Познавательно - исследовательский проект Мой уголок природы «Огород на участке»
проект (младшая группа) на тему

Ольга Святославовна Пашкевич

Данный опыт работы направлен на реализацию проектной деятельности с детьми второй младшей группы в летний оздоровительный период "мой уголок природы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результативности

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что  детей 4-5 лет  называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В данном проекте мы широко использовали метод проблемного обучения: вопросы развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность. Проектный метод обучения является для дошкольников инновационным. Проект  направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Вся работа  объединена основной проблемой. Детям, в соответствии с возрастом дано полное представление о культурах, выращиваемых на огороде.

На первом этапе реализации проекта  совместно с родителями мы устроили на игровой площадке наш огород. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая её с игрой. Место для огорода выбрали на открытом, не затенённом пространстве, с учётом,  чтобы осталось достаточно места для двигательной активности. Грядки установили параллельно  друг - другу 2 метра длиной и 60 см шириной, расстояние между грядками 60 см. Грядки наполнили плодородной землёй, использовали 10 мешков. Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений на участке иметься удобный  стол и скамейки. Для ухода за растениями приобрели лейки, грабельки, лопатки.

На втором этапе совместно с родителями на огород высаживались семена и рассаду. Для огорода мы использовали быстрорастущие овощи, прежде всего такие, которые можно есть в сыром виде. Это горох,  редис, морковь, тыква, редис, томат, огурец, подсолнечник, кукуруза и зелень - листья салата, щавель. Грядки  снабдили планшетами-этикетками, на которых нарисованы овощные культуры и имеется дата высадки растения.

Работа на огороде проходила последовательно: посев семян и высадка рассады проходила с 15 по 20 июня. Затем, ухаживали за растениями – следили, чтобы после дождя или полива на почве не образовывалась корка. Пропалывали и прореживали, поливали, рыхлили землю.        

  Всё это помогло сформировать элементарные  трудовые навыки и умения, способствующие воспитанию ответственности за порученное дело, аккуратности. Еще древние греки говорили, что садовая терапия поднимает настроение, повышает жизненный тонус, способствует нормализации всех жизненных процессов в организме, то есть улучшает здоровье человека. Необходимость привести себя в порядок после работы на земле – это развитие культурно-гигиенических навыков.  Ознакомление с разными видами растений – это развитие познавательной сферы малышей, общего кругозора, экологического сознания, любознательности и активности. Сочувствие слабому беззащитному растению, стремление его уберечь от невзгод, защитить, радость от появившихся ростков и первых плодов формируют такое качество как эмоциональная отзывчивость. Совместное взаимодействие в процессе выполнения трудовой деятельности со взрослыми и сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, освоению разнообразных средств общения через становление экологической субкультуры детей. Красота природных объектов и их идеальные пропорции формируют эстетический вкус, умение видеть прекрасное в повседневном, обыденном. Необходимость соблюдать определенную последовательность действий при уходе за растениями учит детей самоконтролю, саморегуляции, организации собственной деятельности последовательно и целенаправленно.

Такую работу мы делали впервые. Детям очень понравилось наблюдать за той жизнью, которая происходит с растениями. Всё это было похоже на волшебное превращение, которые происходили при помощи простых вещей света и воды. Все наши растения были для нас живыми. Этот маленький зелёный островок заряжал нас радостью и энергией на целый день. Наш урожай был очень вкусный, а самое главное – экологически чистый.

Немаловажную роль в реализации проекта сыграли родители, сплотились в общем деле, стали активными участники педагогического процесса, заинтересованными в успешности своих детей.

         Возможные риски проекта так же имели место быть: посадка рассады огородных культур осуществлялась  в середине июня, в связи с погодными условиями, и непродолжительным летом некоторым культурам не хватило времени до созревания плодов: кукуруза, тыква, томат.  Следует учесть опыт на будущее, и высаживать такие культуры, которым хватает короткого северного летнего периода для созревания в открытом грунте.

        Практическим результатом проекта можно считать: выращенные плоды овощей: огурец,  редис, картофель, зелени –салат, щавель. Употребление урожая в пищу в домашних условиях.

Теоритическая часть проекта оформлена в тематический альбом, с поэтапным описанием работы над проектом.

Итог: Считаю, что  задачи   проекта, реализованы в полном объёме.  Расширились знаний и представлений детей о процессе посадки и выращивании растений в условиях  Севера. Дети проявляют интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнают и называет 3-4 растения, их основные части. Могут сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Сформировалось понятие о  условиях роста растения, устанавливают связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями. Таким образом, мы видим, что огород в детском саду это интересное и полезное занятие, которое не только помогает детям лучше узнать жизнь растений, но и проявить разнообразные личностные качества.



