Сценарий методического ринга «Учимся говорить по-татарски».
учебно-методический материал на тему

Вахидова Маргарита Дмитриевна

Цель: повысить качество воспитательно-образовательного процесса по выполнению Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 

Задачи:

1.                Совершенствовать систему обучения дошкольников татарскому языку через повышение компетентности руководителей и педагогов ДОУ.

2.                Использовать учебно-методические комплекты по всем направлениям для улучшения качества обучения детей государственным языкам Республики Татарстан.

3.                Обеспечить качество работы по  преемственности  национального образования и воспитания детей на основе системы «Детский сад, семья и школа – непрерывность и преемственность в воспитании и обучении детей на родном языке».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вахидова Маргарита Дмитриевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16» г. Нижнекамска Республики Татарстан.

Сценарий методического ринга «Учимся говорить по-татарски».

Цель: повысить качество воспитательно-образовательного процесса по выполнению Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Задачи:

  1. Совершенствовать систему обучения дошкольников татарскому языку через повышение компетентности руководителей и педагогов ДОУ.
  2. Использовать учебно-методические комплекты по всем направлениям для улучшения качества обучения детей государственным языкам Республики Татарстан.
  3. Обеспечить качество работы по  преемственности  национального образования и воспитания детей на основе системы «Детский сад, семья и школа – непрерывность и преемственность в воспитании и обучении детей на родном языке».

Материал и оборудование: экран, ноутбук, проектор, карточки с заданиями, выставка методического и наглядного материала «Изучение татарского языка на основе УМК», муляжи, макеты угощений (чак-чак, эчпочмак, бэлиш, конфеты, фрукты, хлеб, масло и т.д.), самовар, чайник, чашки, блюдца, ложки, стол.

Вступительное слово старшего воспитателя. Уважаемые коллеги! В детском саду идет обучение детей татарскому языку по новым учебно-методическим комплектам. На сегодняшний день все русскоязычные педагоги нашего детского сада прошли обучение в онлайн-школе «Ана теле». Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. Дети должны воспринимать и понимать татарскую речь в пределах доступной тематики, усвоенных слов. Чтобы закреплять полученный детьми учебный материал, необходимо его закреплять в режимных моментах, в образовательной деятельности. Все педагоги проводят эту работу. Сегодня мы проводим методический ринг по данному направлению. Вы покажете свои умения, навыки овладения татарской речью. Желаю всем успеха!

Соревноваться сегодня будут две команды. А оценивать педагогов будет компетентное жюри.

Представление членов жюри (преподаватель Нижнекамского педагогического колледжа, старший воспитатель ДОУ № 39, воспитатель татарского языка ДОУ № 17, учитель татарского языка школы № 8, студентка педагогического колледжа).

Итак, мы начинаем.

Педагоги представляют свои команды (название, девиз – на татарском языке).

Итак, первое задание.

  1. «Расскажи о себе». Один-два педагога из команды составляют рассказ о себе на татарском языке.
  2. Используя прилагательные и глаголы, составьте  6 предложений о животных.  (Прилагательные: зур, матур, кечкенә, йомшак, чиста, пычрак,әйбәт, яхшы, ак, кара).

(Глаголы: йөгерә, сикерә, ята,йоклый, ашый,эчә, утыра,юа,ярата,уйный).

3.  Составьте  развивающий диалог  между  покупателем и продавцом на тему (по выбору): «Одежда», «Продукты питания» , «Игрушки», «Посуда», «Овощи». На экране - картинки по темам. Выходят два педагога, выбирают тему и общаются в диалоге.

Слово жюри для оценки трех конкурсов.

  1. «Общение с ребенком».

Ведущий: В жизни детского сада бывет всякое. Представьте, что к Вам в группу пришел ребенок, не владеющий русским языком.

- Как вы будете  успокаивать, кормить, общаться с вновь пришедшим ребёнком не владеющим русским языком?

- Какие вежливые слова и  выражения  Вы употребляете в речи?

- К вам   в детский сад пришли гости (комиссия). Как вы их встретите их, пригласите в группу?

5. «Назови одним словом». Перед педагогами на экране изображения предметов по темам «Одежда», «Продукты питания» , «Игрушки», «Посуда», «Овощи», «Фрукты». Как вы все это назовете одним словом. (Слайд  3).

Слайд 4.  Как Вы спросите девять желтых луковиц? Сколько осталось на поле?

Слайд 5. Как Вы спросите пять зеленых огурцов? Сколько осталось на грядке?

Слайд 6. 1. Назовите, что изображено на экране? 2. Что Вы любите  из продуктов питания?. Речевой образец: «Мин аш яратам». «Мин ботка яратам». «Мин кишер яратам».

Слайд 7 1. Назови, что изображено на экране. 2. Как скажешь, что ты любишь из продуктов по картинам. Речевой образец: «Мин бәрәңге яратам». «Мин алма яратам». «Мин кәбестә яратам».

Слайд 8 1. У кого день рождения? Сколько лет…? Речевой образец:   «Төлкегә  ничә яшь?» – «Төлкегә дүрт яшь».  Назови, какого цвета круг. Речевой образец:  «Түгәрәк нинди?»  «Ничә түгәрәк?».                                                            

«Песигә ничә яшь?» - «Песигә биш яшь». Назови какого цвета круг. Речевой образец:  «Түгәрәк нинди?»  «Ничә түгәрәк?»      

«Эткә ничә яшь?» - «Эткә алты яшь».   Назови, какого цвета круг. Речевой образец:  «Түгәрәк нинди?»  «Ничә түгәрәк?»                                              

«Куянга ничә яшь?» - «Куянга җиде яшь». Назови, какого цвета круг. Речевой образец:  «Түгәрәк нинди?»  «Ничә түгәрәк?»      

