конспект НОД "Русская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Используя информационно-коммуникационную, здоровьесберегающую технологию, интерактивный метод дети знакомились с бытом и устройством русской избы Омского Прииртышья, традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_russkaya_izba.docx65.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Розовский» Омского муниципального района

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Русская изба»

Составила: Кочеткова Н.В.

                                2015г.

Цель: изучать жизнь и быт  русского народа, сибиряков, их традиции.

Задачи: познакомить с традициями внутреннего устройства и убранства русской избы, предметами быта и их назначением; активизировать познавательную деятельность с использованием информационных технологий и интерактивных методов; расширять и активизировать словарный запас по теме, обогащать новыми словами «сруб», «горница»; повторить пословицы об избе, русской печи. Вести работу по этимологии устаревших слов, учиться точно объяснять название предмета быта, опираясь на его назначение. Упражнять в составлении предложений с употреблением предлогов. Поддерживать интерес к русским народным играм. Развивать умение раскладывать предметы на множества в соответствии с заданным свойством. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа, в частности своего края. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Словарь: «рубить избу», сруб, «красный угол», рушник, лежанка, чугунок, ухват, кочерга, хлебная лопата,  прялка, самовар, горшок, коромысло, угольный утюг, горница.

Оборудование: видеописьмо, ноутбук, презентация «Русская изба», мини- предметы быта для создания макета, мини-музей в группе «Русская изба» с предметами быта: печка, ухват, кочерга, хлебная лопата, рушник, самовар, картинки с изображением предметов домашней утвари, 2 обруча.

                                                   

                                                     Ход деятельности:

  1. Создание мотивации – видеописьмо.

-Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видеописьмо. Хотите посмотреть, кто нам прислал?

(включаем видеописьмо)

«Здравствуйте, ребята из России! Мы живем в Америке, но очень хотим узнать о прошлом вашей России, как жили ваши люди раньше, как выглядели их дома, какие существовали традиции, но у нас не получается к вам приехать, потому что живете вы очень далеко.»

  1. Обсуждение проблемы.

-Что хотят узнать о нашей стране дети из Америки?

-Хотите ли вы им помочь?

-Как мы можем им помочь?

(можем рассказать об этом и отправить тоже видеописьмо, можно нарисовать, сделать аппликацию дома  (макет)

-А вы знаете о том, как жили раньше ваши прабабушки и прадедушки, как выглядел их дом?

-Где можно узнать об этом?

-А есть ли у нас в группе эта информация, которая может рассказать о прошлом нашей Родины? (русские народные сказки в уголке чтения и наш музей в группе)

3. Беседа с опорой на иллюстрации сказок.

-Из чего строили раньше дома на Руси? Почему?

-Какого сказочного героя это дом? (Б.Яги)

-Как назывался её дом? (изба, избушка)

-В старину говорили «не строить», а «рубить» избу. Как вы думаете, почему? (потому что строили без гвоздей и молотка, только топором)

4. Совместная деятельность с использованием видеопрезентации.

А) Внешний вид избы в одном из поселков Омского Прииртышья.

      -За помощью мы обратимся к нашему компьютеру.

  Вот так выглядела изба людей нашего Омского Прииртышья. Изба имела еще название – «сруб».

-Расскажите, как раньше строили дома?

 Строили дома друг другу всей деревней, делали топорами углубления в бревнах и плотно их укладывали друг на друга, утепляли стены мхом, крышу накрывали соломой, окошки делали небольшими, чтобы в избе было теплее.

 В такой работе пословица родилась «Не взявшись за топор – избы не построишь.»

-Какие вы знаете пословицы об избе?

  • Домом жить – обо всем тужить.
  • Дом вести –не лапти плести.
  • Изба красна углами, обед-пирогами.
  • Не для лета изба рубится-для зимы.

   -Дом состоял из одной большой комнаты, которая называлась «горница».

Б) Физминутка «Строим дом».

-Ребята, покажите, как строят дом.

Получили мы подарки

Кирпичи, бруски и арки .

Строи мы красивый дом.

Строим быстро,

Строим скоро,

Без цемента, без раствора.

Дом растет, все выше, выше

Есть карниз, труба  и крыша.

В) Почетное место в избе – «красный угол».

-У наших прабабушек и прадедушек существовали традиции по внутреннему устройству и убранству избы. Каждый предмет в избе имел свое определенное место и назначение.

-В избе есть несколько замечательных мест.

-Как называлось самое почетное место в избе?

  Где оно находилось? Как выглядело?

(Самое почетное место в избе называлось «красный угол». Название «красный» обозначало светлый, красивый. Оно располагалось в противоположном правом углу от дверей. В этом месте помещались иконы. Его держали в чистоте  и  нарядно украшали вышитыми полотенцами)

-Как называли такие полотенца? (рушник)

Все важные события в семье отмечали в красном углу. Какие?