Предварительный просмотр:

Участие родителей в проекте «Мой уголок природы»

 в номинации «Огород на участке»

Одной из задач реализации проекта была - улучшение работы по взаимодействию с родителями. Активизировать  позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада. Родители поддержали наше участие в конкурсе по устройству огорода, понимая всю его значимость. Работа с родителями реализовывалась, в соответствии с планом мероприятий проекта:

  1. В рамках итогового родительского собрания,  с родителями проведена беседа  «Знакомство с проектом», где мы совместно обсудили цели и задачи проекта.
  2. Провели анкетирование. Обработав результаты,  мы выяснили, что только 10 %  родителей  наших воспитанников  имеют дачные участки. Но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал. Именно поэтому мы ещё раз утвердились в верности решения, что для наших детей будет   очень полезным устройства огорода на прогулочном участке.
  3. Оказали помощь в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода.
  4. Родители предоставили рассаду овощных культур: томат, огурец, тыква.
  5. Приняли активное участие в посадке растений на огороде, на участке.
  6. Из выращенной  детьми зелени и овощей совместно с детьми, в домашних условиях готовили  разные блюда. Дети с большим удовольствием попробовали овощи и зелень, выращенные своими руками.
  7. Приняли участие в открытом мероприятии для родителей  «Овощи».
  8. Совместно с воспитателями собрали коллекцию семян.
  9. Приняли участие в фотовыставках: «Посадили огород, посмотрите что растёт»
  10. Приняли участие в выставке детских рисунков «Вырастили своими руками».
  11. Для родителей подготовлены консультации: «Зеленый мир на окне», «Как приучить ребёнка есть овощи», «Польза семечек подсолнечника для здоровья», «Трудовое воспитание  ребёнка в семье», «Овощи и фрукты - ценные продукты».
  12. Награждение родителей за активное участие в проекте.

В заключение можно сделать вывод, что привлечение родителей к реализации проекта было плодотворным и эффективным. Позитивный настрой  в общем деле,  является  прочным фундаментом, на котором строилась вся работа педагогов группы с родителями. Родители сплотились в общем деле, стали активными участники педагогического процесса, заинтересованными в успешности своих детей.

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры городской округ город Радужный

Познавательно - исследовательский проект

Мой уголок природы  «Огород на участке»

группа общеразвивающей направленности

№ 1 «Кроха» от 3х до 4х лет (вторая младшая)

Пашкевич Ольга Святославовна, воспитатель

2014

Паспорт проекта

Тип проекта:

  • по методу – познавательно – исследовательский, творческий;
  •  по содержанию – ребенок и природа;
  • по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
  • по количеству участников – групповой, дети 3-4 лет, их родители, воспитатели;
  • по продолжительности – долгосрочный,  2,5  месяца с июня по август.

Актуальность темы проекта: Природа в Радужном сурова, болота да песок. Лишь в мае начинает оттаивать почва. Только с июня по август не бывает снега, но ощутимо ледяное дыхание Севера. Лето короткое и холодное, с частыми дождями, преобладают северные, северо-западные ветры. Но мы, жители Севера, любим эти места и стараемся украсить свой город не только современными домами, но и зеленью. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях в условиях  Севера, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой «От рождения до школы». Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Новизна проекта: состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей природных явлений условиями выращивания огородных культур в открытом грунте, в условиях,  приравненных к районам крайнего севера.

Проектная идея: создать огород на участке детского сада, и получить урожай овощей, выращенных самими дошкольниками.

Цель: формирование у детей  элементарных знаний  о выращивании огородных  культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.  

 Задачи:

  • Продолжать формировать представление об общих   признаках растений   (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о  потребностях растения во  влаге, тепле, свете.
  • Воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.
  • Способствовать развитию эстетического восприятия   природы.
  • Формировать познавательный интерес   в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных  растениях.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, огурцов, кукурузы, редиса, моркови, салата, тыквы, гороха, картофеля, подсолнечника).
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
  • Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  • Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности. 

Социальная значимость: проект направлен на бережное и заботливое отношение к хрупкой природе Севера.

Особенности проекта: выращивание огородных культур в условиях Севера является важным фактором  для физического, эстетического и трудового воспитания детей.

 Возможные риски проекта:  Посадка рассады огородных культур возможна только в середине июня. Гибель высаженной рассады вследствие частых холодных ветров и дождливого  холодного лета. Нехватка тёплого периода для созревания.

