостях кубанская казачка"

Развлечение для детей средней группы по Кубановедению....

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

"В гостях у казачки"

Совместная деятельность с детьми...

Конспект развлечения по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «В гостях у казачки»

Конспект развлечения по приобщению детейк народным традициям в старшей группеТема: «В гостях у казачки»...

Конспект интегрированного занятия 2 младшая группа Тема: «В гостях у казачки Аксиньи»

Цель: Приобщение детей к культуре Донского края.Задачи: - закрепить понятие «казачье подворье».- закрепить умение употреблять в речи существительные в форме единственного и множествен...