конспект НОД "Русская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Используя информационно-коммуникационную, здоровьесберегающую технологию, интерактивный метод дети знакомились с бытом и устройством русской избы Омского Прииртышья, традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_russkaya_izba.docx65.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Розовский» Омского муниципального района

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Русская изба»

Составила: Кочеткова Н.В.

                                2015г.

Цель: изучать жизнь и быт  русского народа, сибиряков, их традиции.

Задачи: познакомить с традициями внутреннего устройства и убранства русской избы, предметами быта и их назначением; активизировать познавательную деятельность с использованием информационных технологий и интерактивных методов; расширять и активизировать словарный запас по теме, обогащать новыми словами «сруб», «горница»; повторить пословицы об избе, русской печи. Вести работу по этимологии устаревших слов, учиться точно объяснять название предмета быта, опираясь на его назначение. Упражнять в составлении предложений с употреблением предлогов. Поддерживать интерес к русским народным играм. Развивать умение раскладывать предметы на множества в соответствии с заданным свойством. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа, в частности своего края. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Словарь: «рубить избу», сруб, «красный угол», рушник, лежанка, чугунок, ухват, кочерга, хлебная лопата,  прялка, самовар, горшок, коромысло, угольный утюг, горница.

Оборудование: видеописьмо, ноутбук, презентация «Русская изба», мини- предметы быта для создания макета, мини-музей в группе «Русская изба» с предметами быта: печка, ухват, кочерга, хлебная лопата, рушник, самовар, картинки с изображением предметов домашней утвари, 2 обруча.

                                                   

                                                     Ход деятельности:

  1. Создание мотивации – видеописьмо.

-Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видеописьмо. Хотите посмотреть, кто нам прислал?

(включаем видеописьмо)

«Здравствуйте, ребята из России! Мы живем в Америке, но очень хотим узнать о прошлом вашей России, как жили ваши люди раньше, как выглядели их дома, какие существовали традиции, но у нас не получается к вам приехать, потому что живете вы очень далеко.»

  1. Обсуждение проблемы.

-Что хотят узнать о нашей стране дети из Америки?

-Хотите ли вы им помочь?

-Как мы можем им помочь?

(можем рассказать об этом и отправить тоже видеописьмо, можно нарисовать, сделать аппликацию дома  (макет)

-А вы знаете о том, как жили раньше ваши прабабушки и прадедушки, как выглядел их дом?

-Где можно узнать об этом?

-А есть ли у нас в группе эта информация, которая может рассказать о прошлом нашей Родины? (русские народные сказки в уголке чтения и наш музей в группе)

3. Беседа с опорой на иллюстрации сказок.

-Из чего строили раньше дома на Руси? Почему?

-Какого сказочного героя это дом? (Б.Яги)

-Как назывался её дом? (изба, избушка)

-В старину говорили «не строить», а «рубить» избу. Как вы думаете, почему? (потому что строили без гвоздей и молотка, только топором)

4. Совместная деятельность с использованием видеопрезентации.

А) Внешний вид избы в одном из поселков Омского Прииртышья.

      -За помощью мы обратимся к нашему компьютеру.

  Вот так выглядела изба людей нашего Омского Прииртышья. Изба имела еще название – «сруб».

-Расскажите, как раньше строили дома?

 Строили дома друг другу всей деревней, делали топорами углубления в бревнах и плотно их укладывали друг на друга, утепляли стены мхом, крышу накрывали соломой, окошки делали небольшими, чтобы в избе было теплее.

 В такой работе пословица родилась «Не взявшись за топор – избы не построишь.»

-Какие вы знаете пословицы об избе?

  • Домом жить – обо всем тужить.
  • Дом вести –не лапти плести.
  • Изба красна углами, обед-пирогами.
  • Не для лета изба рубится-для зимы.

   -Дом состоял из одной большой комнаты, которая называлась «горница».

Б) Физминутка «Строим дом».

-Ребята, покажите, как строят дом.

Получили мы подарки

Кирпичи, бруски и арки .

Строи мы красивый дом.

Строим быстро,

Строим скоро,

Без цемента, без раствора.

Дом растет, все выше, выше

Есть карниз, труба  и крыша.

В) Почетное место в избе – «красный угол».

-У наших прабабушек и прадедушек существовали традиции по внутреннему устройству и убранству избы. Каждый предмет в избе имел свое определенное место и назначение.

-В избе есть несколько замечательных мест.

-Как называлось самое почетное место в избе?

  Где оно находилось? Как выглядело?

(Самое почетное место в избе называлось «красный угол». Название «красный» обозначало светлый, красивый. Оно располагалось в противоположном правом углу от дверей. В этом месте помещались иконы. Его держали в чистоте  и  нарядно украшали вышитыми полотенцами)

-Как называли такие полотенца? (рушник)

Все важные события в семье отмечали в красном углу. Какие?

-Что стояло возле красного угла?

