Проект «Путешествие по городу» Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории Тростина И.Г.
проект на тему

Тростина Ирина Геннадьевна

Проект «Путешествие по городу»

Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории Тростина И.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_oznakomleniyu_s_rodnym_gorodom.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Путешествие по городу»

Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории Тростина И.Г.

Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему  с самого раннего детства полюбить свой город, в котором он родился. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным  своеобразием родного города.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Актуальность темы

      Совершенствование образовательной системы и её переход на новый качественный уровень обусловливают использование инновационных технологий для успешной реализации задач различных образовательных областей, в том числе задач патриотического  воспитания. В связи с вступлением  в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) в настоящее время происходит обновление воспитательно – образовательного процесса. В соответствии со ст.3 основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования основываются на принципах приоритета жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности, патриотизма, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.                                               

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе.

         В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

      Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

   Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

   Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Саранском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-7 лет (старшая,подготовительная к  группа)

Участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

2 года

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кунгура.

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Саранска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по городу,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом воспитанников старшей группы

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Моя малая Родина

- изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

Октябрь

День рождение города

- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

- выставка детского рисунка «Мой любимый город»

Ноябрь

История возникновения города

- изготовление альбома «Природа моего края»,

- оформление стенда «Саранск : сегодня и вчера»

Декабрь

Знакомство с гербом города

- изодеятельность - «Нарисуй герб города»,

- знакомство с флагом, гербом и гимном России

- изготовление макета стеллы

Январь

Экскурсия по городу

- изготовление макета города,

- дидактическая игра «Путешествие по городу»

Февраль

Они прославили наш город

- игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,

- беседа о важности труда всех людей

Март

Город, в котором я живу (викторина)

- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

- заучивание стихотворений о Саранске

Апрель

Саранск - спортивный

- спортивный фестиваль «Мордовский лисенок»,

- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

Май

Боевая слава города

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом воспитанников подготовительной к школе группы

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Наша родина в России

- чтение стихов о Мордовии,

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Октябрь

Мой город, дороже которого нет

- прогулки по городу Саранску

- рассказы о достопримечательностях г.Саранска, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

- звание «Почетный гражданин»,

- изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба»,

- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

Ноябрь

Площадь

- изготовление коллажа «Площадь»,

- история возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города

Декабрь

Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России.

Герб Кунгура.

- чтение стихов о Родине,

- прослушивание песен,

- закрашивание изображения герба г. Саранска

Январь

Дружная семья

- изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

Февраль

Народы Мордовии

- посещение Краеведческого музея,

Март

Саранск - спортивный

- история проведения соревнований,

- спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Апрель

Вот моя улица

- экскурсия по микрорайону,

- знакомство с улицами:

Май

Саранск – город - труженик

- рассказ о труде рыбаков,

- чтение стихов, рассказов,

- посещение Краеведческого музея,     выставок

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Ожидаемые результаты

  • Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
  • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному поселку, краю
  • Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности
  • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни поселка
  • Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к малой Родине
  • Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
  • Размещение информации на сайте ДОУ.
  • Активизация  участия  педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, выставках  по краеведческой тематике.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Литература.

  1. .«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  2. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011 (рекомендовано Республиканским экспертным советом при Министерстве образования РМ, 2011 г.
  3. Бахмустов О. Мордовия: «Природа, люди, события, достопримечательности» Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г.№1.
  4. Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.
  6. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  7. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  8. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  9. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput38.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Путешествие по городу дорожных знаков "подготовила Жукова Антонина Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории

Комплексное занятие по ознакомление с окружающим и развитием речи.на закрепление дорожных знаков....

НОД в области «Социально- коммуникативного» и «Художественно- эстетического» развития, в подготовительной группе, на тему «Герб города Набережные Челны» (Автор: Нурмухаметова А.С.- воспитатель высшей квалификационной категории)

Программное содержание1. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба  г. Набережные Челны. Познакомить  с основными  правилами  геральдики: форма, цветовой фон, д...

Проект «Семья. Семейные традиции» подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории - Андреева Любовь Владимировна

Подготовила: Андреева Любовь ВладимировнаПроект "Семья. Семейные традиции"Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребенка сильные эмоции, откладывает впе...

Краткосрочный проект Первая младшая группа «День здоровья» Авторы- составители: Бушмакина Е.Н. воспитатель высшей квалификационной категории Юдина А.Г. воспитатель высшей квалификационной категории

Проблема проекта. Уделять особое внимание воспитателям и родителям формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни...

Проектно- исследовательская деятельность (краткосрочный проект) младшая группа «Маленький космонавт» Авторы- составители: Бушмакина Е.Н. воспитатель высшей квалификационной категории Юдина А.Г. воспитатель высшей квали

Актуальность проекта: Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, ...

Методическая разработка дидактической игры «Туця для Окси» по мотивам национальных орнаментов коренных народов Ямала.Разработчик : Андреева Наталья Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории МБЛОУ «Детский сад № 7 «Крылышки» февраль 2021

Ознакомление дошкольников с культурой северных народов помогает нам сформировать  у них патриотические чувства, чувство любви и интереса к суровому северному краю, к земле Ямальской....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 город Красноармейск Саратовской области» Из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом» подготовительная группа Воспитатель высшей квалификационной категори

Актуальность: Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, в современном мире, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. В модернизации об...