Консультация "Совместная работа воспитателя и родителей по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством".
консультация

Лариса Назарова

Задачи работы по озакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством:

1.              Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно- прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2.              Формирование обобщенных знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов  декоративной         живописи: хохломской, дымковской, городецкой, жостовской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства  формы, ритма, симметриизадачами данной работы я считаю следующее:

1.              Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно- прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2.              Формирование обобщенных знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов  декоративной         живописи: хохломской, дымковской, городецкой, жостовской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства  формы, ритма, симметрии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совместная работа воспитателя и  родителей

по ознакомлению детей с русским народным декоративно – прикладным искусством»

Выполнила: Назарова Л.Н.,

ГБОУ Школа№2044,

Воспитатель ДО№4

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно осуществлено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познавания  должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Необходимо предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства. Народное искусство способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей  к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

 Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно- прикладного искусства присуще и творчеству детей, но, в отличие  от детского творчества, в народном  искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками  традиция. Детям же предстоит осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты  формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.

  Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале  народного творчества, -  одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.

Произведения народного декоративно - прикладного искусства служат исключительно подходящими объектами для эстетического воспитания в семье.

  Первыми подлинными произведениями искусства, с которыми знакомятся дети, являются их игрушки. Задача игрушки — дать в руки ребёнка часть познаваемого им мира, развеселить, научить чему-то и воздействовать на его ещё не осознанное эстетическое чувство. Именно поэтому, независимо от возраста, образования и профессии, большинство людей помнят любимые игрушки своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем были  созданы эти первые жизненные и культурные ориентиры ребёнка.

В настоящее время российский рынок заполнен импортными играми и игрушками, значительная часть которых довольно низкого качества и сомнительного предназначения, отрицательно влияющие на психику  и развитие ребенка.

  Но без активного участия родителей решить эту проблему  невозможно, потому что защитить своего ребенка от этих опасных игрушек могут только родители, приобретая для него то, что способствует пробуждению его творческих способностей и художественного восприятия. Мы живем в великой стане, которая, несмотря на социально-экономические  трудности, продолжает сохранять свой духовный потенциал. А народное искусство как часть нашей культуры живёт и развивается. Рядом с китчем китайского производства на прилавках магазинов можно встретить нашу родную матрёшку; дымковскую, каргопольскую, абашевскую, тверскую, богородскую игрушки. Они, как веселая народная улыбка, в которой дух сказки и верное наблюдение жизни, яркость красок и огромное изящество форм  радуют и детей, и взрослых. Их  создатели из разных уголков России, передавая из поколения в поколение свое мастерство, смогли донести до наших детей драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Поэтому работы народных мастеров становятся уже не только забавой для детей, но и предметом  восхищения и коллекционирования со стороны взрослых. И это замечательно! Родителям детей, посещающим мою группу, я советую собирать народные игрушки и играть в них вместе с детьми. В этом случае народное искусство будет объединять несколько поколений, связывая  их нитью исторической и культурной памяти своего народа. Рассматривая их или играя с ними, ребёнок впитывает, делает своим достоянием форму, цвет, орнамент, которые веками отбирал и шлифовал каждый народ. При этом важно отметить, что народные мастера не забывали и о возрастных особенностях детей. Со всеми народными игрушками малыши могли действовать: весело свистеть в глиняные  и деревянные свистульки, движением рычажка заставлять медведей рубить дрова, зайцев бить в барабан. А для того чтобы познакомиться с семьёй матрёшки, тут уж особенно надо было изловчиться!

   Но, действуя с такой игрушкой, ребенок получает не только удовольствие от игры, но и определенное эстетическое впечатление. Именно родители должны способствовать постоянному накапливанию  у детей  положительных   впечатлений. Поэтому я рекомендую родителям приобретать те народные игрушки, с которыми дети могли бы действовать: свистульки глиняные — абашевские, дымковские, тверские, каргопольские, филимоновские; разного вида деревянные игрушки — богородские, хохломские, городецкие; матрешки (семёновские, загорские).

    Затем можно познакомить детей с предметами народного и декоративно-прикладного искусства, показать им красоту  народных узоров, их ритмичность, чередование элементов, цветовых пятен, обратить внимание на своеобразие колорита каждого вида, геометрические и обобщенные образы растительного мира (цветы, ягоды, листья, травка и пр.); полюбоваться вместе с детьми красотой, изяществом этих изделий. Также я  советую родителям  как можно чаще сервировать ребенку стол  хохломской, гжельской посудой, доставляя ему  тем самым большую радость.              

