Программа кружка по краеведению
рабочая программа (старшая группа) на тему

Боровых Лариса Ивановна

Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному посёлку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка и края,имеено на достижения аннай цели наравлена предлагаемая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyakomu_mila_svoya_storona.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Аленка»

филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Банниковская средняя общеобразовательная школа

ПРИНЯТА:

УТВЕРЖДАЮ:

Советом педагогов детского сада «Аленка»

Заведующий детского сада «Аленка»

«30» августа 2016 г.

____________________О.Г.Крапивина

Протокол №1

Приказ №48 от 01.09.2016 г.

ПРОГРАММА

кружка по краеведению

«Всякому мила своя сторона»

(для детей старшего дошкольного возраста)

п.Майский 2016 год

Разработчики программы

  1. Крапивина Ольга Георгиевна - заведующий детского сада «Аленка» филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа
  2. Горбунова Светлана Владимировна – воспитатель детского сада «Аленка» филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа
  3. Боровых Лариса Ивановна – воспитатель детского сада «Аленка» филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа

Структура программы

  1. Целевой раздел……………………………………………………………………………………………………4
  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………...4
  1.  Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………….5
  2.  Принципы реализации…………………………………………………………………………………………...6
  1. Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………..6
  1. Содержательный раздел программы…………………………………………………………………………….8
  1. Содержательные линии…………………………………………………………………………………………..8
  2. Механизмы реализации программы……………………………………………………………………………..9
  3. Работа с родителями……………………………………………………………………………………………..13
  1. Организационный раздел………………………………………………………………………………………..14
  1. Ресурсное обеспечение……………….………………………………………………………………………….14
  2. Литература………………………………………………………………………………………………………..14

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками детского сада, библиотеки, Дома культуры, при знакомстве с местными, районными  и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых жителях родной стороны, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.

Отсюда вытекают следующие проблемы:

1. Какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;

2. Какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.

Психологи утверждают: патриотические качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Это и побудило нас к созданию  программы кружка по краеведению  «Всякому мила своя сторона».

Цель программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному посёлку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка и края.

Задачи программы:

1. Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным посёлком и краем.

2. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

3. Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

4. Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

5. Сформировать толерантное отношение к представителям разных национальностей.

6. Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

7. Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 34 часа. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 30 минут. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

Принципы реализации:

В основу реализации программы положены следующие принципы:

-принцип историзма

-принцип доступности

-принцип личностно-ориентированного общения

-принцип непрерывности

-принцип наглядности

-принцип занимательности

-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Формы проведения кружка:

- экскурсии,

- проектная деятельность,

- заочные путешествия,

- встречи с интересными людьми,

- развлечения,

- посиделки,

- мастер – классы,

- показ мод,

- исследовательская деятельность,

- субботник.

Планируемые результаты освоения программы.

Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны:

1. Знать свой домашний адрес, название посёлка, области.

2. Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказать о них.

3. Знать профессии своих родителей.

4. Знать краткие сведения об истории посёлка.

5. Знать символику Абатского района и Тюменской области.

6. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности посёлка.

7. Знать о почетных гражданах родного посёлка.

8. Знать стихи поэтов родного края.

9. Знать правила безопасного поведения на природе и в общественных местах.

10. Иметь элементарные представления об охране природы.

11. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

Краеведческая составляющая пронизывает все направления воспитательно - образовательной работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.

Краеведческая работа с детьми включает следующие

Содержательные линии

 образовательной области «Познавательное развитие»:

- географическое положение нашего края;

- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;

- природа края, особенности рельефа и климата;

- народонаселение, особенности национальной культуры.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование навыков культуры поведения и общения;

- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;

- ознакомление детей с творчеством Тюменских поэтов и писателей;

- развитие собственной трудовой деятельности детей;

- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

образовательная область «Речевое развитие» 

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).

образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»:

- знакомство с национальным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;

- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;

-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;

- знакомство с национальными народными инструментами;

- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

образовательная область «Физическое развитие» :

- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменами родного края, и видами спорта в которых они прославились;

- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных народных игр

В программе «Всякому мила своя сторона»  нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями посёлка, лучшими людьми посёлка (героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем посёлке, с достопримечательностями, традициями.

