«Сказочный калейдоскоп»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Григорьева Ирина Васильевна

Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе

 Сказки народов Севера (региональный компонент)

Литературно – художественная викторина с элементами драматизации.

Тема: «Сказочный калейдоскоп».

Приоритетная образовательная область развития: речевая. Образовательные области развития в интеграции: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnyy_kaledoskop.1.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Конспект

интегрированной НОД

по нравственному воспитанию

в старшей логопедической группе

 Сказки народов Севера (региональный компонент)

Литературно – художественная викторина с элементами драматизации.

Тема: «Сказочный калейдоскоп».

Приоритетная образовательная область развития: речевая.

Образовательные области развития в интеграции: познание, социализация, коммуникация,

художественное творчество,

чтение художественной литературы.

 

Подготовила конспект:  воспитатель

Григорьева Ирина Васильевна

МДОУ «Золотой ключик» п. Ванино

 апрель  2015 года.

        Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с северными народными сказками.

        Задачи:

образавательные:

совершенствовать грамматический строй речи;

формирование умения понимать главную идею сказок народов Севера;

дальнейшего развития интереса к художественной литературе и чтению.

развивающие:

развитие связной речи, обще речевых навыков;

развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения по ролям, выразительно производя диалоги действующих лиц;

развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии;

развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движениями;

развивать координацию движений «глаз – рука»;

вызвать интерес к созданию коллажа;

воспитательные:

побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему. Помочь раскрыть проявление нравственных качеств через мимику, интонацию;

воспитывать интерес и любовь к малой Родине;

воспитывать и любовь к художественной литературе и чтению;

воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать доброе и заботливое отношение к малышам.

Предпосылки УУД: установление причинно – следственных связей, зависимостей происходящего; умение самостоятельно делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы.

        Предварительная работа:

занимательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дикие животные);

этические беседы;

знакомство с пословицами и поговорками;

игры с мячом: «Кто скорее», «Мяч по кругу»;

игры: «Вспомни сказки», «Четвёртый лишний»;

знакомство с книгой Д, Нагишкина «Амурские сказки»;

знакомство с иллюстрациями Г. Павлишина;

чтение сказок народов Севера;

словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т.д.);

чтение сказок народов Севера, обыгрывание;

вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц).

просмотр  мультипликационных фильмов:  «Сказки народов Севера»;

повторение пальчиковой гимнастики: «Солнце, ветер, луна»;

обыгрывание этюдов;

показ настольного и конусного театра;

дидактические игры: «А сейчас вы друзья узнаете нас!»;

слушание песни: «В мире много сказок»;

слушание музыкальных композиций народов Севера;

подготовка к игре - драматизации;

игра – инсценировка этического порядка.

        Индивидуальная работа:

развивать у Насти Ч. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

        Методы:

наглядные (иллюстрации, « картина художника»);

словесные (художественное слово, вопросы);

практические (игры);

        Материал:

иллюстрации к сказке; «картина художника»; шапочки с национальным орнаментом; ваза; конструктор; контуры персонажей сказок;  клей – карандаш; салфетки; клеёнки; аудиозапись.

        Оборудование: магнитная доска;

        Технические средства: магнитофон.

.

        Предпосылки УУД: развитие творческого мышления; воображения; внимания; памяти; слухового восприятия; умение слушать; выполнять по заданному правилу.

        Ход образовательной деятельности:

В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей.

Приветствие - дети обращаются к гостям:

        Скажем «здравствуйте» руками!

        Скажем «здравствуйте» глазами!

        Скажем «здравствуйте» мы ртом,

        Станет радостно кругом.

(Входят дети, здороваются, размещаются по желанию).

- Ребята, скажите,  пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?

- И мы с вами? (Россияне).

- Но Россия очень большая страна, а мы живём? (на Дальнем Востоке России).

- Дальний Восток – это наша малая Родина.

Первыми коренными жителями Дальнего Востока были народы Севера. И у русских людей и у народов Севера одна большая Родина – Россия и одна малая Родина – Дальний Восток, на территории которого они вместе проживают. Русские люди и люди Севера всегда были очень дружны (иллюстрация Г. Павлишина на доске или проекция на экран, или раскрытая книга с иллюстрацией «Дружба народов»), а объединяет наши братские народы - богатое устное народное творчество – фольклор.

- Вот скажите, что любят больше всего слушать и читать дети всех народов?

- Правильно, сказки! Сказки народов Севера – это душа народа, его мудрость. Это не только любимое развлечение, но и своего рода школа жизни для детей.

Звучит музыка народов Севера.

Чтение стихотворения:

        Тайга окружила далёкое стойбище,

        В нём милый народ с названием орочи!

        Со своим непонятным родным языком,

        И сказками добрыми, мудрыми обо всём.  

 Постановка цели  НОД перед детьми: сегодня, мы с вами побеседуем по сказкам народов Севера, перескажем сказки по ролям, постараемся правильно оценить поступки главных героев, выскажем собственную точку зрения об их нравственных качествах, вспомним народные пословицы и поговорки, сделаем в подарок малышам коллаж по сказкам народов Севера.