Проект отличается творческим подходом и строится на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Прогнозируемый результат

Для педагогов:

  • Расширение связей специалистов в ДОУ.
  • Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, опыты.

Для воспитанников:

  • Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений в условиях  Севера.
  • Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
  • Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
  •  Дети познакомятся с культурными   растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание на участке огорода на грядках.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Получить урожай гороха, томатов, огурцов, картофеля, листьев салата, кукурузы, тыквы, редиски, подсолнечника выращенных самими дошкольниками.

Для родителей:

  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Интеграция образовательных областей:

Этапы работы над проектом:

         1 этап – организационно - проектировочный; определение идеи, планирование, проектирование дизайна уголка природы, подбор семян – изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений (с 16 по 19 июня 2014 г.  - 1-я неделя проекта).

         2 этап – реализация проекта: высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение, проведение с воспитанниками исследовательской деятельности, сбор фото материалов, отчет о реализации проекта (с 20 июня по 19 августа 2014 г.  -  со 2  по  8 неделю проекта).

                 3 этап – анализ результативности проекта, фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растёт», «Оформление выставки рисунков «Вырастили своими руками»,  презентация проекта в форме публичного доклада – 25 августа 2014 г.  (9-10  неделя проекта).

                                         

Этапы реализации проекта:

                                                                                                                                             Таб. № 1

пп

Мероприятия

Цель

Ответственные

Сроки

Реализации проекта

1 этап – подготовительный.

1

Беседа с родителями «Знакомство с проектом», анкетирование.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители

1-я неделя

2

Разработка плана реализации проекта.

Спланировать работу над проектом по этапам.

Воспитатели

1-я неделя

3

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов об овощах и способах их произрастания в условиях  Севера.

Создать методическое обеспечение проекта.

Воспитатели

1-я неделя

4

Подбор семян для посадки на огороде, приобретение необходимого оборудования.

Обеспечить практическую часть проекта.

Воспитатели

1-я неделя

5

Консультации для родителей «Зеленый мир на окне»

«Как приучить ребёнка есть овощи»

«Польза семечек подсолнечника для здоровья»

«Трудовое воспитание  ребёнка в семье»

«Овощи и фрукты -ценные продукты»

Просвещать родителей по теме.

Воспитатели

1-8 неделя

6

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создать условия для реализации проекта.

Воспитатели

родители

1-я неделя

7

Оформление, установка конструкции грядок, заполнение плодородной почвой.

Сконструировать короба грядок и наполнить их землей 60 см ширина 2000 см длина, высота 20 см.

Воспитатели

2-я неделя

2 этап – основной.

8

Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций о культурных растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

Воспитатели

На протяжении всего проекта

9

Дидактические игры:

«В огороде у  козы Лизы»

«Весёлый клоун»

Лото «Мир растений»

«Волшебный мешочек»

«Четвёртый лишний»

«Чего не стало»

Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания (различие овощей и фруктов).

Воспитатели

На протяжении всего проекта

10

Сюжетно-ролевые игры : «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».

Развитие игровой деятельности.  Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей.

Воспитатели

На протяжении всего проекта

11

Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей  о культурах растущих на огороде.

Воспитатели

2-я неделя

12

Рассматривание   семян через лупу, увеличительное стекло.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

Воспитатели

2-я неделя

13

Экспериментальная деятельность «растение - земля»

Выявить свойства земли (черного цвета, рыхлая, сыпучая)

Воспитатели

2-я неделя

14

Практическая деятельность: посадка семян щавель, кукуруза, редис, морковь; высадка рассады тыква, огурец, томат, подсолнечник.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом

Воспитатели

2-я неделя

15

Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен,  связанных с огородом, овощами.

Познакомить с фольклорными произведениями, развивать речь, фантазию.

Воспитатели

2-8

неделя

16

Практическая деятельность: посадка семян гороха и картофеля.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом.

Воспитатели

3-я неделя

17

Опыт – наблюдение  за всходами и ростом овощных культур.

Формировать умение  детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

Воспитатели

3-я неделя

18

Совместный с детьми уход за огородом на участке: полив, рыхление земли, прополка от сорняков, уборка пожелтевших листьев, прореживание моркови и редиса.

 Формировать  у детей  элементарных знаний  о выращивании овощей на огороде, в открытом грунте, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

Воспитатели

3–9

неделя

19

Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.

Формировать представление детей об овощах и фруктах.