Основной задачей, стоящей перед семьей и дошкольным  учреждением, является воспитание любви и уважения к народным мастерам, чувство гордости за свой народ и его культуру. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дошкольники. Не получим ли мы поколение, не имеющее никаких нравственных ценностей? Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитать  в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых  сегодня  отсутствуют. Я предлагаю познакомить детей с нашими традициями  - русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям  почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными задачами данной работы я считаю следующее:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно- прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  2. Формирование обобщенных знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов  декоративной         живописи: хохломской, дымковской, городецкой, жостовской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства  формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают  ознакомление детей  с определенным видом  народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками: материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводится организованная образовательная деятельность.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение  элементов росписи не главное. Задача воспитателя — это не подготовка будущих мастеров хохломской, городецкой, гжельской или другой росписи, а приобщение  ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, почувствовать радость творчества.

Знакомить  детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские, матрёшки, гжельские изделия), придумывать сказки.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них— изображение человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а  именно это является основой гармоничного  развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов,  счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление  с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Особое значение  в вопросах взаимодействия дошкольного учреждения с родителями имеют праздники. В процессе их организации и проведения  возникает возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями. Не секрет, что в настоящее время у большинства людей напряженная жизнь. Всем некогда. Общение родителей с детьми, в лучшем  случае, ограничивается  воскресной прогулкой, чтением сказки и назиданиями по разному поводу. В результате  болезнью века является душевное отлучение  детей от своих родителей. Отдавая ребенку всё, родители в то же время  лишают его  ... себя. Для большинства родителей гораздо проще купить ребёнку дорогой подарок, красивую одежду, вкусную еду, чем поиграть с ним в игру по его выбору, поговорить на интересующую его тему, и т. п.

Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от родителей усилий, но зато рождают в сердце ребенка любовь и признательность, потребность общаться. Многие родители только с помощью педагогов детского сада могут понять простую  истину:  какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идет не о количестве, а о качестве этого времени. Можно на отдыхе целый месяц провести со своим ребенком, но не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь.

  • Поэтому  я  решила  организовать праздник, посвященный народному декоративно-прикладному искусству и перевести его из разряда развлечения в средство формирования культуры общения родителей со своим ребенком, воспитателем, а также с другими детьми и взрослыми. Родители принимают активное участие  в подготовке и проведении вечера  «Волшебная сила народного искусства».

В ходе работы  я опиралась на  системно-деятельностный подход, цель и основной результат которого - познание и освоение мира детьми.  Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ребенка происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.    Ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение осуществляется  через «ворота детской игры». Ребенок знакомится с окружающей действительностью, действуя.

 Д.Б. Эльконин  писал: «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».

Эффективное и полноценное развитие ребенка предполагает своевременное использование возможностей форм детской деятельности .

Деятельностный подход к  образованию предполагает

- наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)  

- наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить),

- умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.

Воспитание и образование  - это  прежде всего самовоспитание и самообразование, которое начинается с  изучения  себя, своих возможностей. Суть системно-действенного подхода в образовании:

«Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

 дай  мне сделать самому - и я пойму».  

 В ходе работы использовался и личностно-ориентированный подход: большое внимание я уделяла индивидуальности ребенка, включенного в работу, его личным качествам и способностям.

В общении с детьми я придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Наша цель - содействовать становлению ребенка как личности, присматриваться и выявлять те таланты, которые были заложены в нем изначально.       

Работа по подготовке к  празднику осуществлялась в ходе организованно-образовательной  и самостоятельной деятельности детей. Были задействованы  во взаимосвязи  многие виды деятельности детей: восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  изобразительная, музыкальная. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

«Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»

Описание опыта работы по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством....

Консультация для педагогов ДОУ "Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства"

   Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих покол...

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

История русского костюмаЖостовские подносыПутешествие к хлудневским мастерамРусская матрешка В гостях у мастеров...

Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно – прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Декоративно ...

Легенды и сказки для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Легенды и сказки для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (знакомство со знаками народных орнаментов)I  в...