Мастер-класс для педагогов "Традиционная хантыйская кукла"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Михель Юлия Анатольевна

мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы, в рамках проекта "Моя Югра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_hantyyskaya_kukla.docx25.39 КБ
Файл master-klass_hantyyskaya_kukla.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

- Олтул олнэ! Так звучит приветствие на хантыйском языке. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »

-Сегодня мы с вами поздоровались на хантыйском языке, так как наш мастер-класс будет связан с хантыйской культурой, что является частью нашего проекта по патриотическому воспитанию - «Моя Югра».

- Актуальность проекта в том, что одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный процесс, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов является наиболее  эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

- Тип проекта: Информационно-творческий

Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях  родного города и края. 
  2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
  3. Формировать бережное отношение к природе родного края.
  4. Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Задачи, ориентированные на родителей воспитанников:

  1. Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника воспитательно- образовательного процесса;
  2. Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей;
  3. Подготовить совместно с родителями познавательный материал о родном крае.

- Сегодня, в рамках нашего проекта, мы бы хотели познакомить вас с традиционной хантыйской куклой.

- Первая кукла у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принадлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера её ладони, и не быть меньше мизинца (маленькая кукла применяется в поминальной практике), таким образом, куколка как бы растёт вместе со своей хозяйкой.

По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, так же нельзя повторять чужих кукол. Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани от куклы расправляются и хранятся самостоятельно.
Главная особенность такой куколки, это её временность, то есть, куколки меняются - одежда остаётся.

- Куклы изготавливаются из различных материалов, они изображают людей, деревья, растения, которые часто наделены какими либо элементами человеческой одежды, например платком.

- Существует две категории кукол, наиболее часто изготавливаемых девочками ханты –  «куклы-люди», к которым относится всем известная кукла Акань, а также «куклы – растения», о которых мы и хотели бы сегодня рассказать.

- К «куклам-растениям» относятся «куклы-шишки». Они изготавливаются из сосновых или кедровых шишек. Они представляются духами-покровителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей. 

- Так же существует «кукла-дерево».

 Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя, толщина зависит от вида дерева. Ткань скручивается валиком и складывается пополам таким образом, что нижняя часть образует импровизированные ноги и делает фигуру устойчивой. Характерная черта этой группы кукол - наличие длинных волос из ниток, по цвету  напоминающих крону дерева.
        В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.

- Еще одна категория «кукол-растений» - это «куклы-ягоды».

Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.
      Ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква). Это болотная ягода. Ягоду эту ханты берут весной, тогда она более сладкая, чем осенью. Согласно хантыйской сказке, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством и, вообще, без дела сидеть не привыкла. Её постоянной соседкой является травяная куколка – Помсавэли («Травы пырея косичка»), это парные персонажи одной сказки. 

- «Куклы-растения» служат как декорации для игры, как обереги, они восходят к древним формам религии, когда человек верил в то, что за любым деревцем, любым цветочком, стоит какой - то дух, который может повлиять на его судьбу.

-Мы предлагаем вам изготовить куклу-березку.

Для этого нам понадобится:

1)квадрат белой ткани;

2)иголка;

3)нитки – черная и зеленая;

4)прямоугольную картонку;

5) ножницы.

Ход работы:

  1. Начинаем скручивать лоскут ткани с двух сторон к середине.
  2. Свернули, теперь сгибаем пополам.
  3. Затем сшиваем иглой с черной ниткой  по бокам в двух местах, оставляя одну треть для обозначения головы, плюс тело и ноги.
  4. Оставшейся чёрной ниткой добавить текстуру, делаем стежки по стволу.
  5. Теперь наматываем нитки зеленого цвета на картонку вдоль.
  6. С одной стороны запускаем иглу и продеваем нитку.
  7. Затем завязываем нитку так, что бы собрать и зафиксировать нити, которые будут служить в качестве волос нашему деревцу.
  8. Обрезаем нитки с противоположной стороны.
  9. Теперь получившиеся волосы просто пришиваем, той же ниткой, которой связывали их, к макушке деревца

 И куколка-берёзка готова!

