Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС «Живем мы в Северном краю!»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Тубилова Сария Хатмулловна

Конспект с требованием ФГОС "Живем мы в Северном краю!" (с региональным компонентом)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ "СШ №40" дошкольное отделение

Тема: 

Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС

 «Живем мы в Северном краю!»

(для дети старшего возраста 6-7 лет)

Тубилова Сария Хатмулловна                                                                                                         - воспитатель  подготовительной группы "Фантазеры"

 МБОУ "СШ № 40"  дошкольное отделение

ХМАО-Югра  г. Нижневартовск

г. Нижневартовск

Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС

Тема: «Живем мы в Северном краю!"»

 (для детей подготовительной к школе группы)

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к коренному народу Севера: ханты и манси и к природе родного края - Югре.

Программное содержание:

1.Формировать национальное сознание у детей дошкольного возраста, приобщение детей к культуре народа ханты, его духовным, материальным ценностям.

2.Обобщать знания детей о жизни и быте коренных народов Севера, Формировать представления детей о жилых постройках коренных народностях нашего края. Расширять детский кругозор.

3.Активизировать словарь детей: озеро Самотлор, Югра, ханты и манси; стойбище; чум, шест. Развивать образное мышление, продолжать учить отгадывать загадки.

4. Развивать логическое мышление, умение работать в группе, приходить к единому мнению, распределять роли в соответствии со знаниями и умениями.

5.Знакомство с народными играми ханты. Развивать ловкость, силу рук и ног, координацию движений, выносливость. Формировать быстроту реакции, воспитывает силы воли, настойчивости.

6. Воспитывать любовь, привязанность  к родному краю. Формировать патриотические чувства у детей, воспитывать толерантное отношение к народам ханты и манси. Воспитывать интерес к жизни и традициям коренных жителей Сибири.

Материал: Географическая карта России; предметы декоративно – прикладного искусства ханты: национальный костюм, туески; грамзапись – хантыйские мелодии; макет чума; картинки: жилищные постройки: чум, хозяйственные постройки: лабаз; иллюстрации животного и растительного мира тайги; модули для создания игровой ситуации; следы животных; посуда для пробы лесных даров.

Ход занятия.

I часть. Беседа с детьми.

(Воспитатель подходит к  географической  карте России)

- Ребята, скажите, как называется наша страна, Родина? (Россия)

- Да, Россия - это наша Родина. Она очень большая (показ на карте), могучая и богатая страна. Богата: лесами, полями, много рек и озер, а в них очень много рыбы. Много ископаемых богатств: нефть, газ, уголь. В России живут люди разных национальностей.

- Ребята, как называется наш край, где мы с вами живём? (Ханты-Мансийский автономный округ)Да, ребята, ХМАО является для нас малой Родиной, потому что вы здесь родились и живете.

(Показ территорию ХМАО на карте)

- Как называется наш город? (Нижневартовск)

- Чем он знаменит или чем богат наш край? (нефтью)

- Как называют людей, которые добывают нефть? (нефтяники) 

- Как вы думаете, как люди узнали, что на этой земле есть нефть?

II часть. Рассказ воспитателя.

 " Много лет назад страна направила разведчиков недр в Ханты-Мансийский округ. И после многочисленных поисков было открыто месторождение природного газа. У геологов прибавилось уверенности: где есть газ, там и нефть. И пошли они дальше - за нефтью, пробиваясь сквозь топи болота. Наконец они наткнулись на безвестное в то время озеро с таинственным названием «Самотлор».                  

(Дети несколько раз повторяют слово Самотлор)

(Рассматривание картины озера Самотлора)

   В переводе на русский язык "Самотлор" означает "сердце озёр", потому что форма озера напоминает человеческое сердце.  Самотлор давно перестал быть просто озером. Потому что под ним – крупнейшее в России месторождение нефти, которое изменило историю целой страны. «Бог создал землю, а дьявол - Самотлор» - говорили местные жители. Вокруг озера были сплошные болота. Геологи среди топей выбирали островки суши, вертолетами переправляли оборудование бурили породы. Первую нефтяную скважину на Самотлоре пробурили в мае 1965 года бригада бурового мастера Григория Ивановича Норкина.

(Дети рассматривают картину, с изображением памятника первой нефтяной скважины) 

   Памятник «Первая скважина» находится в 25 километрах от города Нижневартовска. Самотлор живет, Самотлор работает и дает стране нефть и сегодня. Но мы теперь знаем как тяжело добывается нефть и какие мужественные люди работают здесь. Первый нефтяной фонтан на Самотлоре забил 29 мая 1965 года. Ребята, в этом 2015 году исполнится 50 лет, как наши нефтяники открыли Самотлоркую нефть для нашей стране!

Ребенок:

Раньше здесь были болота,

Раньше здесь была тайга.

А теперь кипит работа:

Люди строят города!

Физминутка

У оленя дом большой,

Он с окошком и трубой.

Мимо зайка пробегал

И к оленю постучал.

"Заходи," - олень сказал,

А зайка взял и убежал.

- Ребята, кто знает, что такое Югра?

(Дети несколько раз повторяют слово Югра)

- Ребята, Югра - это древнее название нашего края, где мы с вами живем, ребята. Здесь давным-давно жили только ханты и манси. Эти люди занимались охотой, ловили рыбу на реке и озерах.

(Дети несколько раз повторяют слова ханты, манси)

(Рассматривание картин с изображением коренных жителей Югры)

III часть. Экскурсия к стойбище.

