Методическая разработка дидактической игры «Туця для Окси» по мотивам национальных орнаментов коренных народов Ямала.Разработчик : Андреева Наталья Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории МБЛОУ «Детский сад № 7 «Крылышки» февраль 2021
методическая разработка (старшая группа)

Андреева Наталья Васильевна

Ознакомление дошкольников с культурой северных народов помогает нам сформировать  у них патриотические чувства, чувство любви и интереса к суровому северному краю, к земле Ямальской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sumochka_dlya_oksi_.docx699.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка дидактической игры

«Туця для Окси» по мотивам национальных

орнаментов коренных народов Ямала.

Разработчик :   Андреева Наталья Васильевна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБЛОУ «Детский сад № 7 «Крылышки»

февраль 2021год.

Вы на карту посмотрите,

 И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,

Мы на Севере живем.

И.Истомин

Ямал – удивительный край с удивительными народами. С давних времён здесь  поселились  ненцы, ханты, селькупы, которые смогли сохранить свой национальный уклад жизни, свою культуру. Они успешно занимаются традиционными для этих народов промыслами: оленеводством, рыболовством,  охотой, резьбой по кости, дереву, бересты, выделкой кожи и меха, плетение из бисера, пошив национальной одежды.

Ознакомление дошкольников с культурой северных народов помогает нам сформировать  у них патриотические чувства, чувство любви и интереса к суровому северному краю, к земле Ямальской.

На протяжении веков у всех народов мира существует игра. Игра выступает как ведущая деятельность детей, через которую они познают мир. В своей работе с детьми я использую различные дидактические игры, которые представляют, большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря  использованию этих игр у детей значительно возрастает интерес к культуре северных народов.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию дидактическую игру «Туця для Окси»

Цель: Расширять знания детей об использовании орнаментов в украшении традиционной одежды мастерицами Ямальской

Задачи:

1. Познакомит детей с национальными орнаментами коренных  народов Ямала:

  • их значениями,
  •  сочетанием цветов,
  •  симметричностью расположения элементов.

2. Упражнять в умении находить одинаковые орнаменты;

3. Развивать познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям народов севера (ханты, ненцы, селькупы).

4. Уточнить представления детей о традиционной одежде коренных  народов Ямала:  ненцев, ханты, селькупов. Ее разновидностях и особенностях.

5. Упражнять в умении украшать ягушку(малицу) несложным орнаментом.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к одежде.

Описания пособия: Пособие изготовлено из плотного и тонкого фетра; различных  орнаментов; меха.

В процессе игры дети:

  • учатся узнавать и называть орнаменты народов севера;  

подбирают одинаковые  орнаменты разной цветовой гаммы;

 

  • знакомятся с женской и мужской одеждой коренных народов Ямала (ягушка, малица)
  • украшают  плоскостной трафарет ягушки  элементами  орнамента одной цветовой гаммы;
  • накладывают элементы малицы на трафарет.

Для творчества детей приготовлены орнаменты:

  • локоть лисицы;
  • головки;
  • передние рога быка;
  • рога лося;
  • макушка чума;
  • сухая ветка и т.д.

Трафарет из фетра ягушки зеленого, красного, синего цвета.

Трафарет из фетра  малица.

Трафарет сорочки (верхняя рубашка – одевается   поверх малицы).

  1.  Игра  «Назови орнамент»

Цель. Учить детей распознавать и называть орнаменты.

Ход игры. Ведущий  показывает детям разные орнаменты, дети называют их название.

  1. Игра  «Чего не стало», «Что изменилось»

Цель: Помочь детям запомнить названия орнаментов.

Ход игры: Воспитатель показывает и называет широкие  орнаменты детям, далее просит закрыть глаза, в это время убирает один орнамент. Дети должны определить какого орнамента не стало.

Начинаем работу с детьми с 3 орнаментов.

  1. Вариант «Найди три одинаковых орнамента»

Цель. Упражнять детей находить 3 одинаковых орнамента разной цветовой гаммы, развивать восприятие цвета и формы, воспитывать усидчивость, внимание, память.