6. «Дай команду». Слайд  9.  Задание для 1 команды.  1.Как ты дашь команду другу.  Речевой образец: «Эч!».

2.Спроси у друга: «Что ты делаешь?». Речевой образец:  «Син нишлисең?» - «Мин сөт эчәм».          

3.Как ты спросишь, что делает друг.  Речевой образец:  «... нишли?» - «... сөт эчә».           

7. Слайд  10.  Задание для 2 команды. 1.Как ты дашь команду другу.  Речевой образец: «Йокла!».

2.Спроси у друга: «Что ты делаешь?». Речевой образец:  «Син нишлисең?» - «Мин караватта йоклыйм».          

3.Как ты спросишь, что делает друг.  Речевой образец:  «... нишли?» - «... караватта йоклый».          

8. Назовите проекты УМК «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски».

Ведущий предлагает назвать проекты (методические разработки, программы) по обучению детей татарскому, русскому языкам.

-  Проект «Минем өем» -  «Мой дом» - для детей 4-5 лет; Проект «Уйный- уйный үсәбез» -  «Играя растем» - для детей 5-6 лет;   Проект «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» - «Мы теперь уже большие - в школу ведут дороги» -  для детей 6-7 лет.      

 9. Сколько слов русскоязычные дети должны знать по УМК «Говорим по-татарски»?

Педагоги отвечают на карточках и сдают жюри. (167 слов.  Дети  4-5 лет - 62 слова; 5-6 лет - 45 слов; 6-7 лет - 60 слов).

10. Чем отличается УМК от НРК? Отвечают по желанию.

УМК  (учебно-методический комплект)  используется для обучения детей дошкольного возраста государственным языкам РТ;  НРК (национально- региональный компонент)  - ознакомление с культурой народов Поволжья.    

11.Что входит в учебно-методический комплект «Говорим по-татарски»? Педагоги отвечают на карточках. (Программа. Методические пособия по 3 проектам для воспитателей по обучению детей татарскоиу языку. Рабочие тетради  для детей 4-5; 5-6; 6-7 лет по 3 проектам;  Демонстрационный, раздаточный материал по 3 проектам. Аудиозаписи по 3 проектам. Анимационные сюжеты по 3 проектам).

12. Сколько всего УМК? Напишите названия и руководителя группы.

1. Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г. и др.  «Говорим по-татарски» - «Татарча сөйләшәбез» по обучению русскоязычных детей 4-7 лет татарскому языку;  

2. Хазратова Ф. В., Зарипова З. М. «Туган телдә сөйләшәбез» - «Говорим на родном языке»  по обучению детей татарской национальности 2-7 лет родному языку (развитие речи);  

3. Гаффарова С. М. «Изучаем русский язык» по обучению детей татарской национальности 4-7 лет русскому языку;  

4. Шаехова Р. К. «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы. Авазларны уйнатып» по обучению грамоте детей татарской национальности 6-7 лет.  

13. Какие формы организации Вы используете в работе с родителями? Воспитатели рассказывают, как ведется работа в группах.

14. Как Вы используете УМК в работе с детьми своей группы?

– В игровой форме: во время НОД, в режимных моментах,  в течение дня через дидактические, словесные, сюжетно - ролевые игры, через рабочие тетради, рисунки, раскраски,  в совместной работе с родителями, просмотр анимационных сюжетов, прослушивание аудиозаписей, использование ИКТ- игр и т.д.

15. Игровая ситуация «Угости». Используется стол с макетами, муляжами угощений, чайник, самовар. От каждой команды выходят по два педагога. Проводится игровая ситуация «Угости» (диалог).

16. Переведи на татарский язык и выполни команду. Один педагог произносит команду («Бар!»), другие – выполняют.

1 команда: Играй!  Кушай! Садись! Иди сюда! Прыгай! Беги! Спи! Пей!

2 команда: Дай! Пой! Читай! Одень! Снимай! Мой! Бери! Положи!

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение самых активных участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: ТУКАЙ БҮГЕН ДӘ БЕЗНЕҢ БЕЛӘН! ТУКАЙ И СЕГОДНЯ С НАМИ! С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК "ГОВОРИМ ПО-ТАТАРСКИ"

В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.О...

Учебно- методический комплект “Говорим по- татарски” для обучения детей государственным языкам Республики Татарстан.

Сиатья предназначена для родителей.В ней говорится о реализации новых учебно- методических комплектов по татарскому языку в ДОУ....

Методическая разработка по закреплению изученного на коммуникативной деятельности "говорим по татарски" по программе З.М. Зариповой

Пояснительная запискаПостановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в...

Сценарий викторины для педагогов «Говорим по-татарски»

Сценарий викторины для педагогов «Говорим по-татарски»...

Конспект по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку с детьми подготовительной группы «Учимся говорить по-татарски»

Закрепление пройденного материала УМК по татарскому языку с  детьми подготовительной группы...

Методическая разработка "Учимся говорить гласные звуки"

Предлагаемое вашему вниманию пособие описывает начальный этап работы с неговорящими детьми. Цель методического пособия – вызывание гласных звуков и звукоподражаний. Целевая аудитория: родители, ...

Методическая разработка "Учимся говорить согласные звуки и слова"

Пособие «Согласные звуки и первые слова является авторской разработкой для безречевых детей раннего возраста и прежде, чем начать заниматься прочтите методические указания по работе с пособием, ...