Фольклорное развлечение для детей Старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

 

Цель: расширение представлений детей о народах, проживающих на Урале.

 

Цель:

1.Образовательные: закрепление названий элементов  национальных костюмов ( кокошник, сарафан, рубашка, калфак, платье, камзол, тубетейка,сапожки)

2.Развивающие:развитие памяти, мышления , монологическая речь.

Расширить представление  детей  о России, как стране, в которой  они живут.

Развивать  умение  инсценировать  песни

3.Воспитательные: закрепление знаний детей  о татарской  и русской  национальной  культурах; воспитание гражданских чувств  и патриотизма  через знакомство  с историей  собственного  народа  и народов  ,живущих  рядом  с нами.

Воспитывать  интерес  к русскому  и татарскому  народному  творчеству: стихи,песни,игры…

Воспитывать  предпосылки  толерантности.

Воспитывать  интерес  и уважение  к татарскому  народу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 55555555posidelkii_babushkin_sunduchok.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Ход праздника: 

-Ребята, к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся  с гостями.  ЗДРАВТВУЙТЕ!

Воспитатель: - Ребята, послушайте,  пожалуйста стихотворение.

       Я узнал, что у меня

       Есть огромная семья -

       И тропинка, и лесок,

       В поле каждый колосок!

       Речка, небо голубое -

       Это всё мое, родное!

       Это Родина моя!

       Всех люблю на свете я.

-Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

 

- Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия.)

-А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

- Назовите Столицу России? (Столица России – город Москва. )

-Назовите Президента России ( Президент России – Владимир Владимирович  Путин. )

-В каком городе  мы живем? ( Мы живем в городе Еманжелинске)

-А как зовут  главу нашего города? (Светлов Евгений …)

-Сейчас прочитаю  еще одно стихотворение,слушаем  внимательно…

На карте мира не найдешь

Тот дом  в котором  ты живёшь.

И даже  улицы  родной

Мы  не найдем  на карте той.

Но мы на ней  всегда  найдём

Свою  страну – наш  общий дом.

-А теперь посмотрите  на глобус, где  мы  с вами проживаем? (Да, действительно  мы проживаем на южном Урале)

(Вот здесь расположены Уральские горы.)

-Горы каким цветом обозначают на карте(Коричневым)

-Как  люди с почтением называют Южный Урал? (  Седой Урал», «Урал- батюшка»

-Ребята, давайте  вспомним, какие народы  проживают на территории Южного Урала. (Правильно, русские, татары, казахи, татары, башкиры итд.)

-Воспитатель :У каждого народа   свой  язык. Люди разных народов  нашей  страны  знают  два  языка: свой национальный. Например татарский  и обязательно  русский язык. Потому что  русский  язык- это  государственный  язык России.

-Посмотрите на экран национальный костюм какого народа вы  видите? (Татарского)

-Татарский женский костюм из каких предметов одежды  состоит?

(Состоит                                                                    из  платья, затем  надевают  камзол или фартук)

-Как называются татарские  народные  сапоги? (ичиги, по татарский читек)

-Из каких предметов  одежды  состоит татарский мужской  национальный  костюм? (Мужской костюм состоит  из рубахи, поверх  одевается  камзол,  шаровары-штаны, сапоги-ичиги)

-Как называется  женский  и мужской  головной  убор (Женщины  одевали калфак, мужчины  тюбетейку)

Физминутка.

 В нашей стране горы-высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

-А этот костюм какого народа? (русского народа)

-Кто расскажет  о русском  народном  костюме?

Ребенок (Варя)У мужчин  и у женщин  основной  частью  одежды  была  рубаха. У женщин  она была  длинной до пяток, а у мужчин  почти  до колен. Поверх рубахи  женщины  надевали  сарафан. Сарафан  украшался  узорами, вышивкой, атласными лентами.

-А кто хочет  дополнить рассказ ?

 Ребенок( Люба): А мужчин рубаха дополнялась штанами. Рубашка   у мужчин опоясывалась кушаком. Кушак - это пояс.

-Кто хочет  рассказать  о головных  уборах  (Ева.)

