Главные вкладки

    Консультация для педагогов ДОУ "Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства"
    методическая разработка на тему

         Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства .Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodika_oznakomleniya_s_prikladnym_iskusstvom.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей.

    Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства 

        Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму.  А.М.Горький писал: «основоположниками искусства были гончары, кузнецы, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще – ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».

         Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

        Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

         Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

             Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

         В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.

               В  декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

     В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок,  глазури для росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель.

              Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства.

     Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

                      На материалах, выбранных для декоративно-прикладного творчества, хорошо проводить сопоставления и сравнения, раскрывая перед детьми выразительные фактурные свойства различных материалов и способы их художественной обработки. В свою очередь это дает возможность перенести усвоенные детьми приемы и навыки декоративной работы в лепку, декоративное рисование, аппликацию. Выбор перечисленных выше материалов для детского творчества обосновывается также и тем, что большинство из них может приобрести любой детский сад.

                  Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве.

                Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.

                    В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

     Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.

           В процессе выполнения тематических творческих заданий,  дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве и народных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов и книг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные диапозитивы с изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и кости, глиняных и деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т. д. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической выразительностью, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.

             Отбор произведений народного прикладного искусства поэтому должен быть очень тщательным. Здесь не может быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе и привязанности к определенным цветовым и композиционным решениям, личностному восприятию красоты формы, фактурных свойств материала и т. д.

               Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

         Много интересного и полезного воспитатели детских садов почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров.

            Следует особо остановиться на вопросах, связанных с ознакомлением детей с произведениями народного декоративного искусства в местах традиционных народных художественных промыслов. Именно здесь, где живут и трудятся потомственные мастера резьбы и росписи по дереву, кружевницы, искусные вышивальщицы, мастера, знакомые с секретами плетения из бересты, узорного вязания из цветной шерсти, создаются наиболее благоприятные условия раннего приобщения детей к основам художественного мастерства.

           Следует отметить, что названия тематических творческих заданий, перечисленных выше, носят условный характер. Здесь предоставляется большая самостоятельность и творческая инициатива для всех, кто будет обращаться к образцам народного искусства.

         Вятская глиняная игрушка, городецкая и хохломская роспись, набивные ткани, кружева, резьба и роспись по дереву могут подсказать и другие темы для творческих заданий, которые будут вполне оправданы в творчестве детей. Хотелось бы только подчеркнуть, что ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий наиболее полно отвечает особенностям детского восприятия и тем возможностям, которые могут проявиться в декоративно-прикладном творчестве детей.

           Важно, чтобы при выборе тем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовали определенная логика и последовательность, принцип от простого к более сложному, к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков в работе, различных материалов и в проникновении в образный строй произведений народного искусства внутри каждой темы творческого задания.

     Именно поэтому первое творческое задание, которое рекомендуется выполнить с детьми, обращено к вятской расписной глиняной игрушке, а по ассоциации с ее нарядной орнаментальной росписью названо «Веселые узоры».

         При выполнении этого задания дети знакомятся с вятской народной игрушкой, образную выразительность которой отмечает С. М. Темерин, один из исследователей народного искусства: «Это плод легкой искрометной шутки, богатой народной фантазии. Она выполняется легко, быстро и свободно, фигурки людей и животных даются в самых общих контурах; все: и скульптурная форма, и роспись делается без каких-либо поправок и доделок, на всем лежит отпечаток непосредственности и живой импровизации, все свежо, пластически выразительно, ярко, красочно».

     Образы вятской игрушки вводят в красочный мир сказки и фантазии, они наиболее близки и понятны детям.

     Возникновение первых ярких, красочных ассоциаций и представлений, обогащающих художественное начало в творчестве детей, развивающих их воображение и фантазию, декоративные, живописные пластические и графические качества в рисунках, лепке, практическое знакомство с фактурными свойствами глины и тканей, с техникой кистевой росписи — все это несет в себе предстоящая встреча детей с наивной и праздничной по краскам вятской глиняной игрушкой.

           В палитре вятской игрушки почти отсутствует смешение цветов. Отсюда яркость и насыщенность звучания цвета. Вятская глиняная игрушка знакомит с веселой радугой цветов: желтым, синим, зеленым, алым, оранжевым, сочно нанесенными на белый фон игрушки, отчего каждый из цветов звучит особенно ярко и празднично. Это создает цельный цветовой образ, характерный только для росписи вятской народной игрушки.