Воспитатели

3–я неделя

20

Экспериментальная деятельность – «Что прорастет?»

Определить какая семечка подсолнечника прорастет в одинаковых условиях посадки, месте прорастания, ухода (очищенная и неочищенная сырая семечка, жареная) .

Воспитатели

3–я неделя

21

Экспериментальная деятельность «семена – вода»  (на примере картофеля, пшеницы, гороха)  

Учить детей замечать изменения, которые происходят у замоченных  семян. Определить значение воды в жизни растений.

Воспитатели

3-8  неделя

22

Экспериментальная деятельность «растение - человек»

Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

Воспитатели

4-6 неделя

23

Беседа «Проросшие семена подсолнечника на  подоконнике  переносятся на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по посадке пророщенных подсолнечников  на участок д\с..

Воспитатели

4-я неделя

18

Труд в природе

Пересадка подсолнечника на грядки участка. Формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

4-я неделя

19

Беседа «Семена гороха и картофеля с подоконника  переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по посадке пророщенных клубней картофеля и гороха на участок д\с.

Воспитатели

4-я неделя

20

Труд в природе

Подготовить грядки на участке  к высадке картофеля, гороха, осуществить высадку, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

4–я неделя

21

Экспериментальная деятельность «растение - свет» (на примере выращивания гороха)

 Определить роль солнца в жизни растений.

Воспитатели

4-я неделя

22

Экспериментальная деятельность «растение - вода» (на примере выращивания лука)

Выявить насколько вода необходима для роста растений.

Воспитатели

5-я неделя

23

Употребление  выращенных плодов  «Наш урожай!»

Употребление выращенных плодов, зелени.   Формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

Родители

6-8 неделя

24

Художественно - эстетическое развитие

«Лепка подсолнуха с использованием природных материалов»

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании; Формирование трудовых умений и   навыков,         адекватных   возрасту воспитанников,   трудолюбия;

Воспитатели

6-я неделя

25

  Художественно – эстетическое развитие «Аппликация –консервируем овощи»

Развивать эстетическое восприятие; Формировать образные представления; Развивать знания об овощах, способах их приготовления.

Воспитатели

7-я

неделя

26

Открытое мероприятие для родителей «Овощи»

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес,  внимание к окружающим предметам.

Воспитатели

8-я

неделя

3 этап – заключительный.

27

Оформление выставки рисунков «Вырастили своими руками»

Вызвать положительные эмоции, чувство радости.

Воспитатели

родители

9-я неделя

28

Фотовыставка «Чудо на окне», «Посадили огород, посмотрите  что растёт»

Отразить результаты проектной деятельности  в виде творческих фото-коллажей родителям.

Воспитатели

9-я неделя

29

Анализ результативности

Подготовка итоговой справки самоанализа.

Воспитатели

9-я нделя

30

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации,  информационной папки.

Обобщение результатов  подготовленного материала по проекту.

Воспитатели

10-я неделя

По  реализации проекта «Мой уголок природы», в номинации «Огород на участке» были получены следующие результаты:

  • Дети познакомились с  культурными огородными растениями.
  • У детей сформировался  интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных  растений в открытом грунте.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили представления о  необходимых условиях  для роста растений.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  • На прогулочном участке  создан огород.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Родители приняли активное участие в проекте «Мой уголок природы».



Предварительный просмотр:

Презентация Познавательно-исследовательский проект

«Огород на участке»

(ссылка на презентацию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект оформления прогулочного участка «Мой уголок природы»

Познавательно-исследовательский  проект оформления прогулочного участка «Мой уголок природы»...

Познавательно - исследовательский проект Мой уголок природы «Огород на участке»

Познавательно - исследовательский проектМой уголок природы  «Огород на участке»...

Познавательно - исследовательский проект: Наш уголок природы - «Чудо огород на участке»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проек...

Познавательно-исследовательский проект «Огород на участке» в средней группе.

Можно ли вырастить овощные культуры в ДОУ до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны. Что мешает познать окружающий мир, умение видеть крас...

Познавательно-исследовательский проект для второй младшей группы "Что растёт у нас на участке".

Познавательно-исследовательский проект для второй младшей группы "Что растёт у нас на участке"....

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе « Мини огород на участке».

Актуальность проблемы.Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Наблюдая, за явлениями и объектами природы ребёнок обогащает свои знания. Чем глубже ребёнок познаёт окружающу...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе:«Огород на участке».

Позновательно-исследовательский проект в старшей группе: "Огород на участке"2022г  Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно - экспериментальный.Участники проекта: дети с...