Дети садятся на стульчики.

- Сказки, каких народов Севера, вы знаете?

Ответы детей: эскимосские сказки, эвенские сказки, удэгейские сказки, мансийские сказки, нанайские сказки, орочские сказки, ненецкие сказки, нивхские сказки, ительменские сказки.

- Правильно, молодцы.  Послушайте загадку об одной из этих сказок:

        Старик со старухой бедно жили,

        О судьбе своей тужили.

        Чудо жизнь их изменило –

        В чум богатство привалило.

        Старухе мало показалось,

        Жадной стала и сердитой,

        А в итоге ей досталось

        тоже самое, что было.

- В какой сказке народа севера старик со старухой жили бедно, и к ним привалило богатство?  (в сказке народов Севера «Птичка – Невеличка»).

- Почему птичка -  невеличка выполняла их желания?   (пожалела).

- По какой причине птичка – невеличка не стала выполнять последнюю просьбу? (захотели стать хозяевами всего леса).

-Что не давало покоя старухе?  (жадность).

Давайте вспомним подходящие пословицы и поговорки:

«Позаришься на чужое - потеряешь своё».

«Дай с ноготок – попросит с локоток».

«Только ума на деньги не купишь».

«Добро неси, а платы не проси».

- Какую русскую сказку напоминает нам сказка народов Севера «Птичка – Невеличка»? ( «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина).

- Что же делать? Ведь опять у старика и старухи нет ни дров, ни еды, ни товаров? Я вам скажу по секрету.  Добрый художник придумал продолжение этой грустной сказки (показ «картины художника»). Посмотрите, кого послала птичка – невеличка старику и старухе на радость. Давайте вместе сочиним продолжение истории.

Дети придумывают продолжение сказки с хорошим концом.

- А вы хотите встретиться с птичкой – невеличкой.  (Дети встают свободно).

Этюд «Встреча с Птичкой – Невеличкой».

Давайте встанем в круг и представим себе всё, о чём я буду говорить.

Какая она, Птичка – Невеличка? Хоть бы одним глазком посмотреть на неё. Я поднимаю руки к голубому небу и зову: «Эй, Птичка – Невеличка, прилети ко мне, покажись!». Я подхожу к Птичке – Невеличке и протягиваю к ней руки. Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня. Удивительно, но она раскрывает клювик, как будто улыбается мне, а её глаза светятся от счастья. Я поднимаю птичку над головою и кружусь вместе с ней в ритме медленного вальса.

Я делаю глубокий вдох и медленный выдох.  (Эту фразу нужно повторить три раза).

Дышится легко, ровно, глубоко.

Птичка просит меня отпустить её в небо. Я раскрываю ладони, и она грациозно прыгает на веточку дерева и улетает. Дышится легко, ровно, глубоко.   (Дети садятся).

Сказочная математика (как вариант).

- Сколько раз Птичка – Невеличка выполняла просьбы старика и старухи? (3)

- Какую по счёту просьбу Птичка – Невеличка не стала выполнять? (4)

- Сколько сказок о птицах вы знаете? (6)

Вопрос – ответ: «Узнай сказку».

- А какие сказки народов Севера вы ещё знаете?  (На доске закреплены иллюстрации к сказкам или проекция иллюстраций на экран, иллюстрация к сказке, которую назвали, убирается).

Ответы детей:

1.Сказка народа Севера «Кукушка».

- Почему мать превратилась в кукушку?

Вспомним крылатые - народные слова:

«При солнышке тепло, при матери добро»;

«Родителей почитать, свою жизнь сохранять».

Это очень грустная сказка, давайте снимем напряжение.

Игра «Камень – верёвочка».

На слово «камень» - дети сильно напрягают тело, на слово «верёвочка» - полностью расслабляют его. И так чередуют несколько раз до снятия напряжения.

2.Сказка народа Севера «Как медведь и бурундук дружить перестали».

- И почему – же звери перестали дружить?

Вспомним крылатые слова:

«Чужая дружба глаза колет».

3.Сказка народа Севера «Отчего у зайца уши длинные».

- Зачем заяц попросил рога?

Вспомним крылатые слова:

«Трусливому сердцу и большие рога не помогут».

4.Сказка народа Севера: «Айога».

- Почему Айога превратилась в гуся?

Вспомним крылатые слова:

«Труд кормит, а лень портит».

«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов»,

«Кто не работает, тот не ест».

5. Сказка народа Севера «Два солнца».

- Кого спас охотник?

Вспомним крылатые слова:

«Добро неси, а плату не проси».

Хотите, поиграем в любимую игру детей Севера?

Пальчиковая игра: «Солнце, ветер, луна» (как вариант).

Ведущий называет фигуру и показывает её. Дети повторяют. Темп убыстряется. Затем  ведущий говорит одно, а показывает другое. Дети должны правильно показать названную фигуру. Игра развивает внимание.

