Консультация для педагогов и родителей: «Характеристика Сибирских сказок как средство лепки из глины детей старшего дошкольного возраста. Региональный компонент»
консультация на тему

Милостивая Галина Николаевна

Представлен региональнвй компонент в работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК).

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад  № 10

(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10)

664О20, город  Иркутск, улица Новаторов, дом 38, тел: 32-57-54, факс (3952)32-57-54

E-mail:mdou10irk@yandex.ru

ИНН 3810034927   ОГРН 1043801428274

Консультация для педагогов и родителей:

«Характеристика Сибирских сказок как средство

лепки из глины детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Милостивая Г.Н. Воспитатель подготовительной

логопедической группы для  детей с ТНР

высшая квалификационная категория

Иркутск, 2014

Занимаясь с детьми лепкой по мотивам сибирских сказок, встречаясь с бабушками и дедушками, разучивая старинные сибирские русские песни и хороводы, мы наблюдаем неподдельный интерес детей к происходящему.

Живя в Сибири, в непосредственной близости к природе, где можно ежедневно наблюдать с детьми хозяйственную деятельность человека на земле, примечать сезонные изменения у растений, животных, погоды, использовать лежащий просто под ногами природный материал: глину, цветы, травы, можно и важно создать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста, основанную на развитии пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной на тематике сибирских сказок.

В наш век - век колоссального прогресса науки и техники - искусство отнюдь не утратило своего значения, как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития ее художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни. Народное декоративно - прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть наследия культуры; эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги нашему народу. Как всякое большое искусство, оно воспитывает у детей чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру наших детей, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.                                                                                                  

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Читая детям сказки и покупая им красивые толстые книги со сказками, мы едва ли задумываемся о том, почему именно те или иные сказочные герои присутствуют в каждой истории, почему герои говорят на таком странном языке?

Что значит «сибирская сказка»? Особая ли это сказка, отличная от тех, которые бытовали в европейской части России или на русском Севере? Конечно, нет. Корнями своими любая сказка уходит в глубокую древность, в доклассовое общество, когда не сформировались еще нации и народности. Это одна из причин того, что многие сказочные сюжеты являются международными.

«До некоторой степени сказка – символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках», – писал замечательный исследователь сказки В.Я. Пропп. Сказка структурно невероятно устойчива, она анонимна, у нее нет авторов. Это коллективный продукт. Фольклористика зафиксировала имена уникальных сказителей, но не авторов. Авторская же сибирская сказка также уникальна своим колоритным языком.

В Сибирь сказка, как и другие фольклорные жанры – песни, загадки, пословицы, предания, легенды, былины, – пришла вместе с первопроходцами и поселенцами из-за Урала. «Отправляясь в новое отечество, переселенцы уносили с собою, как заветное достояние предков, поверья, сказки и песни о былинах прежнего времени», – писал один из первых собирателей и исследователей сибирского фольклора С.И. Гуляев. Он полагал, что «поверья, сказки и песни» являются общими для всего русского народа «на всем неизмеримом пространстве земли русской», «но в Сибири их найдется едва ли не более, чем во всех прочих местах». Сибирская сказка разнообразна именно из-за народностей, населяющих территорию Сибири. Этнос Сибири многолик и разнообразен. Это и русские, и буряты, и эвенки, и тофалары, и якуты, и ненцы.  Много интересных былин и сказок сложили народы Сибири. По этим произведениям учёные познают жизнь народа, его древние представления о мире, его мечты и надежды.

 А. М. Горький называл сказки и былины народов Сибири жемчужинами, советовал собирать их и изучать. Приобщение детей в детском саду к языку, литературе, истории, культуре своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур; гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит в основе этнокультурного воспитания дошкольников. А развитие пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной по мотивам сибирских сказок  способствует развитию этнокультурной компетенции дошкольников, приобщение к истокам сибирской культуры, изучение особенностей сибирских сказок, развитие речи.

«Реформирование всей системы отечественного образования привело к возрождению интереса к историческому прошлому народов России. Появились функциональные понятия: «региональный компонент», «региональный подход» в образовании, в воспитании человека, которые предполагают и знакомство с фольклором малых коренных народов.   Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством сибирского края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории народам, сформировать первичные ценностные ориентации. Например, такие сборники произведений: М.Д. Сергеева "Вот так чудеса", С. К.Устинова "Визит к Берендею", В.П. Стародумова "Берестяное лукошко: байкальские сказки" - поэтичные, полные весёлой выдумки и жизнелюбия, они рассказывают о сибирской тайге, о зверях и птицах, обитающих в Прибайкалье, о быте и традициях народов Сибири.

