Познавательно-творческий проект "Фестиваль ремесел", итоговое мероприятие (подготовительная группа)
проект (подготовительная группа) по теме

Жернакова Наталья Ивановна

"Фестиваль ремесел" - это русская ярмарка, много песен, игр и народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_remesel_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области    

                                     « Фестиваль ремесел»

(музыкально – игровая программа в подготовительной группе «Смешарики»)

       

         

                                                                         Воспитатели:

                                                                         Жернакова Наталья Ивановна  

                                                                         Дорофеева Наталья Александровна  

                                                       

                                                      2015                

 Цель: Формирование у детей интереса к традициям русского народа, к народной музыке через народное художественное и песенное творчество, игру.

 Задачи:

1. Развивать у детей интерес к народным промыслам, умение различать народные росписи.

2.Совершенствовать выразительность и эмоциональность  речи при чтении наизусть стихов, небольших текстов.

3.Совершенствовать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах  (ложках).

 Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением народных изделий, репродукций картин и презентаций на тему русской ярмарки. Знакомство с  народными  игрушками, их происхождением. Рассматривание  готовых игрушек: прорисовывание элементов  росписей, обработка их в самостоятельной и совместной с взрослым деятельности.  Беседа о традициях и обычаях своего народа, семьи.

 Материал: Декорация для зала (ярмарка, изба).  Рушники,  дымковские, хохломские, гжель, городецкие изделия. Народные музыкальные инструменты (ложки). Изделия народного творчества. Деревянные и глиняные игрушки, расписная посуда, расписные платки, салфетки. Русские народные костюмы.

Дети входят в зал,  украшенный изделиями русского народного творчества. Детей встречает Хозяюшка.

Хозяюшка 1: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки.

Дети: Здравствуй, хозяюшка! Здравствуй,  народ честной!

Хозяюшка 1: Проходите, гости дорогие (встречает с поклоном),  милости просим. (Дети рассаживаются на лавки).

Хозяюшка 2: Ребята вы пришли в гости в русскую избу. У каждого народа есть свои обычаи и традиции: Если  заходил запоздалый путник, как его встречали?

Дети: С поклоном и говорили: «Милости просим».

Хозяюшка 2: А если гость заходил во время ужина?

Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать.

Хозяюшка 2: А чем угощали гостей?

Дети: Всем, что есть в доме, обычно чаем или блинами.

Хозяюшка 2: Ребята у всех народов есть традиции и обычаи. Традиции – это то, что переходит от  одного поколения к другому, что унаследовано нами от наших предков. Обычаями мы называем, какие – либо установившиеся правила.

Ребенок: Жива традиция.

                Жива.  –  От поколения старшего.

                Важны обряды и слова.

                Из прошлого, Из настоящего.

Хозяюшка 2: В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Здесь они пели, водили хороводы. Рассказывали сказки, обменивались шутками – прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины.   Такие вечера назывались посиделками. Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде вы знаете?

Дети: Рабочие руки не знают скуки.

          Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

          Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

           Сделай дело – гуляй смело.

Хозяюшка 1: Ребята, какие традиции существуют в ваших семьях?

(дети перечисляют)

Хозяюшка 2: В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Именины, проводы в армию, масленица, коляда, Пасха, Рождество.

Хозяюшка 2: Любил народ поиграть в игры.  Поиграем в старинную игру «Звонок»?   (Дети встают в круг.  В кругу ходят двое водящих – один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза,  и он старается по звонку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Круг  не позволяет водящим  далеко расходиться).

Хозяюшка 1: Народ любил встречать весну игрой «Ручеек».

- Солнышко, ведрышко, пригревай,

- Ручеек свою песенку начинай!

(Игра «Ручеек»).

Хозяюшка 2: Любил народ ходить по ярмаркам.  Товар посмотреть, задаром купить. Скоморохов  послушать. Здесь товару хватит всякого. Разложили все товары. Подходи честной народ, налетай, разбирай! Росписи, платки кружевные, глиняные горшки, ложки, чашки, игрушки, погремушки.

    Здесь для каждого найдется и словечко, и местечко. Припасена для вас забавушка на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому песенку.

(дети играют роль купцов и покупателей.)

Хозяюшка 1: А вот и первый купец нас встречает,

                        Добрым словом привечает!

1купец: Мы прибыли из старинного города Вятка и привезли вам дымковские глиняные игрушки. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково неподалеку от города Хлыново. Так раньше называлась Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки с озорным названием – Свистунья.

              Все игрушки не простые –

              Волшебные, расписные.

              Белоснежны, как березки,

              Кружочки, точечки, полоски.

Хозяюшка 1: Элементы росписи дымки – древние символы языческой веры.

1 купец: Круг – символ солнца и каравая хлеба. Точки – звезды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога.

Хозяюшка 2: Ребята, какими цветами раскрашивали игрушки?

Дети: Красным, синим, оранжевым, желтым, зеленым цветом. Черный цвет дополнительный.

Хозяюшка 1: Спасибо купец! Полюбовались мы твоими игрушками, пойдем дальше.  Я вам загадку загадаю. Отгадаете – узнаете, куда дальше путь держать.

              Ростом разные подружки

              Не похожи  друг на дружку.

               Все они сидят   друг в дружке,

               А всего одна игрушка.

Дети: Мы идем к матрешкам.

2 купец: Трудно себе  представить русскую ярмарку без матрешки. Она  появилась много позже игрушки глиняной.

              Кто матрешку сделал, я не знаю.

              Но известно мне, что сотни лет

              Вместе с Ванькой – встанькой, как живая,

              Покоряет кукла белый свет.

              Выступает гордо, величаво,

               С удалой улыбкой на лице,

               И летит за ней по белу свету слава

               О безвестном мастере – творце!

