Проект «Люби и знай свой край родной»
проект (подготовительная группа) на тему

Мелехина Елена Алексеевна

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyubi_i_znay_svoy_kray_rodnoy.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД № 35»

г. Дзержинск

Проект «Люби и знай свой край родной»

Мелехина Елена Алексеевна

Скворцова Надежда Вячеславовна

Г. Дзержинск 2015г.

Старинная мудрость напоминает: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Актуальность:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»

    Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Вид: долгосрочный

Тип: информационно-практико-ориентированный

Участники: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, жители посёлка Желнино

Сроки реализации: 1 год

Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, города Дзержинска, посёлка Желнино, местным достопримечательностям.

Задачи:

  • Дать знания детям о родном городе Дзержинске, история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
  • Познакомить с историей г. Дзержинска, с его прошлым: станция Черноречье – город Растяпино - г. Дзержинск.
  • Познакомить с культурой и традициями города.
  • Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям, умение видеть прекрасное.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом Дзержинска
  • Развивать  способность ориентироваться в городе;
  • Способствовать формировию  позиции будущего гражданина.
  • Задачи для родителей:
  •  сформировать представление о необходимости передачи семейных традиций от поколения к поколению;
  • обеспечить нравственно-патриотическое воспитание в условиях семьи;
  • использовать различные учреждения города для благополучной социализации будущего первоклассника.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к истории родного города  его достопримечательностям.
  • Привлечение большого количества семей  и жителей посёлка и города к реализации проекта.
  • Приобретение знаний детьми о своей «малой родине», умения их применять.
  • Дети смогут ориентироваться в городе;
  •  У детей сформируется активная  позиция будущего гражданина.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ краеведческой и художественной литературы для взрослых и детей.
  • привлечение  жителей  посёлка, города  к сбору информационных материалов, музейных экспонатов.
  • Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о родном городе, их заинтересованность в реализации проекта.

II. Организационно-практический.

Совместная деятельность педагога с детьми .Работа с родителями

  • Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Станция Черноречье  – Растяпино - Дзержинск- прошлое и настоящее .», «Дзержинцы– участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
  • Просмотр видеофильма «Мой город», «Наша Родина – Россия»
  • Словотворчество сдетьми и  родителями «Сочини частушку о крае, городе»
  • Оформление дидактических игр по краеведению:

 “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города»,  «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

  • Выставка  фото- отчёт об экологических акциях «Сделаем наш город  чище» (совместно с родителями)
  • Разучивание стихов , песен о Дзержинске.
  • Изготовление макета своего детского сада – архитектурного памятника.

  • Работа в музейном пространстве мини-музея ДОУ «Русская изба»

 Экскурсии в мини – музей «Русская изба»

  • Знакомство с выставками и экспозициями мини-музея:
  • « Русская изба и быт чернореченцев» (предметы быта, кухонная утварь, макет бутафорской печи, коллекция корзин, рушников, светильников, самоваров и др.)
  • «Игрушки купеческих детей и игрушки крестьянских детей , идетей рабочих»(  игрушки- подленники дореволюционного времени, до и после- военного времени)
  • «Куклы наших мам и бабушек»( куклы советского времени : 60-80гг)(коллекция советских «авосек»)
  • «Коллекция монет и денежных знаков»( старинных и советских, заграничных денег)
  • «Коллекция старинных фотографий» (основатели п.Желнино, элита)
  • «Коллекция  вышивок жительницы посёлка от 30-70гг»
  • «Коллекция замков и ключей» ( дореволюционного , довоенного и советского периода)
  • Пополнение экспозиций предметами старины, краеведческой литературой, экспонатами.

Работа и помощь родителей :

Организация развивающей среды

 Выставка рисунков «Любимый город»

Фотоотчеты, информационный поиск . Подбор материалов о городе, фотоальбом  о Дзержинске.  

