Региональный Компонент
учебно-методический материал на тему

Челышева Елена Михайловна

Информация теоретического характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rk_chelysheva_e.m.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    Дошкольное   Образовательное  Учреждение

детский сад №5 «Звездочка»

Методическое объединение.

Доклад на тему:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Выполнила :

воспитатель МДОУ №5

 Челышева Е.М.

                г.о. Власиха, 2015г.

Региональный компонент  в дошкольном образовании

 I.Введение.

1. «Регион» - часть страны, отличающаяся от других какими-либо условиями или свойствами (словарь Ефремовой Т.Ф.).

2. Значение слова Регион по толковому словарю С.И. Ожегова:

 Регион - Большая область, группа соседствующих стран или территории, районы, объединенные по каким-нибудь общим признакам.

           Регионализация, одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране, что во многом определяется федеральным устройством Российского государства.  

Усиление региональной проблематики - естественный ответ на длительный процесс гиперунификации (единообразие) и сверхстандартизации образовательной политики, длившийся многие десятилетия и приведшие к тому, что сфера образования перестала быть предметом самостоятельной творческой активности регионов, как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников учебно-воспитательной деятельности.

НРК (национально – региональный компонент)  ГОС было введено в Федеральном законе РФ «Об образовании» (1992 г.). В статье 7 констатируется, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. В редакции Федерального закона «Об образовании» № 71-Ф3 от 25.06.2002 г. были введены понятия региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

НРК ГОС обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов РФ и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.).  

Национально- региональный компонент (НРК) может включать 10-15 % от общего содержания программы.

Содержание и объём регионального компонента определяются природно- экологическим,географо-демографическим,этническим,социально-экономическим и историко- культурным своеобразием региона.

ФГОС предполагает, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

 Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.

Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:

-Принцип региональности – ориентация на учет особенностей региона в учебно-воспитательном процессе

-Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.

-Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.

-Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным областям в единое целое с учетом задач и потребностей региона.

-Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в крае, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.))

РК в  дошкольном образовании.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода  от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
  4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи народного быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.)))

Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» и др.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Работа с педагогами

Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение.

Способность педагога связать базовый (инвариантный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ.

Существуют авторские программы по патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента и краеведению, которые могут быть использованы при разработке своих программ педагогами ДОУ, например, программа Н.Г. Камратовой «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет», М.Ю.Новицкой «Наследие.  Патриотическое воспитание в детском саду», Т.И. Оверчук «Мой родной дом» и др.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;

- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая);

- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

- учет специфики организации и построения педагогического процесса с обязательным включением всех его участников - детей, педагогов и родителей; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

С целью повышения знаний  педагогов об истории заселения края, района,  их символике, культуре  -  в методическом кабинете должен быть собран материал по подобрана  аудиотека; картотека  конспектов для занятий с детьми в данном краеведению:  различная методическая и художественная литература; оформлены тематические альбомы;  направлении; фотографии, отражающие разнообразные формы работы с детьми в детском саду.  Оформлены мини-центры краеведения в группах, по возможности мини-музей в ДОУ и т.п.

  Важно, чтобы на занятиях широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д.

           Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов - поэтов и писателей, посвящённых не только родной природе, а также матерям, отцам, героям ВОВ

Живое слово земляков и о земляках на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, экологии и др., воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации образования.  

         При ознакомлении с  окружающим  миром с детьми проводятся экскурсии в лес, на речку, в библиотеку, музеи; наблюдения и выбор темы для рисунка; посещение выставок местных художников, концертов.

Для эффективного обучения дошкольников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ педагога, аудио- и видеозаписи), зрительные (рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры).        

        В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценные ориентации, пробуждается интерес к родному краю, воспитывается любовь к родине.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....