Программа состоит из 3 блоков:

1. «Вот эта улица, вот этот дом»

2. «Посёлок, в котором я живу»

3. «Наша кладовая»

Раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель: формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения посёлка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Раздел «Посёлок, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях посёлка, социально-экономической значимости посёлка.

Раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в посёлке и культуре, которую они представляют.

Данные разделы тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослыми.

Механизм реализации программы.

Тематическое планирование.

сентябрь

1) Тема "Как всё начиналось"

Форма проведения: НОД

Задачи: расширять и закреплять знания детей о родном посёлке, познакомить детей с историей возникновения посёлка. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина.

Сочинение сказки о возникновении поселка «Майский - дом, где я живу»

2)Тема "Администрация посёлка"

Форма проведения - Экскурсия

Задачи. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка, познакомить детей с символикой Тюменской области и Абатского  района.

3)Тема "Если скажут слово «Родина»…"

Форма проведения - НОД с показом презентации

Задачи. Познакомить детей с основными неофициальными символами России: ромашка, матрёшка, берёза.

4)Тема "Моя улица"

Форма проведения - Экскурсия

Задачи. Познакомить с историей возникновения названий улиц. Закрепить знание домашнего адреса.

октябрь

1) Тема "Сельские здания"

Форма проведения - НОД с показом презентации

Задачи. Познакомить детей с разными видами зданий, их назначением. Объяснить, что дома бывают разные жилые и нежилые, пополнять словарь: клуб, школа, библиотека, медпункт, сельская администрация

2)Тема "День рождения Майского"

Форма проведения - Развлечение

Задачи. Познакомить детей с традицией празднования Дня посёлка, предложить принять участие.

3)Тема "День хлеба"

Форма проведения - Экскурсия

Задачи. Познакомить детей с производством родного посёлка – пекарня. Дать детям представление о приготовлении хлеба. Развивать любознательность, воспитывать чувство признательности к людям труда

4) Тема "Наши умельцы"

Форма проведения - Встреча с интересными людьми.

Задачи. Дать детям представление о профессиях людей проживающих в поселке. Формировать понятие о том, что человек красив своим трудом.

ноябрь

1)Тема "Дом культуры"

Форма проведения - НОД с показом презентации

Задачи. Знакомство с профессиями работников дома культуры,  формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.

2)Тема "Путешествие на почту"

Форма проведения - Экскурсия

Задачи. Развивать у детей интерес к родному посёлку, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом.

3)Тема "В здоровом теле – здоровый дух"

Форма проведения - Экскурсия на медпункт

Задачи. Формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фельдшера.

4)Тема "Книжкин дом"

Форма проведения - Экскурсия

Задачи. Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели.

декабрь

1)Тема "Талантливые люди посёлка"

Форма проведения - Конкурс чтецов

Задачи. Познакомить детей с земляками, в разные годы прославившими наш посёлок в области искусства, науки. Воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.

2)Тема "Знаменитые земляки"

Форма проведения – проведение  НОД, с показом презентации.

Задачи. Познакомить детей с людьми прославившими наш поселок

3)Тема "На встречу олимпиаде"

Форма проведения - Развлечение

Задачи. Познакомить детей со знаменитыми спортсменами нашими земляками. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, гордость за своих земляков.

4)Тема "Новый год у ворот"

Форма проведения - НОД

Задачи. Формировать первоначальные представления об обычаях и традиция справлять новый год, о символах Нового года.

январь

1)Тема "Вифлеемская звезда"

Форма проведения - Игра – путешествие

Задачи. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением

2)Тема "Рождественские колядки"

Форма проведения - Развлечение

Задачи. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

февраль

1)Тема "Растительный мир родного края"

Форма проведения - КВН

Задачи. Расширять представления детей о природе родного посёлка, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы

2)Тема "Лекарственные растения родного края"

Форма проведения - Игра - сказка

Задачи. Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использование в лечебных целях.

3)Тема "Животный мир родного края"

Форма проведения - НОД

Задачи. Расширять представления детей о животном мире родного края, воспитывать патриотические чувства, формировать основы экологического мировоззрения

4)Тема "Русская изба"

Форма проведения - Посиделки

Задачи. Формировать элементарные представления о русской избе, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории посёлка. Учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл. Закреплять знание русских народных сказок.