Поэтико-прозаическая природа Сибирской народной сказки открывает широкие возможности для педагога-практика, она ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Краеведческая сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности ребенка.

Красочный язык, богатый множеством сравнений, эпитетов, народных слов и выражений, живая, неповторимая красота родной природы; благородные, честные, мужественные люди и их поступки – все это будет воспитывать в ребенке эстетические чувства, чувства красоты и гармонии человека и природы. Сказка побуждает ребенка совершать честные, справедливые поступки, прививает любовь к родной земле, помогает понять истинную дружбу, воспитывает трудолюбие.

Народы Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.

Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.

В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление.

Большое место в фольклоре народов   Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.

Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так не проявляется его ум, так не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в сказках.

   «Было время, да прошло, а слова остались…» Так гласит забайкальская народная мудрость. И лучше не скажешь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в слове. И наиболее ярко это видно на примере народных и авторских сказок, легенд и былей. Мы знаем, что литературная биография и кладовая различных творческих жанров Забайкалья богата и обширна изобилием сказочных материалов нашего края, которые отражают духовно – нравственное творчество забайкальцев, народов коренных: тунгусов (эвенков), бурят и пришедших позднее в эти места русских, именуемых в народе «рудознатцами».

   Так сложилось исторически, что Сибири была уготовлена судьба территории, которая собирала разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их взаимопроникновение, обогащение в условиях сурового климата выковало тот особый характер, который зовется Сибирским. Это сплав доброты и отзывчивости, силы и мужественности. Нередко у одного очага во время долгой пурги собирались бурят, русский, украинец и татарин, белорус и монгол. Они говорили на разных языках, но понимали друг друга и всегда находили общий язык, делились историей и бытом своего народа. Поэтому и количество собранного и сбереженного сибирского фольклора этих народностей огромно, поистине неисчислимо, и несёт огромную ценность.

   Сибирские и Забайкальские сказки необычны тем, что пришли к нам из давнего времени, что родились и были написаны на земле, где проживали наши предки; отражают мудрость и красоту души разных народов. Хотя как мы знаем, нелегкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, умение в них выживать, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет князей, купцов и шаманов – все это характеризовало особый характер и духовный склад сибирских народностей.

   Читая Сибирские сказки, беседуя по содержанию со старшими дошкольниками, мы решаем экологические проблемы, связанные с образованием у подрастающего поколения экологического сознания и культуры, способности жить в согласии с законом природы, восприятия себя ее частью. Потому что герои сибирских сказок, легенд преданий, это сама Сибирская природа, озера и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие национальные богатыри, одаренные сверхъестественной силой и умом, борющиеся за свободу народа, правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые наделенные человеческими качествами.

   Во многих сказках, составленных из стародавних сказаний, тексты дают представление о климатических особенностях края, речь идет о характерном для Забайкалья явлении (в морозные дни зимы вода промерзает до дна, и бывает задыхающуюся от недостатка воздуха рыбу, буквально выталкивает на поверхность реки. И люди говорят, иди не «лови рыбу», а «собирай»). Сказки напоминают читателю о близости тайги: нередко герой охотник, охотится в дремучем сосновом лесу на зверей: лося, бурого медведя, соболя, ондатру, снежного барана. Так в сказке «Волшебные рога Огаило» дети знакомятся с редким видом животных – снежным бараном – аргалием, занесенным в красную книгу, узнают о местах его обитания (Тайга и гольца Баргузинского хребта). В сказке «Кедровкины кладовки», написанной по мотивам Таежной были, птицы сохраняют местные названия «кедровка», «сойка», тем самым детьми лучше воспринимается информация об этих птицах, повадках, местах их обитания. Информацию о Байкальской рыбке – голомянка, и втором ее названии «Донюшка», дети получают из сказки В.Стародумова «Голомянка».

По тематике и стилистике сибирские сказки можно разделить на три большие группы: сказки о животных, волшебные, бытовые (сатирические).