Возле «красного угла» стоял длинный стол и лавки. Лавки были широкие и длинные. Как вы думаете, почему? (днем на них сидели во время работы и еды, а ночью использовали для сна)

Г) «Государыня-печь»

-Про второе место загадаю загадку:

            Попало наше тесто

            В горячее место.

            Попало-не пропало,

            Ржаным хлебом стало. (печка)

-С печкой связана вся жизнь и быт русских людей. В старину про печь говорили «Государыня-печь, печь - нам мать родная» и чаще находилась она слева от дверей. Как вы думаете, почему у человека было особое отношение к печке? (использовали для приготовления пищи, обогревали избу, пекли хлеб, сушили на печке одежду, грибы, ягоды, рыбу, спали на печке)

-Складывали печку из кирпича и обмазывали глиной, клал печь печник.

На печке было тепло, поэтому что делали на ней? (Делали специальную лежанку. На ней спали старики и дети.)

-Знаете ли вы  пословицы о печке?

  • Мала печка, да тепленька.
  • У холодной печи не согреешься.
  • Что есть в печи, всё на стол мечи.
  • Гости на печь глядят, видно каши хотят.

-Что за предметы стоят у печки? ( кочерга, ухват, хлебная лопата,  чугунок)

-Кто знает, для чего их использовали?

Почему их так назвали? ( объясняют их назначение)

-Все необходимые предметы для быта люди делали своими руками или покупали на ярмарке.

Д) Русская народная игра «Горшки»

-Русские люди много трудились, а как проводили свободное время?

 Поиграем в русскую народную игру «Горшки».

(участники «горшки» и «хозяева», стоят по кругу)

Игровой диалог: Кум (кума), не продашь ли горшок?

(хозяин может отказать): «На продажу не держу»

Тогда водящий («покупатель») идет к другой паре.

( если соглашается): «Купи, что дашь?»

Покупатель: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце»

Хозяин: «По рукам!» (бегут в разные стороны)

Кто первым добежит, положит руки на плечи «горшку», тот становится «хозяином».

5.Посещение мини-музея. Загадки о предметах-помощниках.

-Отгадайте, какие в нашем музее есть еще предметы быта, для чего использовала их хозяйка?

Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка) (на прялке из шерсти пряли пряжу, затем детям вязали  теплые носочки, варежки)

Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

-Самовар был символом дружной семьи, уюта, гостеприимства . Каждого гостя обязательно сажали за стол, угощали чаем из самовара с калачами и  пирогами.

6. Знакомство с домашней утварью.

-Мебель в избе была самая простая, деревянная, самодельная. Кроме стола и лавок и полок, что еще стояло в избе? (большой сундук)

Он стоял за печкой в хозяйском углу. Что хранили в сундуках? ( одежду, холсты и домашнюю утварь)

-Что такое домашняя утварь? ( кухонная и столовая посуда, приспособления для хранения и переноски вещей и продуктов питания.)

-А еще у хозяйки за печкой был угол, где она хранила посуду на полках.

Помогите «хозяйке» разложить посуду по полкам.

Игра с обручами «Разложи посуду»

  • На «синей полке» - стоит деревянная посуда
  • на «красной» - имеющая круглые части

(проверка работы)

6) Практическая деятельность. Изготовление макета «Русская изба»

- Вы предлагали еще сделать избу. Изба уже построена, осталось обустроить  ее так, как это выглядело у наших прабабушек и и прадедушек и отправить фотографию нашей работы в подарок  американским друзьям. Они смогут увидеть все своими глазами.

(используя мини-предметы быта, обустраиваем макет: печка, стол, скатерть, скамейки, сундук, самовар, предметы посуды, картинка с изображением иконы, рушник, прялка, зыбка, кукла-пеленашка, половик самотканный, хозяйка, корыто, ухват, метла, хлебная лопата, чугунок)

(для куколки-пеленашки ребенок исполняет колыбельную песенку из фольклора Омского Прииртышья: «Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки….»)

C:\Users\Наталья\Desktop\69566537.jpg

-Вот такая она русская изба.

              Похлебкой, кашей, пирогами

              Красна ты, русская изба,

             Да тканными половиками

              Гостей встречаешь ты всегда.

7) Рефлексия.

-Кому мы сегодня помогали?

- Все ли у нас получилось?

- Что для вас было больше всего интересным?

- В чем испытывали трудности?

- Вы были сегодня интересными собеседниками, хорошими помощниками.

Теперь мы сможем отправить посылку с видеосъемкой и макетом русской избы детям в Америку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)

Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...

Конспект "Поморская изба"

Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...

Конспект "Русская изба"

Данный конспект занятия предназначен для патриотического воспитания...

Конспект НОД в мини-музее детского сада "Русская изба" - "«Экскурсия в мини-музей русской избы. Правила поведения в музее»"

Знакомство с предметами русского быта.Знакомство с мини-музеем «Русская изба», дать детям представление о том, что такое музей. Расширить кругозор детей.Знакомство с правилами поведения в ...