Или как вариант: подвижная игра народов Севера – «Солнце» («Хейро»).

6.Сказка народа Севера: «Почему у сороки длинный хвост».

- Так почему – же у сороки длинный хвост?

Вспомним крылатые слова:

«Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь».

7. Сказка народа Севера: «Как ворон и сова друг друга покрасили».

- Как трудился ворон, а как сова?

Вспомним крылатые слова:

«Поспешишь – всех насмешишь».

«Работал спустя рукава».

«На добро добром отвечай».

8.Сказка народа Севера: «Мыргы».

- В чём подвиг героя?

Вспомним крылатые слова:

«Не напрасно героев восхваляют».

9. Сказка народа Севера: «Как лягушка зелёной стала».

- И почему же лягушка позеленела?

Вспомним крылатые слова:

«Как стал сыт, так узнал и стыд».

- Сказки можно рассказать, а можно сказку показать.

Драматизация ненецкой сказки: «Лепёшки».

Динамическая пауза.

Воспитатель: Молодцы, ребята, здорово сказку озвучили. Давайте теперь друг другу похлопаем! Потопаем!  (Повторяем 3 – 4 раза, дети должны быть внимательны и ориентироваться на слова взрослого).  А теперь и  похлопаем, и потопаем.

- Ребята, как вы считаете, почему мышка не угостила лепёшками ворона и куропатку?

Давайте вспомним подходящие крылатые слова:

«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».

Как вариант: показ сказки народов Севера: « Как лисичка бычка обидела» (конусный театр).

Как говорил русский поэт В. Маяковский: «Сказка сказкой, а вы сделайте из неё вывод».

Основная идея, мысль сказок народов Севера – на земле, на нашей малой Родине – Дальнем Востоке не должно быть места страданиям, зло и обман должны быть наказаны.

- Чему учат нас сказки народов Севера?

Воспитатель подводит детей к личностным характеристикам главных героев сказок.

Ответы детей: Нельзя быть: хитрым, завистливым, злым, бессердечным, вредным, непослушным, невоспитанным, ленивым, жадным, недовольным.  Нельзя обманывать, дразнить, обзывать.

- Ребята, давайте поможем героям сказок и подарим им ценности –  драгоценности. Дети кладут в красивую вазу разноцветные цветочки (цветной конструктор)  и называют человеческие ценности:  доброта, любовь, трудолюбие, дружелюбие, миролюбие, заботливость, сочувствие, правдивость, честность, отзывчивость, благородство, взаимопомощь, доброжелательность, совесть, щедрость,

-Давайте ещё подарим милосердие и сострадание.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Знаете, ребята, сострадание,  заботливость, сочувствие, дружелюбие, любовь творят чудеса и превращают даже очень злого зверя в очень доброго,  доброго.

Инсценировка сценки из сказки народов Севера: «Медведь и бурундук». Сказочный дизайн: коллективная работа.

Звучит аудиозапись мелодии народов Севера.

        - Ребята, предлагаю   вам сделать коллаж – наклеить на эту картину художника героев из прочитанных сказок народов Севера. Дети наклеивают героев сказок на картину. Молодцы! У вас всё получилось! Мы и дальше будем продолжать читать сказки народов Севера и  добавлять героев в наш коллаж. И перед нами откроется сказочный мир мудрости народов Севера.

А потом мы пойдём в гости к малышам покажем сказки народов Севера и подарим наш коллаж.

Сказочный сюрприз:

Вносится и дарится орочский сувенир.

Итог занятия:

- Дети, о чём мы сегодня с вами говорили?

Дети: О нашей малой Родине, о народах Севера и сказках народов Севера.

- Какой герой,  из какой сказки вам больше всего понравился и почему?

        

 

                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказочный калейдоскоп"

Непосредственная образовательная деятельность....

Методическая разработка к занятиям по изодеятельности: «Сказочный калейдоскоп»

Практическая наработка к занятиям по изодеятельности: "Сказочный калейдоскоп"Сказки: "Сказка о том, как мир стал разноцветным",                "Сказк...

«Сказочный калейдоскоп».

Цель: формировать умение ориентироваться в огромном мире сказок.Задачи:1.     Развивать ассоциативное мышление.2.     Развивать диалогическую речь.3....

дидактическая игра с прищепками "Сказочный калейдоскоп"

с прищепками придумано мнго игр. я тоже хочу предложить вам поиграть в мою игру с использованием этих нехитрых, но многофункциональных предметов. игра может быть предложена детям любого дошкольного во...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Сказочный калейдоскоп»

Развлечение поводится в весёлой, динамичной форме, дети делятся на две команды: "Буратино" - команда мальчиков и "Мальвина" - команда девочек. Гавный герой (ведущая) - сказочная добрая фея. Дети помог...

Сценарий праздника в ДОУ "Сказочный калейдоскоп"

Сценарий детского литературного праздника в ДОУ...

Тренинг с педагогами "Сказочный калейдоскоп"

Психологический тренинг с педагогами по профилактике профвыгорания с элементами сказкотерапии....