Воспитатель:  - Предлагаю отправиться в далекое путешествие! Вы согласны, ребята?  (Воспитатель предлагает детям подходить к уголку хантыйской культуры и быта) 

- Давайте, построим нарты, это значит большие санки. Не забудем взять с  собой и лыжи, они могут пригодиться в тайге (Дети из модулей строят нарты, эмитируют подготовку снаряжений, садятся, включается хантыйская мелодия).

 - Представьте дети, что мы едем по тайге.

 - А что, такое тайга? (Дремучий лес)

 - А какие деревья растут в тайге? (кедр, сосна, ель, пихта, береза, осина...)

 - А какие животные и птицы водятся в тайге? (олени, волки, медведи, рысь...; куропатка, филин, деятель...)

- Ребята, мне кажется, мы подъехали к реке? Давайте подойдем к ней, хотя она и замерзла.

 - А какая самая главная река нашего края? (Обь)

- Река Обь одна из самых больших рек нашей страны, но и всего мира. В переводе с хантыйского "Обь" означает как "бабушка, матушка, белая "снежная". И действительно, много месяцев река находится под белоснежным покрывалом-льдом. Как вы думаете, почему?

(Потому что мы живём на Севере)

 - Ребята, скажите, как называют коренных жителей тайги? (ханты и манси)

 - Ребята, нам пора к стойбищу добираться, давайте, отправимся дальше на лыжах. Одевайте, "лыжи".

(Дети имитируют одевания лыж, проходят по кругу. "Подъезжают к стойбищу", зовут бабушку Аннэ.)

IV часть. Сюрпризный момент.

(Выходит бабушка Аннэ  (пом. воспит.) в хантыйском национальном костюме и встречает детей)

Аннэ: - Здравствуйте, мои дорогие! Вот мой дом. Знаете, как он называется? (чум).

(Дети повторяют слово "чум")

(Показ макета чума)

  Основное жилище ханты и манси - это чум. В нем они живут и зимой и летом.  Чем он отличается от ваших домов? Чум покрывают зимой - оленьей шкурой, летом – берестой березы. Чум держится на шестах. При установке чума шесты устанавливают так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца, либо обращена к воде. Только в самом конце натягивается покрытие чума. Летний чум покрывают берестяными покрышками, а зимний - оленьими шкурами. Теперь давайте остановимся на значении очага. Он - часть семьи, угли из своего очага нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Очаг нужен для приготовления пищи и обогрева жилья. Но он также объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. Он располагается точно под верхушкой чума. По обе стороны от очага находятся жерди, они священны для ханты, т.к. считается, что они охраняют огонь.

  - А вот посмотрите, какое я вам угощение припасла. Попробуйте и отгадайте, что за ягоды я вам припасла?

(Дети пробуют ягоды (клюкву) и угадывают  их название  по вкусу)

Аннэ:

Мы на Севере живем,

Песни звонкие поем.

На оленях быстро ходим

И лесного зверя ловим.

V часть.  Хантыйская народная игра

 Аннэ: - Ребята, а вы любите играть? (Да) Давайте, я вас научу в хантыйскую игру "Бег по-медвежьи". ("Пупи нэвэр")

 Описание: Перед началом игры-состязания в начале и конце дистанции проводится линии старта и финиша. Все дети располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение - "стоя на четвертинках". По команде, начинается "бег по-медвежьи": оттолкнувшись двумя ногами, подтягиваются ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя, как можно дальше руки. победителем становится участник, "прибежавший" таким способом к финишу первым.

Воспитатель: - Спасибо тебе бабушка Аннэ, мы тебе тоже приготовили подарки. Прими в дар наши рисунки и песню об охране природы, мы тоже как ханты бережем природу.

(Дети дарят рисунки, исполняют песню «Давайте, защитим природу!»)

VI часть. Подведение итогов. Вопросы:

1.Что такое чум?

2.Почему чум основное жилище ханты?

3.С чего начинается строительство чума?

4.Какие материалы используются?

5.С какой стороны располагают вход?

6.Какой главный элемент чума?

7. Для чего нужен очаг?

(В конце занятий дети "отправляются" обратно в детский сад.)

Список литературы:

1. Соколова З.П."Страна Югория" - М., 1978 г.;

2. Казакова Е.А."Фольклор манси" - М., 1994 г.;

3. "Ханты-манси - кто мы?" (сост В.Лахно, О.Фидорович) - С.П., 1996 г.;

4. Е. Кузакова "Игры мансыйской деревни" - ж. Югра, №2 , 1999 г.;

5. "Игры сургутских ханты" - ж. Югра №7, 1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"

Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ « БЕРЕГИ И ЛЮБИ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ                         В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Спасаем северное сияние"

Занятие - часть проекта по знакомству детей с Арктикой.Построено с учетом интеграции областей - познание, художественно-эстетическое, физическое развитие.  Дети обобщают знания о северных широтах...

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента в средней группе.«Здравствуй, северный олень!»

Цель: Закрепить полученные знания о северном олене.Задачи:1. Дать представление о северном олене, проживающем на Крайнем Севере.учить детей находить, показывать и называть части тела животного,формиро...

Конспект интегрированного занятия: «Путешествие на Северный полюс».

Формирование первого представление о полярной ночи, дне и северном сиянии. Совершенствовать знания детей о внешнем виде, характерных особенностях, среде обитания, приспособлении к условиям север...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возрастаТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ И ЛЮБВИ К РОДНЫМ КРАЯМ.Цель: Воспитывать любовь к родному краю, ценить и сохранять ее.Зада...