Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе по региональному компоненту «Черное море»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Андреева Надежда Леонидовна

    Данное занятие было проведенно в конце октября в предверии Международного дня Черного моря, который празднуется 31 октября.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.docx22.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    в подготовительной группе

    по региональному компоненту «Черное море»

    Цель: расширить знания детей о родном крае

    Задачи:  

    • познакомить детей с версиями возникновения названия «Черное море»;
    • уточнить и расширить знания о городах Краснодарского края, расположенных на Черноморском побережье, о названии причерноморских стран;
    • расширить знания детей о свойствах соленой воды;
    • продолжать формировать представления об обитателях Черного моря;
    • закреплять умение отвечать на заданный вопрос полным ответом, дополнять ответы товарищей, стимулировать речевую активность детей;
    • воспитывать бережное отношение к природе.

    Материалы и оборудование: прозрачные одноразовые стаканчики с питьевой водой по количеству детей, цветные одноразовые стаканчики с соленой водой по количеству детей, небольшие восковые шарики с вложенным кусочком проволоки, для утяжеления по количеству детей, изображения морских обитателей (дельфин Белобочка, дельфин Афалина, ставрида, камбала, барабулька, морской ерш, катран, морской конек)

    Содержание:

    Педагог: Послушайте стихотворение поэта Владимира Нестеренко.

    Что я сделать смогу на морском берегу?

    Что я сделать смогу

    На морском берегу?

    На песке построить город

    И каналы для воды,

    Я могу построить горы

    И подземные ходы.

    На морском берегу

    Что я сделать смогу?

    Я могу с волной в пятнашки

    Как с Наташкой, поиграть.

    И под солнцем без рубашки

    Бегать, прыгать, загорать!

    Что я сделать смогу

    На морском берегу?

    Ребята, вам понравилось стихотворение?  А как вы думаете, что такое море? Ответы детей.

                    Море – это огромный водоем, окруженный сушей. Территорию Краснодарского края омывают два моря: Черное и Азовское. На берегу какого моря мы с вами живем? Правильно, мы живем на берегу Черного моря. Оно связывает России со многими странами, с такими как Турция, Грузия, Болгария, Абхазия, Румыния. На побережье расположено множество городов и поселков. Какие города Краснодарского края, расположенные у Черного моря вы знаете? Ответы детей.

                    Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи именно эти города нашего края расположились на Черноморском побережье.

                    С древнейших времен Черное море известно человечеству! Его чарующая красота воспета многими поэтами. На протяжении истории оно сменило несколько названий. Первые греческие мореплаватели называли его Понтом Аксинским, что значит море негостеприимное. Однако позже, они изменили свое мнение и стали называть его Понтом Эвксинским, то есть морем гостеприимным. В старину на Руси его называли морем Понтийским, а так же Русским.

                    Современное название ученые объясняют по-разному. Одни думают, что название «Черное» или негостеприимное, море получило за то, что все завоеватели, все враги, которые хотели принести беды местным жителям, встречали решительный отпор и не моги победить племена, проживающие здесь. Другие ученые считают, что название «Черное море» связано со штормами и с тем, что вода в море во время шторма темнеет. А вот третьи ученые думают, что название нашего моря связано с тем, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием сероводорода, вещества, которого много на дне Черного моря.

            В морской воде держаться на поверхности проще, нежели в пресной воде. Ребята, как вы думаете, почему? Ответы детей. А давайте проверим? Перед вами два стакана с водой. В одном вода пресная, а в другом такая же, как в море. Попробуйте воду, которая налита в прозрачном стаканчике. Какая она? (пресная) А теперь давайте попробуем воду, которая в цветном стаканчике, какая на вкус эта вода? (соленая) Перед вами два одинаковых восковых шарика, возьмите их. Один аккуратно опустите в пресную воду, а другой также аккуратно в соленную. Что происходит с шариками? (В пресной воде шарик утонул, а в соленной плавает на поверхности) Ребята, в чем же секрет, почему в цветном стаканчике шарик не утонул?  (ответы детей) Совершенно верно, потому что в этом стаканчике вода соленная, как в море. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. В Черном море вода не такая соленная, но все же плавать в ней легче, чем в пресной воде. А еще вода в море не одинаково соленная. Верхний слой моря менее соленный, нижний – более.