Образец рассказа: Головной убор у русских всегда был очень важным в наряде.  Женщины надевали на голову праздничные кокошники, ленты с вышивкой, которые назывались «венец», платки. Кокошники для праздников очень красиво украшались золотым шитьем, бисером, самоцветами, украшали нитками бус. У мужчин самый распространенный головной убор был колпак ( Картузы с козырьком)

Воспитатель: Молодец Ева  очень хорошо нам рассказала о русских национальных головных уборах, присаживайся на свое место.

-А какую обувь носили русский народ(Саша). Выходи, пожалуйста, на середину и расскажи ребятам.

Образец рассказа: Обувь четко не разделялась на мужскую и женскую. Повседневно носили лапти (они были сплетены из бересты и лыка – это кора липы). Лапти плели сами  - дома (воспитатель показывает лапти, дает рассмотреть и потрогать детям). В праздник надевали сапоги.

У мужчин были черные сапоги, а женские красные, их украшали узорами (воспитатель показывает иллюстрации).

Воспитатель: Молодец, Сашенька очень хорошо рассказал нам. Мы многое узнали о татарских и   русских народных  костюмах.

-А сейчас  мы хотим  показать  вам мини-спектакль , который называется посиделки

 (Дети сидят полукругом.)

В середине зала сидит мама в татарской народной национальной одежде, вяжет шерстяные носки.

 1 ведущий: - Добро пожаловать, дорогие гости! Милости просим!

 2 ведущий: - Всем желаем счастья, здоровья и благополучия

 1 ведущий: - Мы вас уж давно поджидаем. У нас сегодня праздник.

2 ведущий: - Мы приглашаем вас с нами петь, танцевать и поиграть в татарские,  русские  народные игры.

(Звучит тихая татарская музыка, )

(входит папа в татарской национальной одежде.)

 Папа: - Всё, кажется, жена, я все дела сделал во дворе.

 Мама: - Ладно, хорошо. Можешь уж отдыхать.

 Папа: - Жена, давай съездим в гости к сестре, заодно и отдохнем.

 Мама: - Ой, было бы очень хорошо, давно уже не виделись.

 Папа: Ладно, ты тогда готовься, вещи собирай. А я лошадь пошел запрягать. (Уходит)

Мама:        - Хорошо. Хорошо. Сейчас гостинцы соберу. (Собирает сумку)

(Входит бабушка и девочка.

 Бабушка: - Доченька, куда это ты собираешься?

 Мама:  - Мама, мы в гости поедим к сестре, узнаем, как она поживает.

 Бабушка: - Хорошо вы придумали. Уезжайте и привет передавайте.

 Мама: - Ладно, передадим, мама. Ты доченька слушайся, пожалуйста, бабушку.

Дочь:        - Мама, не волнуйся. Все будет хорошо. До свидания.

(Мама уходит, захватив сумку.)

 Дочь: - Бабушка, бабушка! Можно я всех своих друзей и подруг в гости позову, на посиделки

 Бабушка:   - Хорошо, внученька, зови у друзей и подруг. (Уходит)

 Дочь:- Ура – ура! У меня посиделки!  Эй, вы слышите меня, приходите подружки. Эй, Динара, Алсу, слышите, слышите, вы тоже приходите.

(Звучит татарская музыка.)

Дочь:        

- Ой, идут мои гости. Надо их встречать.

(Музыка играет девочки танцуют) (Бабушка вяжет).

(после танца)

ТАНЕЦ  РУССКИЙ НАРОДНЫЙ.

 Бабушка: - Ой, молодцы мои внученьки!!!

 -Когда мы были молодыми мы играли разные национальные  игры.

Давайте мы тоже поиграем.

А какую игру мы  с вами  будем играть , нам  подскажет  мой  сундучок.

-Сундучок, сундучок, приоткройка  свой  бочок!(Бабушка  открывает  и достает  тюбетейку)

-Ребята, догадались какую игру  будем  играть? (Правильно,  татарскую игру  «Одень тубетейку»

(Игра Тубетейка) Музыка

Правила   игры. Дети становятся  в круг. Поют   на  татарском  языке , и  одевают  тюбетейку. Таким  образом  , передают  друг  другу. Игра проводиться  под  музыку.