          Такой же цельной по восприятию является пластическая выразительность объемных форм игрушки. При всем разнообразии пластических образов птиц, животных, фигурок человека вятскую игрушку отличает умелая обобщенность деталей. Всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки-горошины и клетка — составляют графику вятского орнамента. Однако, несмотря на такое сравнительно ограниченное число графических элементов, это не исключает возможностей создания из них самых разнообразных композиционных вариантов узоров росписи.

     Выбор вятской глиняной игрушки для первого ознакомления с народным прикладным искусством обосновывается также и тем, что дети одновременно с освоением выразительных художественных качеств игрушки (цветом, графической и композиционной выразительностью росписи) участвуют в подготовке глины к лепке, наблюдают за процессом обжига вылепленных из глины изделий в муфельной печи, осваивают несложные технические приемы кистевой росписи на глине и тканях. Это облегчает дальнейшее ознакомление детей с новыми материалами и более сложными приемами и навыками в их декорировании.

              Прежде чем приступить к практическому выполнению творческого задания «Веселые узоры», дети знакомятся с образцами вятской расписной глиняной игрушки, имеющимися в детском саду, с таблицами альбома «Русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду», с цветными диапозитивами о вятской глиняной игрушке.

    В беседе с детьми о том, как изготовляют из глины игрушки народные мастера из села Дымкова, может быть использован текст методических указаний к названному альбому.

     В процессе выполнения творческого задания «Веселые узоры» дети вместе с воспитателем готовят глину к лепке, затем лепят из нее декоративные плитки, бусы, осваивают несложные технические приемы кистевой росписи на глиняных изделиях и тканях.

           Чтобы заинтересовать детей, занятия можно проводить в форме игры. Дети становятся художниками керамики, которые готовят глину к лепке, создают из нее свои изделия, сушат их, закаливают в муфельной печи, а затем расписывают гуашью, художниками текстиля, создающими эскизы тканей и расписывающими затем по ним костюмы к празднику.

    Е. А. Флерина в одной из своих работ писала: «Бывают... моменты в детском творчестве, когда ребенок с интересом и удовольствием повторяет свое новое достижение в различных вариантах и тем закрепляет его. Эти моменты ценны и необходимы, так как они делают опыт ребенка прочным и осознанным, реализуют его в новых замыслах. Срывать эти моменты новыми заданиями, а также отвлекать замечаниями и указаниями не следует, так как это мешает укреплению навыка. Дошкольник, как известно, особенно нуждается в повторении, закреплении каждого нового достижения, к какой бы области оно ни относилось».

           При выполнении творческого задания «Цветущий сад» дети знакомятся с цветочными мотивами росписи на городецких и хохломских изделиях, на жостовских подносах и северных прялках, с золотошвейными вышивками и узорчатыми павловскими платками, с кружевом, растительными мотивами в резьбе по дереву.

     Городецкая и хохломская роспись, цветочные композиции на павловских платках и жостовских подносах, в росписях прялок знакомят детей с гаммой глубоких, насыщенных цветов, обогащая их восприятие, делая более красочными и декоративными работы.

     В новом, более сложном качестве выступает на данном этапе и техника кистевой росписи, в процессе которой дети овладевают навыками свободного расположения узоров цветов, растительного орнамента на плоскости, на объемной форме.

        Более сложными становятся и сами формы орнамента. Если при выполнении творческого задания «Веселые узоры» дети осваивают в основном графику геометрических форм орнамента (круг, полоса, клетка и др.), то теперь они рисуют кистью цветочные и растительные мотивы. Усложняется и композиционное размещение цветочных и растительных форм.

     Одновременно с овладением техникой кистевой росписи дети учатся создавать рельефные узоры цветов и растений на глиняных плитках, нанося их заостренными палочками и стеками на мягкую, податливую поверхность глины. Этот технический прием обогащает графическую выразительность детских работ.

     В качестве образцов народного прикладного искусства, способствующих развитию пластической выразительности линии в рисунках детей, могут быть использованы орнаментальные мотивы растительных и цветочных форм на пряничных досках, узоры вологодских кружев, кубовая набойка на тканях.

               При выполнении творческого задания «Цветущий сад» дети осваивают новые материалы: бересту, цветную керамическую плитку, ткани различных фактур и расцветок, глазури для росписи изделий из глины, знакомятся с разнообразными техническими приемами и способами художественной обработки материалов (с рельефными изображениями на глине, с росписью на бересте, со способами выкладки мозаики и созданием аппликаций из тканей различных фактур и расцветок, рисуют цветными мелками, фломастерами, сангиной).

