Конспект ОД по ФЦКМ в средней группе "Куклодельница в гостях у ребят"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Неделина Наталья Викторовна

Цель: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuklodelnitsa.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад д.Казинка Елецкого муниципального района

Конспект образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

в средней группе.

Тема: «Куклодельница в гостях у ребят».

Воспитатель:

Неделина Н.В.

2014г

1.

Цель:  приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи:

 - изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы;

- научить изготавливать куклу из подручных натуральных материалов;

- способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов;

- закрепить на примере изготовления кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях русского народа.

Материалы и оборудование: лоскуты цветной ткани по количеству детей, початки кукурузы по количеству детей, цветные ленточки по количеству детей, тряпичные куклы - «Кормилка», «Зайчик-на-пальчик», «Кувадка», «Кубышка Травница», «Птица Радость».

2.

Содержание образовательной деятельности.

В группу к детям заходит Куклодельница.

- Здравствуйте, дорогие дети! Счастья и мира вам всем! Дети, вы меня узнали. Правильно, я Куклодельница. Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем  улыбку. Давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки. Спасибо за эти чудесные улыбки! (Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»)

Скажите, ребята, вы любите играть? В какие игрушки? А в куклы играете? Какие бывают куклы? (пластмассовые, деревянные, тряпичные) Все эти куколки есть у вас в группе? Из чего сделаны эти игрушки? (пластмассовые – из пластмассы, деревянные – из дерева, тряпичные – из тряпочек)

Ребята, а вы любите путешествовать. Я предлагаю вам сегодня отправиться в прошлое. Для этого нужно только закрыть глазки и произнести волшебные слова: «Раз, два, три – прошлое приди». И мы окажемся в далеком прошлом. (Дети произносят «волшебные» слова)

- Я рада приветствовать вас в прошлом, где дети собирались вместе. Они играли, пели песни, водили хороводы, загадывали и отгадывали загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Сейчас я вам загадаю загадку:

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно! (Кукла)

- Правильно! Конечно кукла.

О народных куклах сейчас вам расскажу.

 А если вам понравится, как делать подскажу.

 К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя!

Красивая у меня куколка-помощница? Как называется куколка? Из чего сделана? (из лоскуточков)

Куколка – первая игрушка малыша и изготавливалась она из любого подручного натурального материала. Как вы думаете, из каких подручных материалов могут делаться куколки? (Это были  лоскутки ношенной одежды, ниточки,  палочки,  солома, кукуруза)

3.

 В старину в куклы играли не только девочки, но и мальчики до 5 лет. В народной мудрости говорится - «Кто в куклы не играл, тот детства не видал». В игре с куклой мальчики учились завязывать узелочки, делать петельки, переплетать веревочки. Ведь с пятилетнего возраста они становились помощниками своих отцов при изготовлении лаптей. И если у мальчика не получалось плести лапти, ему говорили: «Тебе бы еще в куклы играть».  А чему учились девочки, играя с куклой? (Девочки, играя с куклами, учились рукоделию, вести домашнее хозяйство, пеленать ребеночка)

Скажите, пожалуйста, при изготовлении тряпичных кукол используются ножницы и иголка? Правильно, не используются. Наши предки верили в то, что если пользоваться при изготовлении кукол колющими и режущими предметами, то жизнь не будет цельной и счастливой у ребенка. Тряпичные куклы с лицом или без, скажите, пожалуйста. Как их можно назвать? (безликие) Без лица кукол изготавливали для того, чтобы душа не вселилась в куколку через глаза и не навредила ребенку. Куклы являлись оберегом для своего хозяина. Таких кукол ни кому не показывали. Как называются куклы, в которые можно играть? Правильно - игровые, в них дети играли и коротали то время, когда их родители были в поле на работе. Сделает мама своему ребеночку из лоскутков куколку, вложит в его маленькую ладошку и уйдет на работу. А ребеночек с этой куклой проводит целый день. Как вы думаете, как дети играли с куклой?

Ребята, у меня есть новые куколки, которые я сделала вчера вечером. У них еще нет друзей. Вы мне поможете найти друзей для куколок?

