Программа кружка по краеведению «Северяночка»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Онучина Анна Николаевна

     Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по краеведению

«Северяночка»

Педагог: Онучина Анна Николаевна

        г.         Няндома

Цель программы: воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.

Задачи программы: 1)Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу,  его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2)Обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Севера.

3)Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов.

4)Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

5)Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

6)Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

7)Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу.

Участники программы: Воспитанники, воспитатели, родители, педагоги Дома творчества.

Направления реализации программы: Работа с дошкольниками, родителями, педагогами и работа над предметно-развивающей средой.

Принципы реализации: Принцип  энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции,  культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности.

Ожидаемые результаты: 1. Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям.

2. Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.

3. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

4. Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города.

5. Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к малой Родине.

Объяснительная записка

Мне кажется, любовь к родной земле
Заложена в нас кем - то свыше,
Живет она с рождения во мне,
Я чувствую ее и слышу:
И тихий стон разрушенных церквей,
И песню ручейка лесного,
Немой упрек некошеных полей,
Радость птиц, вернувшихся весною.
Все та же прелесть осени в краю,
Разруха, нищета в деревне…
Люблю сторонку милую свою,
От всей души ее жалею!

Наталья Бутакова

     В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

     Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

     Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

     Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к городу, где он родился, чувство восхищения родным городом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

     Программа «Северяночка» направлена на решение задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирование положительного отношения к родному краю путем реализации регионального компонента в основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

     Трудоемкость осуществления программы заключается  в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами краеведческого характера предметно-развивающей среды.

     Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю, поселку.  Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально использовать  образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности на благо процветания своей Родины, осознал свою значимость и нужность для неё.

     К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо  от воспитания в нем  гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие   впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через  детское сердце, они играют огромную роль  в становлении личности патриота.

     

     К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

- предполагается интеграция краеведческих знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса

- предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий:  здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения, информационно-коммуникационных технологий

- предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения (исследовательскую и опытно-экспериментальную работу и т.п.)

- предполагается создание в группе богатой предметно-развивающей среды -  уголка краеведения

- планируется активная совместная проектная деятельность с родителями

- при планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.

К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие:

  1. Обязательное наличие предметно-развивающей среды,  насыщенной богатым  материалом краеведческого содержания
  2. Обязательное использование методов развития познавательной активности, в частности, проектно-исследовательского и экспериментального метода
  3. Личностный фактор, где от самого педагога зависит очень многое. Только ему, творцу, «играющему режиссеру», под силу заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный социальный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу в группе
  4. Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование  ресурсов Internet), обмен опытом внутри детского сада,  посещение  открытых мероприятий в других детских садах, и создание творческой группы единомышленников – просто жизненно важное для любой идеи условие.

Организация условий  для самостоятельной деятельности  детей по их выбору занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада: выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди педагогов, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, района, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации,  играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.

     Механизм реализации программы. Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить  от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются:

- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную

     Представления о малой родине успешно интегрируются  практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация»).

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников)

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические  и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций)

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в осуществлении программы, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города; коллекционирование картинок, открыток, символов; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее.

     Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется  через применение следующих  методов:

- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

- Экспериментирование и опыты

- Придумывание сказок, рассказов

- Сюрпризные моменты

- Элементы творчества и новизны

- Игровые и воображаемые ситуации

- Решение логических задач

- Метод моделирования и конструирования

     А также необходимо использовать  такие методы обучения и развития творчества как:

- Эмоциональная насыщенность окружения

- Исследование  предметов живой и неживой природы

- Прогнозирование  (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее)

- Игровые приемы

- Проблемные ситуации и задачи

- Неясные знания (догадки)

- Предположения (гипотезы)

Мониторинг по программе «Северяночка»

     Цель мониторинга: изучить особенности представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей.

     Задачи мониторинга:

     Выявить особенности представлений и характер отношения к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.

     Выявить характер проявления интереса к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.

     Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к малой родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой проблеме.

     Методика мониторинга включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, города, страны.

     Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация «Выбери книгу», наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране.

     Полученные с помощью комплексной методики результаты позволяют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

     Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о родной стране, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет активный познавательный интерес к знакомству со страной — задает вопросы о разных сторонах жизни страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.

     Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.

     Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о стране — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей страны неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспериментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.

     Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, может путать названия страны и города, не знает символики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.

Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.