-Что стояло возле красного угла?

Возле «красного угла» стоял длинный стол и лавки. Лавки были широкие и длинные. Как вы думаете, почему? (днем на них сидели во время работы и еды, а ночью использовали для сна)

Г) «Государыня-печь»

-Про второе место загадаю загадку:

            Попало наше тесто

            В горячее место.

            Попало-не пропало,

            Ржаным хлебом стало. (печка)

-С печкой связана вся жизнь и быт русских людей. В старину про печь говорили «Государыня-печь, печь - нам мать родная» и чаще находилась она слева от дверей. Как вы думаете, почему у человека было особое отношение к печке? (использовали для приготовления пищи, обогревали избу, пекли хлеб, сушили на печке одежду, грибы, ягоды, рыбу, спали на печке)

-Складывали печку из кирпича и обмазывали глиной, клал печь печник.

На печке было тепло, поэтому что делали на ней? (Делали специальную лежанку. На ней спали старики и дети.)

-Знаете ли вы  пословицы о печке?

  • Мала печка, да тепленька.
  • У холодной печи не согреешься.
  • Что есть в печи, всё на стол мечи.
  • Гости на печь глядят, видно каши хотят.

-Что за предметы стоят у печки? ( кочерга, ухват, хлебная лопата,  чугунок)

-Кто знает, для чего их использовали?

Почему их так назвали? ( объясняют их назначение)

-Все необходимые предметы для быта люди делали своими руками или покупали на ярмарке.

Д) Русская народная игра «Горшки»

-Русские люди много трудились, а как проводили свободное время?

 Поиграем в русскую народную игру «Горшки».

(участники «горшки» и «хозяева», стоят по кругу)

Игровой диалог: Кум (кума), не продашь ли горшок?

(хозяин может отказать): «На продажу не держу»

Тогда водящий («покупатель») идет к другой паре.

( если соглашается): «Купи, что дашь?»

Покупатель: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце»

Хозяин: «По рукам!» (бегут в разные стороны)

Кто первым добежит, положит руки на плечи «горшку», тот становится «хозяином».

5.Посещение мини-музея. Загадки о предметах-помощниках.

-Отгадайте, какие в нашем музее есть еще предметы быта, для чего использовала их хозяйка?

Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка) (на прялке из шерсти пряли пряжу, затем детям вязали  теплые носочки, варежки)

Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

-Самовар был символом дружной семьи, уюта, гостеприимства . Каждого гостя обязательно сажали за стол, угощали чаем из самовара с калачами и  пирогами.

6. Знакомство с домашней утварью.

-Мебель в избе была самая простая, деревянная, самодельная. Кроме стола и лавок и полок, что еще стояло в избе? (большой сундук)

Он стоял за печкой в хозяйском углу. Что хранили в сундуках? ( одежду, холсты и домашнюю утварь)

-Что такое домашняя утварь? ( кухонная и столовая посуда, приспособления для хранения и переноски вещей и продуктов питания.)

-А еще у хозяйки за печкой был угол, где она хранила посуду на полках.

Помогите «хозяйке» разложить посуду по полкам.

Игра с обручами «Разложи посуду»

  • На «синей полке» - стоит деревянная посуда
  • на «красной» - имеющая круглые части

(проверка работы)

6) Практическая деятельность. Изготовление макета «Русская изба»

- Вы предлагали еще сделать избу. Изба уже построена, осталось обустроить  ее так, как это выглядело у наших прабабушек и и прадедушек и отправить фотографию нашей работы в подарок  американским друзьям. Они смогут увидеть все своими глазами.

(используя мини-предметы быта, обустраиваем макет: печка, стол, скатерть, скамейки, сундук, самовар, предметы посуды, картинка с изображением иконы, рушник, прялка, зыбка, кукла-пеленашка, половик самотканный, хозяйка, корыто, ухват, метла, хлебная лопата, чугунок)

(для куколки-пеленашки ребенок исполняет колыбельную песенку из фольклора Омского Прииртышья: «Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки….»)

C:\Users\Наталья\Desktop\69566537.jpg

-Вот такая она русская изба.

              Похлебкой, кашей, пирогами

              Красна ты, русская изба,

             Да тканными половиками

              Гостей встречаешь ты всегда.

7) Рефлексия.

-Кому мы сегодня помогали?

- Все ли у нас получилось?

- Что для вас было больше всего интересным?

- В чем испытывали трудности?

- Вы были сегодня интересными собеседниками, хорошими помощниками.

Теперь мы сможем отправить посылку с видеосъемкой и макетом русской избы детям в Америку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)

Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...

Конспект "Поморская изба"

Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...