"Ознакомление дошкольников с татарским национальным декоративно-прикладным искусством."
консультация по теме

Илалиева Фания Вагизовна

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей.25.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронёс через столетия».

                                     М.И. Калинин

Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально - положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту и понимать ее, желание больше узнать об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь родной природе, своему краю. Знакомить детей с декоративно - прикладным искусством можно через все виды деятельности. Использование народного декоративного искусства в работе с детьми положительно влияет на развитие детского изобразительного творчества, способствует воспитанию чувства прекрасного, вызывает у них первые образные представления о Родине, способствует формированию патриотических чувств. Отмечается большой интерес детей дошкольного возраста к произведениям народного искусства, этот интерес обусловлен, с одной стороны, доступностью данных произведений детскому восприятию, с другой - определённым сходством с творчеством самих детей. Обобщённость и условность, яркость, красочность, непосредственность - вот что привлекает детей в произведениях народного декоративно - прикладного искусства и роднит их с детским самостоятельным творчеством. Татарское народное декоративно - прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой и с бытом. В украшении своего жилища, одежды, бытовых предметов татарские мастера и мастерицы пользовались различными материалами и техническими средствами орнаментации. В разработке орнамента они достигли большой виртуозности, создав многочисленные узоры и приёмы их построений. Мастера прекрасно понимали значение гармонии, формы, ритма, законов цветовых соотношений. Говоря о декоративно - прикладном искусстве любого народа, перед нами предстает народный костюм, во всем своем величии и красоте. Испокон веков  одежду себе и своим близким татарская женщина старалась изготовлять сама, вкладывая в это увлекательное дело все своё умение и эстетический вкус. В наши дни национальная одежда популярна в театральной, эстрадной деятельности. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек. Узорные ичиги (каюлы читек) - татарские народные сапожки, являются оригинальным художественным продуктом народного искусства. Казанские производители вывозили на большие российские и международные выставки и ярмарки свой уникальный товар. Сафьяновые ичиги, выставленные фирмой одного купца-промышленника в 1880 г. получили много наград в России и были удостоены Большой золотой медалью в 1883 г. и бронзовой медалью в 1886 г. от Европейского общества наук в Париже, серебряной медалью в 1889 г. Всемирной парижской выставки. Современники признавали достойными любования и восхищения богато вышитой золотом, серебром и цветными шелками образцы этой обуви, считая их предметом роскоши. Татарские сапожки получили распространение в артистической среде. Актриса Вера Комиссаржевская в 1889 г. выходит на сцену Александрийского театра в Петербурге в татарских сапожках. О популярности такой обуви говорит и фотография 1920 года, на которой запечатлена Айседора Дункан с Сергеем Есениным в казанских ичигах. В 1980 г. Арскому объединению, занимающемуся пошивом казанских сапожек на Лейпцигской ярмарке, была присуждена золотая медаль.

 Татарский народ создал много прекрасного за всю историю своей духовной и материальной культуры. Это не только замечательный народный костюм, но и тончайшей работы ювелирные украшения, удивительные изделия золотого шитья, яркая мозаичная обувь, керамическая посуда, ткачество, оформление сельского жилища и его интерьера. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Как же нужно знакомить детей с декоративно - прикладным искусством? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях. Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическая посуда). Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомит с их названиями. Воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки, альбомы с открытками, вырезками из газет, журналов, фотографии. Также подбирает предметы, национальные костюмы с характерными очертаниями и узорами. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же помещаются детские индивидуальные и коллективные работы. Одновременно воспитатель готовит наглядный материал для проведения занятий по аппликации, рисованию и лепке.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно - прикладного искусства желательно начинать с младшей группы. При ознакомление с татарским искусством в начале рассматриваются предметы быта и одежды, обращая внимание детей на композиционное решение узора. Это может быть керамический горшок, пиала, фартук, калфак, тюбетейка и др. Такие рассматривания проводятся в течении 3-5 минут в начале занятия или в свободное время. Узоры отбираются наиболее простые, с учетом возможностей детей. В течении года рассматриваются 5-6 предметов. Дети учатся украшать различные силуэты - платки, полотенце, салфетки, фартук и др.

В средней группе можно организовать посещение музея изобразительного искусства (совместно с родителями), познакомить детей с традиционным татарским костюмом (однотонная просторная рубаха, бархатный камзол, нарядный нагрудник, штаны с широким шагом, вышитый передник с нагрудником, калфак, мозаичные ичиги или туфли, тюбетейка и т.д.). Обращается внимание детей на то, что в национальном костюме нашли свое отражение искусство кроя, ткачества, разнообразная вышивка, ювелирные изделия и кожаная мозаика. Помогать детям найти элементы прошлого в современной одежде. Дать понятия «художественная керамика», «художник», «художник-керамик», «гончарное ремесло». В доступной форме рассказать детям о самобытности творчества гончаров («зооморская» керамика - сосуды с изображениями различных птиц и животных, детские игрушки в виде свистулек; пестречинский керамический промысел). Познакомить с творчеством современного художника - керамика Б.А.Шубина (статуэтки «Алтынчэч», «Шурале», «Су анасы» («Водяная»), напольная ваза «Сабантуй», декоративные тарелки с бытовыми сюжетами «Татарский танец», «Сидящая женщина» и др.). Познакомить с понятием «архитектура» (детский сад, школа, библиотека, цирк, кукольный театр - это архитектурные сооружения). Обратить внимание на сходство и различия разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