    А теперь давайте отправимся на море.

    Физкультминутка:

                    Море очень широко

                                    Дети широко разводят руки в стороны.

                    Море очень глубоко.

                                    Приседают, касаясь руками пола.

                    Рыбки там живут, друзья,

                    Выполняют движение ладонями «Рыбка».

    А вот воду пить – нельзя!

                    Разводят руки в сторону, приподняв плечи

    Над волнами чайки кружат,

    Полетели за ними дружно.

    Брызги пены, шум прибоя,

    А над морем – мы с тобою!

                    Дети машут руками, словно крыльями

    Мы теперь плывем по морю

    И резвимся на просторе.

    Веселей загребай

    И дельфинов догоняй!

                    Делают плавательные движения руками.

     

    Педагог:  В нашем теплом море водится свыше тысячи видов животных. Среди них – удивительные и красивые млекопитающие, часто парами, тройками или целыми стайками, сопровождающие корабли. Догадались, о ком идет речь? Конечно, это дельфины. В Черном море водится самый быстрый дельфин – Белобочка (показ фотографии), а также самый известный и популярный вид – Афалина (показ фотографии). Дельфины любопытны, умны и хорошо относятся к людям. Они - очень подвижные и ловкие хищники. Кто мне скажет, чем питаются хищные животные?  Ответы детей. Правильно, дельфины питаются рыбой. В Черном море примерно 190 видов рыб и морских животных. Например, морской конек. (показ фотографии). А каких рыб, обитающих в Черном море, вы знаете? Ответы детей. Молодцы! Знаете много рыб. Давайте посмотрим на них. (показ фотографий: камбала, бычок, барабулька, ставрида, морской ерш). А еще в Черном море водится самая настоящая акула! Называется она – катран. Это небольшая акула и в отличие от многих своих родственников, никакой опасности для человека она не представляет.

            Велико значение Черного моря, но мы с вами не должны забывать, что Черное море нуждается в защите от неправильных действий человека, которые могут сильно навредить морю. Как вы думаете, что нельзя делать? Ответы детей. Вы все правильно назвали, нельзя вылавливать редких рыб, загрязнять море и береговую полосу.

            Мы сегодня с вами много узнали о Черном море. Что же именно нового вы сегодня услышали? Ответы детей. Молодцы! Вы были очень внимательными слушателями.

    Использованная литература:

    1. Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. «Кубановедение. Практикум. 2 класс – Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2014
    2. Коровин В.И. Природа Краснодарского края, - Краснодар «Краснодарское книжное издательство», 1979
    3. Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. Природоведение. Учебное пособие для учащихся начальной школы, - Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия (подготовительная группа) по теме: «Веселые матрешки»

    Цели занятия: • Познакомить детей с историей русской матрешки. • Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. • Привить интерес к народному творчеству. • Познак...

    План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

    Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

    конспект занятия по познавательному направлению (региональный компонент): " Уголок планеты, там, где мы живем"

    Реализация регионального компонента посредством ознакомления детей старшего возраста с родным краем....

    КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ-КУБАНОВЕДЕНИЕ) СТАРШАЯ ГРУППА Составитель: Скоридченко С.А. воспитатель МБДОУ Д/С №14 "Ромашка" г. Белореченска Краснодарского края

    Особую роль в воспитании патриотизма. формировании эстетического воспитания дошкольников в современном обществе играет культура, традиции. обычаи, народное прикладное искусство. Именно с народной игры...

    План-конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе к Международному дню Черного моря.

    План-конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе к Международному дню Черного моря.Тема занятия: «Международный День Чёрного моря».Цель занятия: обогащ...