В волшебных сказках отражена не только сибирская природа – озёра, реки, леса, горы, одушевлённые народным воображением. Это могучие национальные богатыри, одарённые сверхъестественной силой и умом. Они борются с чудовищами или злыми врагами за свободу народа и справедливость.

Для волшебных сказок характерны присказки, традиционные зачины, концовка, которая обычно носит шутливый характер. Она рифмована и произносится скороговоркой («Вот вам сказка, и мне бубликов связка»).

Персонажи социально-бытовых сатиристических сказок наиболее близки к повседневной жизни народов тайги, занимающихся охотой, рыбной ловлей скотоводством. Они борются с нуждой и вечными врагами-богатеями. Одерживая верх над знатным человеком, бедняки торжествуют, что победила справедливость без использования чудесных помощников.

Сибирские сказки о животных наиболее близки и доступны детям дошкольного возраста. Они невелики по объёму, просты по композиции, нередко с юмором. Героями сказок чаще всего бывают сибирские звери, птицы, рыбы (соболь, бурундук, горностай, омуль и др.). Язык изобилует пословицами, поговорками и другими элементами сибирского просторечия («собака собаку по лапе знает», «ни кола, ни двора»), уменьшительно-ласкательные формы («уточки», «гусяточки»), особый ритм («шла-шла, гору нашла, море прошла, молот избила, просвиру изгрызла», «сапоги износила»), красочные сравнения («платье-то, как звёзды на небе горят»).

Во многих сказках присутствует сибирская лексика: название сибирских сёл, деревень, городов, рек, краёв. Таким образом, сказки, созданные народами Сибири, имеют богатый потенциал для нравственного развития старших дошкольников, так как знакомят детей с окружающей сибирской природой, национальными традициями, обычаями народов Сибири.  Для работы с детьми мы проанализировали сибирские сказки и для удобства использования, составили классификацию сказок  по этносам коренных народностей Сибири.

Таблица 1

Классификация  сказок по этносам коренных народностей Сибири

Сибирские этносы, категория

Название сказки

Русские сибирские сказки

Лиса и кот

Медведь и лиса

Котушка и лиса

Лиса и козел

Лиса, волк и медведь

Груздь, лиса и сорока

Лиса и Петя-петух

Кот да петушок

Заяц и овцы

Тетеря

Медведь и бревно

Дружба собаки и кота

Кот и лиса

Лошадь и тигр

Про кошечку

Волк и лиса

Про лису и волка

Медведь — деревянная нога

Сыновья

Про козу-резу

Репка

Мышь и воробей

Воробей

Слепень и комар

О мышке да пузырьке

Старик и дрожь [дрозд]

Машенька

Про козу лупоглазу

Про козла

О старике да старухе, о курочке и петушке

Сказка о козе лупленой

Белка и кедровка

Как перевелись барсы на Енисее

Скупой поп и работник

Бурдучок

Любители сказок

Мужик и барин

Как мужик гусей делил

Ненецкие сказки

Песец и заяц

Лебедь

Олень и осётр

Бурятские сказки

Комар и стрекоза

Мышь и верблюд

Летучая мышь и курица

Ключ счастья

Заяц

Волк

Охотник

Журавль

Снег и заяц

Хитрый кот

Богатырь Байкал

Медведь

Два барана и лиса

Конь и Изюбр

Как перевелись в Сибири львы

Красный бык

Отчего волки воют

Сорока и её птенцы

Как собака нашла себе хозяина –друга

Снег и заяц

Хурист

Хартагай

Эвенкийские сказки

Кто дал эвенкам солнце

Человек на красном олене

Как перевелись чёрные гуси

Асаткан

Кукушка

Как журавли стали небесными оленями

Собаки и человек

Лисица и птичка

Агды-Гром

Заяц-врун

Лиса и рысь

Железный сын

Медведь и карась

Снегирь

Волк и старик

Бобровая речка

Медведь и кедровка

Глухарь и тетерев

Дружба

Лепёшка эвенкийская

Лисица и охотник

Тофаларские сказки

Вечные люди и живая вода

Про злого хана Улузуна

Хозяин воды

Якутские сказки

Волк и лиса

Вражда

Удюргай-батыр

Чыбыс-Чыахаан

Отчего заяц без хвоста

Авторские сказки

А.Тороев «Ленивая сова» (бурятская сказка)

С.Волкова «Счастливый пельмень»,

Т.Вершинина «Почему зайка босой ходит»

М.Вишняклв «Татака Свистака»,

В.П, Старадумов «Лиса и выдра»,

Д. Нагишкин «Самый быстроногий»

С. Агеева «О том, как сорока на лису обиделась»,

А.Казаков «Медведь и птичка»,

С. Волкова «Щепочка»,

Иван Соколов-Микитов «Лечея-плачея»,

М.Д. Сергеева "Вот так чудеса",

С. К.Устинова "Визит к Берендею",

В.П. Стародумова "Берестяное лукошко: байкальские сказки"

Как знакомить детей старшего дошкольного возраста с сибирскими сказками?