март

1)Тема "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"

Форма проведения - Развлечение с чаепитием

Задачи. Познакомить детей с особенностями празднования масленицы в посёлке, с традициями выпекать блины, с домашней утварью чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

2)Тема "Сошью маме сарафан"

Форма проведения - Показ мод

Задачи. Познакомить детей с народным праздничным и повседневным национальным  костюмом, с такими деталями как сарафан, рубаха, картуз, зипун.

3)Тема "В краю старых вещей"

Форма проведения - Мастер - класс

Задачи. Познакомить детей с предметами обихода в далёком прошлом: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

4)Тема "Что расскажет о себе посуда"

Форма проведения - Исследовательская деятельность

Задачи. Познакомить с посудой деревянной, глиняной

апрель

1)Тема "Наши руки не знают скуки"

Форма проведения - Ярмарка

Задачи. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства.

2)Тема "Имена и именины"

Форма проведения - Посиделки

Задачи. Познакомить детей с историей русских имён. Вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена. Развивать желание правильно обращаться к людям.

3)Тема "Пасха"

Форма проведения - Развлечение

Задачи. Обогащать знания детей о празднике Пасха, прививать любовь к истории своего народа; формировать доброжелательные отношения между детьми.

май

1)Тема "Они сражались за родину"

Форма проведения -

Задачи. Встреча с членами семей ветеранов .  Обобщить и расширить представления детей об истории ВОВ. Познакомить с почётными людьми посёлка Майский – участниками и героями войны, формировать мнение о недопустимости войны, чувство гордости за наш посёлок.

2)Тема «Памяти героев Отечества посвящается»

Форма проведения - Экскурсия к мемориалу славы, возложение цветов

Задачи. Обогатить знания детей о Дне Победы. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.

3)Тема "Что я могу сделать для своего посёлка?"

Форма проведения - Субботник

Задачи. Формировать представление об экологических проблемах посёлка

4)Тема "Что мы знаем о своей Родине?"

Форма проведения - КВН

Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о родном посёлке

Работа с родителями.

Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия - открытость педагогического процесса.

Формы и методы включения семьи в совместную работу:

-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.

-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины,

-привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиции детского сада,

-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного посёлка.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Ресурсное обеспечение

1. Географическая карта России;

2. Географическая карта Тюменской области, Абатского района;

3. Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб и флаг Тюменской области и Абатского района;

4. Методическая литература, репродукции;

5. Альбомы: «Герои войны», «Природа родного края», «Животные родного края»;

6. Папка «Все профессии важны»;

7. Дидактические игры: «Лекарственные растения», «С какого дерева лист», «Русская изба», «Собери картинку», «Найди герб» и др.

8. Бумажные куклы в народных костюмах;

9. Русские народные детские музыкальные инструменты;

10. Мини – музей «Русская изба»

11. Магнитофон, телевизор, DVD;

12. Презентации «С чего начинается Родина», по стихотворению З. Александровой

Литература

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.

2. Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1

3. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010

4. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М; АРКТИ,2003

5. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009

6. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008

7. Козлова С. А. Мой мир-М; - Сфера,2000

8. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004

9. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004

10. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез. 2010

11. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003

12. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы кружка по краеведению и духовно - нравственному воспитанию

Кружок по краеведению "Березка" посещают дети старшего возраста. Цель работы кружка формирование духовно-нравственного воспитания детей. На занятиях кружка знакомим детей с православными календарными ...

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ "ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ"

Перспективно-тематический план кружка по краеведению "юный следопыт" напрвлен на воспитание у детей дошкольного возраста патриотизма, любви к родине, уважения к историческому прошлому страны....

Программа кружка по краеведению «Северяночка»

   Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к мало...

Программа кружка краеведения "Урал-мой край родной"

Программа кружка краеведения "Урал -мой край родной" составлена для работы с детьми 5-7 лет, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) разного уровня.Рабочая программа разработана с учетом потр...

Программа кружка "Краеведение"

Краеведение - это основа воспитания  гуманного отношения  к природе, воспитание патриотизма, любви к Родине...

Программа кружка по краеведению "Доноведение" для детей 5-6 лет старшей логопедической группы

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитан...

ПРОГРАММА кружка по краеведению «Всякому мила своя сторона» (для детей старшего дошкольного возраста)

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над боль...