   Цикл реальных и  виртуальных экскурсий по городу. –

  • Центральные улицы города;
  • - Парки и скверы Дзержинска;  Архитектурные памятники п.Желнино. Знатные красивые места посёлка.
  • -Памятники  и музеи города. Помощь в подборе материалов для экскурсий, организация экскурсий. (виртуальная экскурсия по краеведческому музею Дзержинска)
  • -Исторические здания города.    Поисковая деятельность с детьми «История возникновения города» (символика, история возникновения )

  Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке.

  Знакомство с творчеством дзержинских и желнинского поэтов. (Комисаров  Н.)  Подбор материалов  

  Оформление фото-галлереи «Дзержинску – 85 лет!» «Дзержинск вчера и сегодня!»

  Оформление страничек книги « Моя малая Родина»

 Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города»

  Историческая викторина «Знатоки родного города»

 Продукт проекта:

книга «Моя малая Родина», изготовленная руками детей, педагогов и родителей. Книга включает в себя:

 Глава №1 «Возникновение Дзержинска»:

- краткий очерк возникновения г. Дзержинска “Станция Черноречье  – г.Растяпино -  г.Дзержинск- прошлое и настоящее»,

- Фоторепортаж по теме «Как жили наши предки» (быт, традиции);

- художественное творчество детей (рисование на тему «Я люблю тебя, Дзержинск»);

- рассказы детей «Кем были мои предки».

Глава №2 «Дзержинск в военные годы»

- историческая справка о Великой отечественной Войне ;

 - альбом военной техники;

- фоторепортажи с экскурсий к памятникам- обелискам;

- рассказы детей о военном прошлом своих предков;

- художественное творчество (рисование на тему «Салют над городом»);

Глава №3 «Дзержинск сегодня»

- Аналитическая справка о современном состоянии г. Дзержинска;

- карта города и схемы улиц города;

- фоторепортаж «Дзержинск сегодня»;

- рассказы детей о предприятиях, фабриках и заводах, на которых работают родители;

- художественное творчество (рисование на тему «Мой Детский сад» и «Дом, в котором я живу»)

Глава №4 «Дзержинск– город для детей»

- фотоальбом «Детские учреждения города»

- детское литературное творчество «Мир вокруг нас»

- фоторепортаж «Детство в Дзержинске»

Глава № 5 «Мы не просто девочки и мальчики, мы – будущее нашего города!»

- рассказы детей на тему «Кем я буду, когда вырасту»

- фоторепортаж  «И весною город расцветет»

- художественное творчество (рисование на тему «Город моей мечты»)

- интервью детей на тему «Чтобы дети смеялись»

 

  III. Презентационно – завершающий

Презентация проекта «Посмотри, как хорош, этот город, где живёшь…»

 Праздничное итоговое мероприятие концерт  “Дзержинску – 85 лет!”

 Выставка информационных плакатов «С юбилеем, город  мой!» ,изготовленных совместно детьми и родителями.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

 IV. Контрольно-рефлексивный

 Подведение итогов. Беседа «Я люблю свой город»  

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

Материалы  Интернет – сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай свой край родной"

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ.  ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...

Проект: «Люби и знай свой край родной».

Проект: «Люби и знай свой край родной»....

Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край родной»

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недо...

Проект «Люби и знай свой край родной. Мой город» (Для детей младшего и среднего возраста)

Научное обоснование Теоретические основы нравственно- патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития ...

Проект «Люби и знай свой край родной», в старшей группе

Проект  творческо-поисковый, долгосрочный (ноябрь-март)Участниками проект являются  - дети старшей группы - родители-педагоги.Цель: Воспитывать патриотические чувства, гордости за...

Проект «Люби и знай свой край родной»

Проблема: произошел резкий спад  патриотического воспитания.  У детей стали искажены представления о доброте, великодушии, прервалась связь поколений. Нестабильность в обществе требует верну...

Проект " Люби и знай свой край родной"

Планирование работы по краеведению в подготовительной группе....