Список литературы

 

1. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

  1. Родной край. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. М., Просвещение, 1985.
  2. История геологического поиска. Под ред. А.Шедченко. М., Пента, 2003.
  3. Животный мир Севера России. Кречмар А.В., Забродин В.А. Россельхозиздат, 1987.
  4. Краски северного лета. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А. СПб., Алфавит, 1997.
  5. Экологическое воспитание дошкольников. Николаева С.Н. Страна чудес. М., 1998.
  6. С чего начинается Родина?//Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
  7. Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О. Ф. Горбатенко. Волгоград, 2007
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

     Методическая литература для занятий с детьми художественным  творчеством:

1. Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А. В. Белошистая, О.Г.Жукова. М., Аркти, 2006.

2. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003 г.

3. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006 г.

4. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Ярославль, 2007

 



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по программе «Северяночка»

Месяц

Занятие

/беседа

Художественное

творчество

Подвижная игра

Чтение художественной

литературы

Проектная деятельность

(совместно с родителями)

Тематические мероприятия

Конкурсы, выставки

Сентябрь

«По родным просторам»

«Корзинка с грибами»

«Успей поймать»

Стихотворения Павла Захарьина

Мини-проект «Создание презентации «Красота родной природы»

Конкурс поделок из природного материала

«Осенняя фантазия»

Конкурс рисунков «Няндомский край – родная сторона»

Октябрь

«Мой любимый городок»

«Кто спрятался в траве?»

(аппликация)

«Рыбаки и рыбки»

«Смех и горе у Бела моря» Б. Шергин

Ноябрь

«Знакомство с жизнью северян»

«Жители северного леса»

(рисование)

«Волк и охотники»

Беломорская сказка «Елена Прекрасная»

Мини-проект «Создание фотоальбома «Юный няндомец»

Экскурсия в Няндомский музей

Декабрь

«Традиционные праздники»

«Новый год в Няндоме»

«Льдинки, ветер и мороз»

«Любитель сказок» М. М. Пришвин

Экскурсия к елке на главной площади

Фестиваль семейного творчества «Фейерверк талантов»

(конкурс поделок краеведческой тематики)

Январь

 «Декоративно-прикладное творчество Севера»

 «Национальные узоры»

(рисование)

«Лихие наездники»

Сказки Степана Писахова

Мини-проект «Музей народной игрушки»

Экскурсия по детскому саду

«Коляда»

Февраль

«Щедрые дары природы»

«Лекарственные растения Севера»

(рисование)

«Смелые ребята»

«Лесовичок» М. М. Пришвин

Спортивный праздник «Мы солдаты»

Конкурс фотографий

«Счастливое детство в Няндоме»

Март

«Лесные жители Севера»

«Оленёнок»

(аппликация)

«Куропатки и охотники»

Беломорская сказка «Иван Соснович»

Мини-проект «Создание фотоальбома

«Моя семья в истории Няндомы»

Экскурсия по городу «Дома на моей улице»

Апрель

«Растительный мир севера»

«Цветочки на полянке»

(оригами)

«Меткие стрелки»

«Волшебное кольцо»

Б. Шергина

Беседа с известными людьми города

Май

«Как сохранить природу севера?»

«Не губите природу» (коллаж)

«Ручейки и озера»

Стихотворения Павла Захарьина

Экскурсия к памятнику неизвестному солдату

«Они сражались за родину» -  создание фотоколлажа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы кружка по краеведению и духовно - нравственному воспитанию

Кружок по краеведению "Березка" посещают дети старшего возраста. Цель работы кружка формирование духовно-нравственного воспитания детей. На занятиях кружка знакомим детей с православными календарными ...

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ "ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ"

Перспективно-тематический план кружка по краеведению "юный следопыт" напрвлен на воспитание у детей дошкольного возраста патриотизма, любви к родине, уважения к историческому прошлому страны....

Программа кружка по краеведению

Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному посёлку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка ...

Программа кружка краеведения "Урал-мой край родной"

Программа кружка краеведения "Урал -мой край родной" составлена для работы с детьми 5-7 лет, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) разного уровня.Рабочая программа разработана с учетом потр...

Программа кружка "Краеведение"

Краеведение - это основа воспитания  гуманного отношения  к природе, воспитание патриотизма, любви к Родине...

Программа кружка по краеведению "Доноведение" для детей 5-6 лет старшей логопедической группы

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитан...

ПРОГРАММА кружка по краеведению «Всякому мила своя сторона» (для детей старшего дошкольного возраста)

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над боль...