    Это вносит разнообразие и новизну в творчество детей, делает его более увлекательным. Новое творческое задание предусматривает выполнение детьми различных работ.

          Творческое задание «Сказочные птицы» — следующий этап ознакомления детей с образцами народного прикладного искусства, в процессе которого дети знакомятся с изображениями фантастических птиц на тканях, в росписях прялок и изразцов, в резьбе по дереву, с объемными изображениями птиц на вятской глиняной игрушке, в скопинской и гжельской керамике.

         Показателем образной художественной выразительности декоративных работ детей на данном этапе работы выступает сказочность создаваемых ими образов птиц в росписях, в мозаике, в изделиях из глины и бересты. Не менее важными показателями является оригинальность композиционных решений и пластическая выразительность объемных форм.

         В сравнении с геометрическими и растительными формами орнамента (вятская народная игрушка, юродецкие росписи, резьба на пряничных досках), с которыми дети знакомятся при выполнении предыдущих творческих заданий, создание живописных, графических и объемных изображений птиц на бересте, в мозаике, в глине является для детей, несомненно, более сложной и одновременно более интересной, творческой задачей.

    Роспись силуэтного изображения птиц

         Выполнение творческого задания можно приурочить к первомайскому празднику или празднику прилета птиц, проводимому некоторыми детскими садами. Обычно к этому празднику дети старших и подготовительных групп вырезывают из картона и цветной плотной бумаги силуэты птиц и разрисовывают их красками. Готовые птицы укрепляются на легких прутиках, к которым также приклеиваются зеленые бумажные листья и цветы. С этими атрибутами дети выступают на празднике.

     Готовя вместе с детьми силуэтные изображения птиц и расписывая их красками, воспитатели, как правило, следуют реальным образам пернатых: дети вырезывают, например, из картона или бумаги силуэт скворца, соловья, синицы и т. д. В росписи этих силуэтов дети стремятся как можно ближе следовать натуре: тщательно прорисовывают клюв, лапки, перышки птицы. Это делает изображение дробным и невыразительным по силуэту. Птицы нередко бывают маленькими, и на фоне ярко-зеленых веток их почти не видно.

            Поэтому желательно в традиционную схему оформления весеннего праздника внести определенную новизну и декоративность звучания цвета.

          Сначала детям показывают диапозитивы, зарисовки с разнообразными по форме и окраске птицами, затем предлагается нарисовать на картоне всевозможных птиц. Из созданных детьми рисунков отбираются в ходе совместных обсуждений несколько выразительных по силуэту птиц. В работы некоторых детей предлагается внести исправления (поправить изображение клюва, крыльев и т. д.), затем силуэтные изображения этих птиц расписываются. Характерно то, что большинство детей начинают роспись с какого-то одного определенного цвета, например, вся грудка птицы или хвост окрашивается в красный, синий или черный цвет. Когда большие плоскости закрашены, в роспись вводится орнамент. Большие пятна цвета становятся своеобразными центрами, вокруг которых располагается рисунок орнамента.

    Узорами орнамента украшаются и цветные плоскости. На фоне красного, зеленого, черного цвета особенно ярко вырисовываются желтые, голубые, оранжевые элементы орнамента.

       Некоторые воспитатели, готовясь к занятию по декоративному рисованию, рисуют образцы и требуют точного их воспроизведения, считая, что скопировав образец, ребёнок научится составлять узоры на предметах разной формы. Однако это не так. Привыкая точно выполнять лишь показанный узор, ребёнок часто вовсе не овладевает способами создания декоративной композиции, умением перенести полученные знания  и навыки в другие условия деятельности; не понимает, что при одинаковом расположении элементы узора могут быть разными. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

    "История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

    Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

    Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

    Перспективный план работы по ознакомлению детей подготовительной группы с декоративно – прикладным искусством

    В данной работе отображены разделы: познавательная деятельность, рисование, лепка ручной труд, аппликация конструирование, музыкальное воспитание....

    Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

    Три основных направления ознакомления детей с русским народным трорчеством в разных возрастных группах....

    «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»

    Описание опыта работы по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством....

    Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

    История русского костюмаЖостовские подносыПутешествие к хлудневским мастерамРусская матрешка В гостях у мастеров...

    Воспитание нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства.

       Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравствен...