«Традиции и культура народов севера»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Батырева Наталья Геннадьевна

Тип НОД: познавательное

Форма НОД:  путешествие

Цель: Знакомить детей с национальной женской одеждой, традициями коренных народов севера.

Задачи.

Обучающие:

·        Познакомить детей с национальной одеждой народов ханты и особенностями женского платья;

·        Дать детям представление о традициях и быте народов севера.

Развивающие:

·        Углублять и уточнять представления о Родине – России, и ее символах (герб, флаг, гимн);

·        Развивать у детей познавательные  интересы, речь, творческие     способности;

·        Формировать  умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

·        Расширять  кругозор, обогащать  жизненный опыт детей.

Воспитательные:

·        Воспитывать  любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера;

·        Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chistovik_.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Традиции и культура народов севера»

Тип НОД: познавательное

Форма НОД:  путешествие

Цель: Знакомить детей с национальной женской одеждой, традициями коренных народов севера.

Задачи.

Обучающие:

  • Познакомить детей с национальной одеждой народов ханты и особенностями женского платья;
  • Дать детям представление о традициях и быте народов севера.

Развивающие:

  • Углублять и уточнять представления о Родине – России, и ее символах (герб, флаг, гимн);
  • Развивать у детей познавательные  интересы, речь, творческие     способности;
  • Формировать  умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • Расширять  кругозор, обогащать  жизненный опыт детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать  любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера;
  • Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу.

Ход НОД

В: Здравствуйте ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Наталья Геннадьевна. А как вас зовут, я вижу. Я пришла к вам в гости из детского сада «Красная шапочка».

Звучит песня о России, на экране видеоролик (Россия, округ, поселок, природа), во время просмотра читаю стихотворение о России.

Я пришла рассказать вам о чем-то интересном, а о чем именно вы узнаете, когда посмотрите на экран.

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Поселок родимый, родная квартира,

Бабушка, садик, котенок и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

В: Вы догадались, о чем я вам сегодня расскажу? (о Родине).

В: Как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответ). Россия – огромная страна, самая большая на земном шаре.

Слайд (Карта, глобус)

Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие - многие километры с севера на юг, с запада на восток.Чтобы объехать  нашу страну из одного конца в другой, например, с запада на восток, нужно проехать на поезде девять дней.

В: Ребята, а вы знаете символы нашего государства?

Слайд (флаг, гимн, герб)

В: Скажите, что обозначают цвета на флаге? (Ответы).

(Белый - символ свободы; синий – цвет неба, рек, озер; красный – силы русской державы)

У каждого государства есть свой неофициальный символ. У России - это береза.

Слайд(березка, на его фоне читаю стихотворение)

Белоствольная береза -

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей!

В:? Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, наш любимый округ, а называется он? (ханты-мансийский автономный округ)

Слайд (карта округа)

В: Правильно, наш округ называется ХМАО. А старинное название нашего округа – Югра. Поэтому его так и называют ХМАО-ЮГРА.

? Ребята, посмотрите внимательно на карту и скажите, на что похожи очертания нашего округа? (варианты ответов детей).

Слайд (карта)

Наш округ – многонациональный, это значит, что в нем живут люди разных национальностей. Вы знаете каких?

Слайд (картинки с людьми)

Да, это и русские, татары, украинцы, башкиры, ханты, манси.

В: А какой вы национальности? (ответы детей).

? Как вы думаете, люди, каких из перечисленных национальностей являются коренными жителями ХМАО?

Слайд (изображение людей ханты и манси)

В: (итог) Да, самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и манси. Это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Народ этот очень трудолюбивый,они очень любят свой край.

В: Вы хотели бы побольше узнать о коренных жителях нашего округа? (ответы). Тогда приглашаю вас отправиться в национальную деревню.

Но перед этим я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в веселую игру, а помогать в этом вам будут лесные зверята и насекомые. Смотрите на экран и повторяйте движения.

На экране динамическая пауза (дети играют)

Слайд (деревня, стойбища), звучит национальная музыка

(Я выхожу в национальном костюме)

В: Я – Хозяйка Тайги,

Охраняю лес волшебный,

От рассвета до зари.
Много сказочных легенд я знаю
к себе в гости приглашаю!

В: Пасе олэн! Здравствуйте ребята!

В: Пасе олэн! Так здороваются народы манси, давайте попробуем поздороваться по-мансийски.

(Предлагаю вместе проговорить слова приветствия)

В: Я очень рада видеть вас в нашей национальной деревне. Присаживайтесь поудобнее вокруг костра.