Матрешке почти сто лет. Привезли ее из Японии. Вернее, привезли не ее, а фигуру добродушного старика, мудреца Фукурумы, у которого голова вытянулась вверх потому, что он все время думал.  Ее можно было раскрыть, в ней находилось еще несколько фигур. Игрушка была необычной. Она понравилась  и взрослым, и детям. Первая русская матрешка состояла из восьми фигурок. Она изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, фигурки чередовались,  последняя фигурка  изображала младенца. Первую матрешку расписал художник С. Момотин.

    Матрешки бывают разные: двухместные, десятиместные. Самая большая матрешка - сорока восьми местная. Ее специально сделали для выставки в Петербурге. Матрешек изготовляют из березы или липы.

Хозяюшка 2:  Народ любил и любит до сих пор водить хороводы. А вы умеете водить хоровод под русские народные песни?

-Вы матрешки, выходите,

Хоровод свой заводите!

(хоровод « Матрешки» под русскую народную песню)

Хозяюшка 1: А ярмарка веселая нас дальше зовет!

3 купец: Чайники, подсвечники, часы, животные и птицы невиданной красы.

                Деревня в Подмосковье прославилась

                Теперь известно всем в народе

                Ее названье – Гжель.

  Древнее название Гжель произошло от слова «жечь». Деревня славилась огневым промыслом. Из чудесной глины мастера – гончары делали игрушки и посуду, делают и сейчас. Сделают изделие, обожгут его в печи и начинают расписывать. Рисуют мастера голубым цветом красивые цветы, садовые и полевые (астры, розы, незабудки). Еще рисуют злаки, траву, птиц. Синий,  голубой, реже фиолетовый.

   А если вся посуда голубая, то рисунок наносят золотом. Когда роспись покрывают глазурью, она называется подглазурной, а если рисуют сверху глазури, называют надглазурной.

    Хозяюшка 2: Что за чудо дивное, красота невиданная! Посмотрите, какие здесь яркие, красивые изделия! Как будто солнышко к нам в гости пришло, вьются травы, расцвели необыкновенные цветы, поспели вкусные ягоды! Так и просятся в рот.

   4 купец: А расскажу-ка я вам легенду. Когда-то, давным   давно, от царской немилости сбежал в леса мастеровой человек. Срубил избу, смастерил лавки, столы, полку.

    Из дерева вырезал посуду. Прилетели к нему птицы, и он всегда их кормил. Однажды  прилетела к нему жар – птица, он и ее накормил. В благодарность за добрату жар – птица взмахнула крылом, коснулась им посуду – и стала посуда золотая. Никто жар – птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по – своему. Мастера любят рисовать различные сказочные сюжеты, животных, фантастические цветы, ягоды: (землянику, малину, крыжовник, смородину, рябину) Посуду вытачивают из березы и липы, а сверху покрывают тонким слоем глины – «вапост».  Когда заготовка высохнет, ее покрывают толстым слоем олифы и красят серебристым  алюминевым  порошком, а затем расписывают.  После сушки в печи серебро дает золотистый оттенок. И  поэтому хохлому называют «золотой», «пламенной». При росписи используют красный, зеленый, желтый, черный цвет.

Хозяюшка 2: -

Хозяюшка 1: Богато творчество русского народа. Мы сегодня с вами познакомились с малой его частью. Изделия народных мастеров радостные, красочные. У народных умельцев сильные, теплые руки и щедрые сердца. Тепло рук и щедрости сердец вкладывали мастера в свои изделия. Народ любил и ценил мастеров – умельцев. Народная мудрость гласит: «Красна птица перьями, а человек уменьем». Мы пришли на ярмарку со своим товаром. Давайте продадим честному народу за красное словечко, за улыбку.

 Правда,  мы только учимся,

 Сами увидите, что получится.  (Дети дарят ложки гостям)

  Хозяюшка 1: Вот и солнышко садится, пора домой собираться.

  Хозяюшка 2: Приходите снова к нам,

                           Рады мы всегда гостям!

(Дети исполняют  песню  «Русский сувенир»)

   Дети: Пришло время расставанья

              До свиданья, до свиданья!

Литература:

1. Детям о самом важном «Наша Родина Россия» Т. А. Шорыгина. Москва        2013г

 2. Мосалова Л. Л. « Я и мир» Детство – пресс 2011г Санкт – Петербург

 3. Журнал «Ребенок в детском саду»  №5,/2007г

 4. Журнал «Дошкольное воспитания» №6/2013г

 5. Е. А. Покровский  «Русские детские подвижные игры» Санкт – Петербург 2011г.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

Презентация к познавательно-творческому проекту "Фестиваль ремесел"

В презентации представлен материал к итоговой музыкально-игровой программе по проекту....

Совместный познавательно – творческий проект детей, педагогов и родителей подготовительной группы «Что за прелесть эти сказки» по сказкам А.С. Пушкина

Развитие эстетических, познавательных, творческих      способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина...

Проект познавательно-творческий «За добрые дела - всегда похвала» Подготовительная группа

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, показывает ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОТКУДА ЧАЙ ПРИШЁЛ?» для подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  «ОТКУДА ЧАЙ ПРИШЁЛ?» для подготовительной группы + КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ...


 

Комментарии

Поставленная вами цель: формирование у детей интереса к традициям русского народа, к народной музыке через народное художественное и песенное творчество, игру - достигнута.
Задачи:развивать у детей интерес к народным промыслам, умение различать народные росписи - реализованы. Проделана большая предварительная работа. Сам сценарий интересный и содержательный.

Жернакова Наталья Ивановна

Людмила Васильевна, большое спасибо за Ваш отзыв.