В конце  песни , у кого   остается   тюбетейка. Тот и должен исполнить ( я вам скажу что делать): спеть  песенку, рассказать стишок,   кричать как петушок , и тд. Дети под быструю татарскую мелодию, одевают на голову тюбетейку и передают ее следующему, на ком музыка остановиться, тот должен будет станцевать, или рассказать стишок!

-На ком музыка остановилась, получает задание.

 1)Поет песенку «Пусть всегда будет солнце…(1 куплет)

Солнце светит всем одинаково

2) рассказывает  стишок» Татарчада яхшы бел, русчада  яхшы бел

  Икесе дэ безнен очен  ин кирэкле затлы тел. (Перевод: Татарский язык  знай хорошо, и русский язык  знай хорошо п.ч оба эти языка нам очень нужны)

3)Танец показывает (Люба)

-Вам  понравилась  эта  игра?

-Молодцы,поиграли  мы  с вами  татарскую  игру ,  а теперь  поиграем   русскую народную  игру.

      -Угадайте. Какую  игру будем  играть,

 Сундучок даст нам подсказку .

 -Сундучок,сундучок , приоткройка свой  бочок!

(Бабушка показывает ленточку)

  Русская  народная игра «Заря – зарница»

Заря-зарница,

 Красная девица,

 По полю ходила,

 Ключи обронила.

 Ключи золотые,

 Ленты голубые,

 Кольца обвитые,

 За водой пошла

  1.  Внучка: - Сундучок,  сундучок  ещё  какой  сюрприз ты нам  приготовил?  Вынимает  большой  красивый  платок. (Рассматривает  его)

Бабушка: -Да, этот платок мне подарила моя  любимая бабушка.

Ещё меня вязать она научила.

Подружка внучки:  Бабушка  научи нас  тоже  вязать  шаль?

-Научу , конечно.

-Думаю, с начала, вам будет  интересно  примерить   элементы  татарского костюма. Для девочек калфаки .  А для мальчиков  тюбетейки.

                        (Танец  « Шаль Бэйлэдем»)

-Ой какие красивые платки у вас  получились , постарались на славу , молодцы!!!

Ну-ка сундучок  ёще какой  сюрприз ты  нам  приготовил?(открывает)

-Ой какой то конверт, открываю а там написано

Дорогие  мои друзья!!!

Я очень рад  что вам понравились  мои сюрпризы. Вы хорошо  справились  со всеми  зданиями. За это  приготовил  вам  свое угощение. Татарское блюдо чак-чак

 (-И сегодня «бабушкин сундучок» приготовил  нам  свое  угощение (для   всех   ребят  внучат)(показывает на  чак-чак))

(Бабушка достает чак-чак ...)

Приглашаю  всех  гостей  на чаепитие.

 (Чаепитие)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей в возрасте 3-5 лет

Рабочая программа кружка  направлена на социально-нравственное воспитание детей  дошкольного возраста. Работа по приобщение детей  истокам национальной культуре посредством фольклора им...

Сценарий праздника«Фольклорный сундучок»для старшей группы

   СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА         «ФОЛЬКЛОРНЫЙ СУНДУЧОК»   для старшей группы            ...

Дополнительная программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей второй младшей группы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАфольклорного кружка «Волшебный сундучок»для детей II младшей группы № 1 срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 годАвторы-составители:Арх...

Реализации этнокультурного компонента через УМК «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»

В нашем детском саду проводится работа по Учебно- методическому комплекту «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»...

Проект «Фольклорный сундучок» (во 2-ой младшей группе)

Проект «Фольклорный сундучок» (во 2-ой младшей группе) создан для повышения интереса к фольклору, любви к чтению, играм и  развития детей.Проект долгосрочный, групповой, познавательно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА фольклорного кружка «Волшебный сундучок»

Программа на основе русского народного фольклора для детей средней группы (4-5 лет)...