Проводится игра «Найди кукле подружку». Куклодельница достает из корзинки кукол по одной («Травница», «Кувадка», «Птица Радость», «Зайчик-на-пальчик»),  а дети должны найти такую же куклу у себя и составить пару. После того, как дойдет очередь до зайчика, Кулодельница предлагает поиграть с ним и проводит пальчиковую игру «Зайчики по лесу шли».

- Ребята, загрустила моя куколка-помощница. Как вы думаете – почему? ( Потому, что нет у нее деток, не о ком ей заботиться, некого кормить) Как мы можем ей помочь? (Сделать для нее деток – куколок пеленашек) Для того чтобы изготовить куколку необходимо иметь желание и подручные материалы.

Праздник наш душе отрада,

И стесняться здесь не надо!

Ко мне поближе становитесь,

Старинному ремеслу учитесь!

Куклодельница показывает и рассказывает детям процесс изготовления куколки-пеленашки из подручных материалов: лоскутки, ниточки, кукуруза. Во время работы

4.

все вместе вспоминают отрывок из сказки «Терешечка»: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они себе колодочку,

завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терешечка – настоящая ягодка».

Затем Куклодельница приглашает детей за приготовленные столы для того, чтобы самим сделать куклу «Пеленашка» из подручных материалов: кукуруза, лоскутки, ниточки. Перед работой проводится пальчиковая игра:

Наша куколка гуляла,

И играла, и плясала.

Наклоняться она устала,

Улеглась под одеяло.

- А теперь потрем ладошки! Чувствуете, сколько тепла и энергии в наших руках? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

В процессе изготовления куклы детьми звучит тихая народная музыка.

- Вот наши куколки готовы! И мы можем обрадовать нашу Кормилку.

Куклодельница задает детям вопросы: как Кормилка будет заботиться о своих малышах; какую кашу она приготовит им на завтрак или обед; кто готовит кашу детям дома – мама или папа; кто чаще пеленает маленьких деток из родителей; у кого лучше получается; помогаете вы пеленать своих маленьких братиков и сестричек?

- Ребята, есть одна пословица «Сделал дело – гуляй смело». Мы сегодня с вами сделали доброе дело: помогли Кормилке и сделали для нее много куколок, которых она будет кормить. А мы с вами можем смело поводить хоровод.

Водится хоровод под музыку.

- Ребята, пора возвращаться нам в наше время? Закрываем глаза и произносим волшебные слова: «Раз, два, три – настоящее приди». Понравилось вам наше путешествие? Где мы были? Что делали? В память о сегодняшнем путешествии я вам хочу подарить этих маленьких куколок – пеленашек, сделанных из лоскутков и ниточек. «Кукла мала – да всем детям мила» (рус.нар.пословица). Пусть эти куколки оберегают вас от болезней, дарят вам счастье и благополучие.

5.

У кукол знаю точно, есть душа.

В груди тряпичной сердце бьется часто.

Прижми ее к себе, увидишь – счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Согрета человеческим теплом

Тех рук, что эту куклу создавали.

Лелеяли, ночами обшивали.

Теперь она несет тепло в ваш дом!

А мне пора уходить. Счастья и мира вам и вашим родным! До свидания!

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "В гостях у осени"

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "В гостях у осени"...

Конспект занятия по (ФЦКМ) тема «Осень, осень в гости просим»

Конспект занятия по (ФЦКМ) тема «Осень, осень в гости просим»     Программное содержание:Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.Способствов...

Конспект ООД по математике на тему «Белочка в гостях у ребят» для детей средней группы

Закрепление умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и составления картинок из этих фигур....

Конспект занятия по культуре энергосбережения «Капелька воды в гостях у ребят» средний дошкольный возраст

Конспект занятия направлен на формирование культуры энергосбережения у дошкольников...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по музыкальному развитию с использование ИКТ технологий в средней группе «В гостях у ребят веселая Лошадка»

Музыкальное занятие в средней группе "В гостях у ребят веселая Лощадка"Дети вместе с лошадкой поют,танцует, играют на музыкальных инструментах....

Конспект занятия по финансовой грамотности «Профессор Знайкина в гостях у ребят» в средней группе

Познакомить с понятиями «деньги», «купюра», «монета», историей возникновения денег, их предназначением. Воспитывать правильное отношение к деньгам, дать представлен...