-Многообразие кукольных персонажей по истине велико. Каждый персонаж неповторим и интересен. 

Занимаясь изготовлением игрушки, ребенок приобщается к особенностям удивительной культуры, расширяет и пополняет свой внутренний мир, лучше понимает людей, с которыми делит этот чудесный уголок земли, который для всех является родиной.

-Спасибо за внимание!









Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(Мастер-класс для педагогов) Подготовили: Михель Ю.А. Драган Н.А. «Традиционная хантыйская к укла»

Слайд 2

Проект по патриотическому воспитанию «Моя Югра» Актуальность проекта в том, что одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный процесс, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю. В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

Слайд 3

Тип проекта: Информационно-творческий Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе . Задачи проекта: Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях родного города и края. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Формировать бережное отношение к природе родного края. Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Слайд 4

У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принадлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Изготавливается чаще всего из замши, иногда из сыромятной кожи, встречается тучан , изготовленные из сукна. Богато орнаментируется как в технике мозаики, так и аппликации. Узор в основном центрический и располагается по обеим сторонам. Застёжки отсутствуют. Горловина тучан стягивается сыромятным шнуром, который завязывается. Ручки для переноски небольшие, из сыромятной кожи или замши, нет аналогов заплечных ремней.

Слайд 5

Категории хантыйских кукол: - «Куклы-люди»; - «Куклы-растения».

Слайд 6

« Куклы-растения»: - «кукла-шишка» Они изготавливаются из сосновых или кедровых шишек , представляются духами-покровителями кукольной семьи.

Слайд 7

« Куклы-растения»: - «кукла-дерево» Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя, толщина зависит от вида дерева. Ткань скручивается валиком и складывается пополам таким образом, что нижняя часть образует импровизированные ноги и делает фигуру устойчивой. Характерная черта этой группы кукол - наличие длинных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.

Слайд 8

« Куклы-растения»: - «кукла-ягода» Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.

Слайд 9

« Кукла-береза»: (схема изготовления) Н ам понадобится: 1)квадрат белой ткани; 2)иголка; 3)нитки – черная и зеленая; 4)прямоугольная картонка; 5)ножницы .

Слайд 10

« Кукла-береза» Ход работы: 1. Начинаем скручивать лоскут ткани с двух сторон к середине. 2. Свернули , теперь сгибаем пополам.

Слайд 11

« Кукла-береза» Ход работы: 3. Затем сшиваем иглой с черной ниткой по бокам в двух местах, оставляя одну треть для обозначения головы, плюс тело и ноги . 4. Оставшейся чёрной ниткой добавить текстуру, делаем стежки по стволу.

Слайд 12

« Кукла-береза» Ход работы: 5. Теперь наматываем нитки зеленого цвета на картонку вдоль. 6. С одной стороны запускаем иглу и продеваем нитку. 7. Затем завязываем нитку так, что бы собрать и зафиксировать нити, которые будут служить в качестве волос нашему деревцу. 8. Обрезаем нитки с противоположной стороны. 9. Теперь получившиеся волосы просто пришиваем, той же ниткой, которой связывали их, к макушке деревца

Слайд 13

« Кукла-береза» Ход работы: И «куколка-берёзка» готова!

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»

Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы-скрутки "Кукла - берегиня"

расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение детей и родителей технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки....

Мастер-класс для родителей «Традиционные хантыйские куклы».

Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края. документально изучить и практически проверить значение хантыйской куклы в жизни коренных...

Мастер-класс по изготовлению народной игровой куклы."Кукла Хороводница"

Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень весёлая и забавная игрушка. При вращении пальчиками куколка оживает в танце, кружась весело в хороводе. Хороводница развивает мелкую моторику, вниман...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Мастер класс для педагогов. «АКАНЬ» - хантыйская кукла

«Акань» - старинная традиционная кукла казымских и обских ханты, изготавливается из ткани и очень проста по пошиву. По технике изготовления отличается тем, что голова делается из жгутика однотонной св...