Полноценное усвоение детьми сказок возможно при условии целенаправленного, систематического включения их в процесс дополнительного образования, как в форме непосредственно-образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов, через интеграцию образовательных областей: познавательной, речевой, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, физической.

На первом этапе работы над сказкой используют иллюстрации, презентации, при этом акцентируется внимание на выразительные средства: фантастический вымысел, «очеловечивание» животных, растений, предметов; построение сюжета (присказка, зачин, концовка), многообразие интонационных оттенков персонажей сказок, поэтического языка.

После чтения проводятся беседы по содержанию сказок, которые помогали детям вспомнить сюжет, ощутить яркие звуки и краски сибирской природы, поэтический язык, пережить чувства вместе с героями сказок. Например, почему сказка так называется? Кто из героев сказки вам больше понравился? Почему?

Это помогает детям постичь внутренний мир героев, дать моральные и этические оценки их поведению, отметить их силу, смелость, выносливость. При пересказе полюбившихся эпизодов сказок, целесообразно использовать выразительные средства (интонации, мимики, жестов). Дети пересказывают сказки с помощью предметов-заместителей, моделируя сюжет.

Воспитательный потенциал сибирских сказок наиболее полно раскрывается в организованной и самостоятельной театрализованной деятельности.

В целях развития самостоятельной театрализованной деятельности, отбираются сказки с динамичным сюжетом, диалогами между персонажами, короткими по содержанию.

Таким образом, комплекс педагогических условий, форм организации, методов и приёмов позволит реализовать задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста любознательности, познавательного интереса, ценностного отношения к сибирскому краю, этнокультурной компетентности. Поэтому мы посчитали целесообразным использование Сибирских сказок при обучении детей старшего дошкольного возраста пластическим умениям в процессе лепки глиной.

Список литературы

  1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 180 с.
  2. Барыкина Е.К. Лепка. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 124 с.
  3. Бутакова Н.В., Гузяева С.Н., Мишарина Л.А. Сибирский фольклор в работе с дошкольниками. Методическое пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002.
  4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 117 с.
  7. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М: Просвещение, 1977. - 253 с.
  8. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - М: Сфера, 2000. - 120 с. Русские сказки Восточной Сибири / (Сост., подгот. текста, коммент. и предисл. Е. И. Шастиной). — Иркутск: Вост.-сиб. кн. изд-во, 1985. — 464 с. — (Лит. памятники Сибири).
  9. Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: волшебные и о животных / (РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т филологии; Отв. ред. Е. И. Шастина; Вступ. ст., подгот. текстов, примеч. и указатели Р. П. Матвеевой, Т. Г. Леоновой). – Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. – 346 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Сказки).
  10. Сказки из разных мест Сибири / Под ред. проф. М. К. Азадовского. — Иркутск: Власть труда, 1928. — VIII, 169 — (Тр. Кабинета рус. лит. при Пед. фак. Иркутск. гос. ун-та; Т. 1).
  11. Сударчикова С. Ф. Общие вопросы регионализации дошкольного образования  - Иркутск, 2003.
  12. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. - М.: Творческий центр Сфера, 2005. - 110 с.
  13. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
  14. Халезова Н.Б., Пантюхина Г.В., Курочкина Н.А. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. - Ташкент: Укитувчи, 1991. - 190 с.
  15. Якутские волшебные сказки. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004. – 168 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.

Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....

«Моделирование русских народных сказок как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы адресован воспитателям дошкольно-образовательных учреждений. В него входят: описание работы с детьми ,перспективный план работы с детьми , конспекты занятий,развлечений, консультации и др....

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Консультация для педагогов на тему “Сюжетно-ролевая игра как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста”

Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности  и общения взрослых с целью усвоения важнейших соц...