Плетение из талаша – забытое искусство Кубани. Работа с талашом в ДОУ.
консультация на тему

Плетение из талаша - некогда распространенное ремесло, оказалось в наши дни почти забытым. В последнее время его возрождение привлекает многих педагогов дополнительного образования, учителей технологии и ИЗО, а также воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pletenie_iz_talasha_-_zabytoe_iskusstvo_kubani.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Плетение из талаша – забытое искусство Кубани.

Работа с талашом в ДОУ.

Заселение кубанских земель началось по приказу Екатерины Второй, с целью укрепления  южных российских рубежей. Люди, заселившие кубанские земли привезли с собой культуру, традиции, обычаи.  Они не только оберегали южные рубежи России, но и активно развивали сельское хозяйство. Перепаханные поля и  степи засевались различными культурами: пшеницей, подсолнечником, тростником, сахарной свеклой, кукурузой и т.д.

Кукуруза, как злаковая культура,  занимала не последнее место в жизни кубанцев. Зерна кукурузы являлись ценным пищевым продуктом, как для людей, так и для животных. Початки кукурузы сушили, связывали бечевкой в своеобразные гирлянды , развешивали в комнатах, сараях, на чердаках. Стволы кукурузы шли на корм скоту, а так же использовались для укрепления хат и куреней, из них изготавливали плетни,  ограды для задерживания снега.  Сердцевина початка кукурузы использовалась  как  герметичное закупоренное средство. Сердцевинами кукурузных початков топили печи, при сжигании сердцевины угли издавали своеобразный запах и давали жар, используемый  для выпечки хлеба. Из золы, оставшейся после сжигания сердцевины кукурузного початка, делали щелочной раствор для стирки.

Кубанские казачки при уборке и заготовке кукурузы  обратили внимание на особенности  листьев, окружающих кукурузный початок - кукурузные рубашки или талаш. Талаш имеет разные цвета и оттенки (от светло-коричневого до молочного), при увлажнении очень податлив, легко связывается, сплетается в косички, легко прошивается нитью. Таким образом, наряду с лозоплетением, на Кубани появился новый вид ремесла – плетение из талаша. Из талаша плели бечевки, коврики, подставки под чугуны, корзины, кошелки, короба для хранения сухих продуктов и белья.

К сожалению, некогда распространенное на Кубани ремесло,  оказалось незаслуженно забытым.  В наше время его возрождение привлекает многих преподавателей технологии, ИЗО, воспитателей ДОУ.

Плетение из талаша, как и другие кубанские ремесла, может занять достойное место в региональном компоненте образования, начиная с дошкольного возраста, ибо в прежние времена наши предки начинали приучать детей к рукоделию именно с  4-5 лет.

Талаш – удивительный природный материал, дающий большие возможности сближения ребенка с родной природой, культурой  и традициями своих предков.  Как и работа с различными природными материалами, работа с талашом  формирует первые трудовые навыки, воспитывает  бережное, заботливое отношение к природе. В процессе систематических занятий, изготовления различных по степени сложности поделок, детская рука приобретает точность, уверенность, совершенствуется координация движений, пальцы становятся более гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к  дальнейшей учебной деятельности к школе.

Большое влияние оказывает работа с  природным материалом и на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, цветовую гамму и т.д.

Начинать знакомство с талашом в ДОУ лучше всего с простых элементарных поделок. Например, с аппликаций.  Высушенные листья талаша педагог заранее разглаживает утюгом. Затем уже дети самостоятельно вырезают из него нужные формы, наклеивают на картон, согласно замыслу.  

После аппликации можно перейти к поделкам, требующим одну-две перевязки нитью. Так, начиная с самой простой – рыбки, можно перейти к осьминожку, сделав всего две перевязки (голову), оставшиеся кончики талаша заплести в восемь косичек – восемь ножек.  

Кстати, плетение косичек из талаша, можно вынести в процессе обучения отдельной темой: показать детям деление листа на три части, научить простому плетению косичек из трех полосок. Позднее,  сплетенные косички можно будет скручивать в колечки и уже из них делать интересные аппликации.

После изготовление простых поделок, можно перейти к поделкам более сложным. Детям очень нравится мастерить из талаша куколок.  Изготавливать куколок  будет гораздо интереснее после проведения  предварительной работы: здесь и рассказы о куклах наших прабабушек, сказки о традиционных народных куклах, рассматривание иллюстраций с игрушками казачат и т.д.

Наши предки не делали куклам черты лица, веря в то, что через глаза и рот в куклу может вселиться душа.  Мы же на своих занятиях можем нарисовать куколкам лица фломастерами, сделать глазки из бусинок, семян яблок, груш, арбуза, калины, акации.

Очень интересно в детских работах их талаша смотрятся разноцветные атласные ленты. Ленты можно вплетать куколкам в косички, завязывать бантики, украшать лентами передники, юбочки, рукава.

Из куколок можно составлять различные композиции, обыгрывать различные сюжеты из жизни наших предков. Например:

- мама ведет дочку в храм,

- кукольный хоровод,

- семейный праздник,

- в лес за грибами, дровами, ягодами.

Игрушки и поделки из талаша, изготовленные собственными руками,  вызывает у детей яркие эмоции, искреннюю радость, восторг, происходит становление творческой личности ребенка. Изготовление той или иной поделки требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении поделок дети учатся анализировать,  слышать и выполнять инструкцию взрослого, планировать последовательность своих  действий, контролировать себя по ходу работы. При изготовлении коллективных композиций у детей формируются доброжелательные,  дружеские отношения, чувства товарищества и взаимопомощи.