В старшей группе познакомить с выдающимися произведениями деятелей изобразительного искусства республики (Х.Якупов, И.Зарипов, Р.Шамсутдинов и др.). Познакомить детей с понятием «пейзаж», с творчеством известного русского пейзажиста И.И.Шишкина, уроженца города Елабуги («Утро в сосновом бору», «Рожь», «Полянка» и др.). Развивать умение эмоционально откликаться на изображение, понимать его, соотносить увиденное с собственным опытом. Продолжить знакомство с керамическим промыслом - древнейшим видом искусства, с творчеством современных художников-керамиков (Б.А.Шубин, А.Абзгильдин, Р.Миргалимов, А.Минуллина). Обратить внимание детей на национальное своеобразие керамических изделий, выраженных как в силуэте формы, так и в орнаментальном решении. Способ- ствовать проявлению умения выделять элементы национального орнамента. Обратить внимание детей на особенности русского национального костюма, сравнить его с традиционным татарским костюмом (с особенностями головных уборов, одежды, обуви, украшений). Помочь найти сходство и отличие в национальной одежде.  Познакомить детей с искусством кожаной мозаики. Рассмотреть кожаные туфли, башмаки, ичиги; узоры, расположенные на передке ичигов, украшающие голенища. Обратить внимание детей на цветной фон, собирающий яркие вписанные друг в друга элементы в единую композицию; криволинейность, замкнутость форм, сшивание их контрастными по цвету шелковыми нитями и т.д. Продолжить знакомство детей с архитектурой родного города. Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения (жилой дом, мечеть, кинотеатр и т.д.). Обратить внимание на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Организовать экскурсию в старинную часть города (Старо-Татарская слобода Казани), где сохранились старинные бревенчатые дома, приусадебные постройки (ворота, заборы), украшенные резьбой по дереву. Обратить внимание на характер резных узоров, их пропорции и цветовые решения (характерные для татарской вышивки, кожаной мозаики). Познакомить с архитектурным ансамблем Кремля (Спасская башня, Башня Сююмбеки, соборная мечеть Кул Шариф, Преображенская проездная башня, Благовещенский собор и т.д.). Формировать опыт восприятия объектов истории и культуры. Вызвать желание познать историю Кремля.

В подготовительной группе продолжить знакомство детей с произведениями Г.Тукая и видами искусства, отражающими его творчество (балет «Шурале» Ф.Яруллина, «Водяная» А.Бакирова, симфония «Кырлай» Н.Жиганова, скульптурные и живописные произведения Б.Урманче, И.Казакова, Б.Альменова, Ф.Аминова и др.). Формировать положительное отношение к искусству. Создавать условия для полноценного восприятия произведений изобразительного искусства. Продолжить знакомить детей с произведениями живописи Музея изобразительных искусств Татарстана: И.Е.Репин «Читающая девушка», Н.И.Фешин «Портрет Вари Адоратской», И.И.Шишкин «Полянка», Х.Якупов «Перед приговором», И.Казаков «Малень- кий Тукай» и др. Развивать художественное восприятие произведений. Поощрять самостоятельную оценку произведений. Познакомить детей с древнейшим искусством - художественной обработкой металла. Организовать посещение Музея национальной культуры НКЦ «Казань», где сохранились предметы домашней утвари: серебряные подносы, блюда, медночеканные кувшины, кумганы, бронзовые замочки в форме фигурок домашних животных; декоративные композиции, украшающие интерьеры и экстерьеры общественных зданий. Учить при посещении музея бережно относиться к культурным ценностям и правильно вести себя. Рассмотреть старинные ювелирные украшения: кольца, серьги, браслеты («бэлязэк»), накосники («чулпы»), шейно - нагрудные украшения («яка чылбыры»), перевязки («хэситэ») и др. Познакомить с творчеством современных художников - ювелиров (И.Фазулзянов, С.В.Ковалевская, В.О.Ковалевский и др.). Обратить внимание детей на национальное своеобразие ювелирных изделий. Рассказать о золотошвейном искусстве как самостоятельном художественном промысле татарского народа. Рассмотреть с детьми расшитые тюбетейки, женскую бархатную обувь, кисеты, калфаки и др. Обратить внимание на наиболее популярные композиции - «золотое перо» («алтын каурый»), мотивы букета, птиц, пшеничного колоса, звезд и полумесяца и др. Формировать интерес к предметам искусства. Продолжить знакомство детей с архитектурой родного города (села): соборных мечетей, храмовой архитектуры (соборная мечеть Кул Шариф, Раифский Богородицкий мужской монастырь). Развивать умение замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

Знакомство с историей, традициями, бытом, играми одно из важных условий сохранения культуры татарского народа. Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит - сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Наша задача сегодня:

- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

- чтить и уважать память предков;

- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

 Литература

  1. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования.- РИЦ, 2012.- 208с.
  2. Бурганова Р.А. Татарский орнамент в изобразительной деятельности: Методическое пособие для воспитателей детских садов. II часть  Казань: ИПКРО РТ
  3. Сергеева Н. «Бабушкин сундук». – Казань, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

Перспективный план работы по ознакомлению детей подготовительной группы с декоративно – прикладным искусством

В данной работе отображены разделы: познавательная деятельность, рисование, лепка ручной труд, аппликация конструирование, музыкальное воспитание....

Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

Три основных направления ознакомления детей с русским народным трорчеством в разных возрастных группах....

Консультация для педагогов ДОУ "Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства"

   Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих покол...

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

История русского костюмаЖостовские подносыПутешествие к хлудневским мастерамРусская матрешка В гостях у мастеров...

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством

laquo;Методика ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством»...