Региональный Компонент
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №5 «Звездочка»
Методическое объединение.
Доклад на тему:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Выполнила :
воспитатель МДОУ №5
Челышева Е.М.
г.о. Власиха, 2015г.
Региональный компонент в дошкольном образовании
I.Введение.
1. «Регион» - часть страны, отличающаяся от других какими-либо условиями или свойствами (словарь Ефремовой Т.Ф.).
2. Значение слова Регион по толковому словарю С.И. Ожегова:
Регион - Большая область, группа соседствующих стран или территории, районы, объединенные по каким-нибудь общим признакам.
Регионализация, одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране, что во многом определяется федеральным устройством Российского государства.
Усиление региональной проблематики - естественный ответ на длительный процесс гиперунификации (единообразие) и сверхстандартизации образовательной политики, длившийся многие десятилетия и приведшие к тому, что сфера образования перестала быть предметом самостоятельной творческой активности регионов, как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников учебно-воспитательной деятельности.
НРК (национально – региональный компонент) ГОС было введено в Федеральном законе РФ «Об образовании» (1992 г.). В статье 7 констатируется, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. В редакции Федерального закона «Об образовании» № 71-Ф3 от 25.06.2002 г. были введены понятия региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
НРК ГОС обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов РФ и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.).
Национально- региональный компонент (НРК) может включать 10-15 % от общего содержания программы.
Содержание и объём регионального компонента определяются природно- экологическим,географо-демографическим,этническим,социально-экономическим и историко- культурным своеобразием региона.
ФГОС предполагает, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:
-Принцип региональности – ориентация на учет особенностей региона в учебно-воспитательном процессе
-Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.
-Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.
-Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным областям в единое целое с учетом задач и потребностей региона.
-Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в крае, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.))
РК в дошкольном образовании.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
- Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
- Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
- Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи народного быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.)))
Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» и др.
Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.
Работа с педагогами
Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение.
Способность педагога связать базовый (инвариантный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ.
Существуют авторские программы по патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента и краеведению, которые могут быть использованы при разработке своих программ педагогами ДОУ, например, программа Н.Г. Камратовой «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет», М.Ю.Новицкой «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», Т.И. Оверчук «Мой родной дом» и др.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая);
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и построения педагогического процесса с обязательным включением всех его участников - детей, педагогов и родителей; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
С целью повышения знаний педагогов об истории заселения края, района, их символике, культуре - в методическом кабинете должен быть собран материал по подобрана аудиотека; картотека конспектов для занятий с детьми в данном краеведению: различная методическая и художественная литература; оформлены тематические альбомы; направлении; фотографии, отражающие разнообразные формы работы с детьми в детском саду. Оформлены мини-центры краеведения в группах, по возможности мини-музей в ДОУ и т.п.
Важно, чтобы на занятиях широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д.
Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов - поэтов и писателей, посвящённых не только родной природе, а также матерям, отцам, героям ВОВ
Живое слово земляков и о земляках на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, экологии и др., воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации образования.
При ознакомлении с окружающим миром с детьми проводятся экскурсии в лес, на речку, в библиотеку, музеи; наблюдения и выбор темы для рисунка; посещение выставок местных художников, концертов.
Для эффективного обучения дошкольников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ педагога, аудио- и видеозаписи), зрительные (рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры).
В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценные ориентации, пробуждается интерес к родному краю, воспитывается любовь к родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
из опыта работы по использованию регионального компонента
данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...
из опыта работы по практическому применению регионального компонента
данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....
Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан
региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....