?Вы обратили внимание, что моя одежда отличается от вашей? Чем? (ответы).

В: У народов ханты и манси есть своя национальная одежда. Одежда мужчин называется  - «малица» (закрепляем).

Слайд (малица)

Женское платье называется «ягушка» (закрепляем). Я хочу вам рассказать, что означает мое национальное платье.

 Мое платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами  - реками, озерами.

Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами.

Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют «Цвет тайги». Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.

А вот это– орнамент. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений. Он имеет и свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, рыболовная сеть, сосна и другие.Орнамент, который вы видите на моем платье называется «Хвост глухаря».

Мех на моем платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.

В: Все мое платье говорит о щедрости и богатстве нашего края.

В: А знаете ли вы, что основные промыслы мужчин - рыбалка, охота. Женщины народов ханты и манси считаются замечательными рукодельницами и хозяйками.

Предлагаю помочь жителям моей национальной деревни. Девочки помогут разобрать лесные ягоды по корзинам (дидактическая игра «Разбери ягоды по корзинам»), а мальчики, как будущие охотники, определят, кто из лесных зверей оставил эти следы. (Дидактическая игра «Следы лесных зверей»).

? Девочки, какие ягоды в ваших корзинах?

? А почему у вас остались эти ягоды?

? Мальчики, следы каких зверей встретились вам на пути?

В: Кроме охоты, мужчины занимались рыболовством. Желаете ли вы, мальчики, побывать в роли рыбаков?

В: А вот женщины в свободное время занимались рукоделием: шили, вышивали, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов. А вы бы хотели сегодня сделать такие обереги? Тогда предлагаю пройти за столы, где есть образцы оберегов и материалы для их изготовления.

В: Мальчики, а мы вместе пойдем на рыбалку и будем ловить рыбу неводом. Мужчины, прежде чем отправиться на рыбалку, проверяли, готовили свои снасти. Давайте и мы проверим наш невод, все ли в порядке?  (Смотрят). А невод-то у нас дырявый, нужно его починить. Будем связывать ячейки нитками.

В. Невод готов. Давайте ловить рыбу неводом. А вы знаете, какая рыба водится в наших реках? Как думаете, а какую рыбу мы поймаем?

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        После работы в центрах снова собираются у костра.

Рассматривают улов,развешивают сушить рыбу.Девочки показывают свои обереги и скажут для чего они нужны.

В: Длинные вечера коротали у костра: слушали сказки, мифы, легенды, играли в национальные игры. А вы хотели бы поиграть в национальную игру? Давайте поиграем в игру, которая называется «Хейро», что означает «Солнце». (Проговариваем и закрепляем это слово).

Для этой игры нам нужно выбрать солнце, кто хочет побыть солнцем? У  Сереженьки так сияют глазки, как у настоящего солнышка, давайте он будет солнце. Проходи садись в круг, а мы возьмемся за руки и послушаем правила игры. Когда будет звучать музыка, мы с вами сделаем маленький пойдем вокруг солнца, говоря слова «Хейро», но когда музыка зазвучит громче, наше солнце проснется и будет подниматься, а мы с вами должны быстро отойти в сторону, чтобы не обжечься его лучами. После того как музыка будет играть тише, мы снова сомкнем круг. Мы должны быть внимательными, чтобы не обжечься.

(Звучит национальная музыка)

В: Какие вы молодцы, ловкие, внимательные!

В: В начале нашего путешествия мы говорили, что неофициальным символом России является береза, а ународов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

Звучит мелодия, дети завязывают ленточки.

В: В моей корзинке лежат листья с разных деревьев, если вам понравилось наше путешествие, то предлагаю взять березовый листок. Я очень рада, что вы выбрали именно березовый листок.

Слайд (видеофильм, песня «Югра моя»)

В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы узнали лишь очень немного о нашем богатом, удивительном прекрасном крае. Я надеюсь, что вы будете любить свой край, охранять, умножать его богатства и сохранять красоту.

В: Ребята, мы все с вами разные, но у всех у нас одна большая Родина – Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны.
Вы можете сделать страну крепкой и могучей, если будете настоящими
друзьями, будете заботиться о своих близких. Давайте мы тоже сплетём из наших рук «Венок дружбы», посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность по культуре народов Севера".

Культура  народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение н...

Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями  национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...

Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)

1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Технологическая карта интегрированной НОД «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции» на основе ФГОС ДО

У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению....

Конспект занятия «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции»...