Ход игры. Детям предлагаются карточки с орнаментами (изображение схематичное) Играющие должны найти 3 одинаковых орнамента в соответствии с карточкой и назвать его. Можно предложить назвать цветовую гамму каждого из 3 орнаментов.

  1. Вариант «Укрась ягушку»

Цель. Расширять знания детей о традиционной одежде коренных  народов Ямала:  ненцев, ханты, селькупов. Упражнять в умении украшать ягушку несложным орнаментом.. Развивать творческие способности детей Развивать познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям народов ханты. Воспитывать бережное отношение к одежде

Ход игры. Детям предлагается на выбор несколько трафаретов ягушки и наборы орнаментов.  Дети самостоятельно украшают ее и рассказывают,  какую часть ягушки они украсили.

  1. Игра «Одень оленевода»

Цель. Упражнять в умении собирать малицу, украшая ее несложным орнаментом. Развивать творческие способности. Воспитывать бережное отношение к одежде. Учить называть основные отличия национальной мужской и женской одежды.

Ход игры. Ребенку предлагается трафарет малицы и набор элементов ее.  Ребенок самостоятельно раскладывает элементы на готовый трафарет называя части малицы.

6.       Игра «Найди отличия»

Цель: Уточнить представления детей об одежде, её разновидностях и особенностях. Учить детей сравнивать и находить отличия в женской и мужской одежде. Развивать речь, внимание, мышление. Поддерживать  познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям народов ханты.

Ход игры: воспитатель предлагает детям оформить национальными орнаментами ягушку и малицу. Найти, показать и рассказать чем они отличаются.

Приложение 1

Игра  «Назови орнамент»,

«Чего не стало», «Что изменилось»

      орнамент «Макушка чума»

       орнамент «Локоть лисицы»

         орнамент «Половина кедровых веток»

        орнамент «Березовая ветка»

         орнамент «Сухая ветка»

         орнамент «Передние рога быка»

              орнамент «Лосиные рога»

Приложение 2

Игра  «Найди три одинаковых орнамента»

https://sun9-5.userapi.com/c824701/v824701375/18ec73/ieLlisu3Qd8.jpg

https://i.pinimg.com/736x/52/c0/b6/52c0b6761195f90a76c1a39c224ce8b6.jpg

https://fhd.multiurok.ru/f/6/d/f6d94cfeac267a59723b39bef7e50820b3d434af/tvorchieskoie-zaniatiie-ukrasim-malitsie_2.png

        Приложение 3

Игра  «Одень оленевода»

                     

трафарет малицы

сорочка на малицу

        

                                                                 мелкие детали для оформления малицы

                         

        оленевод в малице

Приложение 4

Игра  «Укрась ягушку»

   

        

Приложение 5

Игра  «Найди отличия»

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Ребенок - это, прежде всего эстет:Он реагирует на внешность,На видимость, на очертания и формы.И. Бродский Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, по...

«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...

Консультация для родителей "Закаливание детей в домашних условиях". Воспитатель высшей квалификационной категории Ежова Наталья Владимировна

Консультация для родителей«Закаливание детей в домашних  условиях» Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение, стал часто болеть. Пред...

Проект «Семья. Семейные традиции» подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории - Андреева Любовь Владимировна

Подготовила: Андреева Любовь ВладимировнаПроект "Семья. Семейные традиции"Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребенка сильные эмоции, откладывает впе...

Краткосрочный проект Первая младшая группа «День здоровья» Авторы- составители: Бушмакина Е.Н. воспитатель высшей квалификационной категории Юдина А.Г. воспитатель высшей квалификационной категории

Проблема проекта. Уделять особое внимание воспитателям и родителям формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни...

Статья «Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста» Алексеева Е. В. -воспитатель, высшая квалификационная категория. ГБДОУ детский сад№19 Санкт-Петербург, город Пушкин

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспо...