Семья как отражение вечности
методическая разработка на тему

Беспалова Мария Александровна

Обращение к русской традиционной культуре как средству воспитания у детей интереса актуально и общезначимо. В настоящее время рассматривается необходимость защиты культурного наследия как главного условия преемственности поколений глобальной судьбы цивилизации, подчёркивается необходимость изучения этого наследия в качестве базовой основы современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_kak_otrazhenie_vechnosti_-_vystuplenie.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Семья как отражение вечности

Становление современной молодёжи пришлось на годы реформ, период социально-экономический, идеологический и культурной ломки, крушение надежд и жизненных планов.  

Изменившиеся идеалы и ценности, усложнения социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и правовой беспредел, резкое обнищание семей и платное образование – всё это повлияло на социализацию молодёжи.

В конце 80-х начале 90-х наблюдалось резкое изменение на шкале ценностей: на первое место и в жизненных целях и в понимание счастья вышли проблемы индивидуалистического и материального характера, а общественные и духовные ушли на задний план. Однако в конце века повысился рейтинг, и усилилась роль интересов семьи товарищей и страны в целом. Стало меняться отношение к семье.

Ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, развитие «понимания чувства близких и родных». В свою очередь постижение образа семьи облегчается тем, что дети в ней не учатся жить, а живут.

Обращение к русской традиционной культуре как средству воспитания у детей интереса актуально и общезначимо. В настоящее время рассматривается необходимость защиты культурного наследия как главного условия преемственности поколений глобальной судьбы цивилизации, подчёркивается необходимость изучения этого наследия в качестве базовой основы современного образования.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определённым образцом деятельности, без которых немыслимо её развитие. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствие с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждый новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, родительс5кие отношения и т.д. А поскольку и сама семья, и её ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может, служить основой для возникновения традиции в семье.

Передавая из поколения в поколения, традиции, мы помогаем молодёжи адаптироваться к условиям современной жизни. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочнению семейно-родственных связей, отношений и семьи в целом.

Семья – это основной канал оптимизации внутрисемейного общения, при этом эмоциональный компонент обеспечивает развитие контактов между родителями и детьми. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.  Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности, цементируя эти отношения и усиливая их влияние на детей через семейные традиции.

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи.

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре выполняет многоплановую роль. Она решает задачу ознакомления детей с русской семейной традиционной культурой, активно формирует интерес, способствует социализации ребёнка, накапливает опыт семейно-бытовой культуры, способствует развитию качеств будущего семьянина.

Современные учёные  к числу субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относятся семейные традиции.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определённым образцом деятельности, без которых немыслимо само её развитие. А поскольку и сама семья, и её ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для  возникнове6ния традиций в семье.

Для выявления  наличия у старших дошкольников интереса к семейным традициям была проведена экспериментальная работа.

На 1 этапе с помощью индивидуальной беседы выявлялась содержательная сторона интереса. В ней изучалось понимание смыслов значения слова «семья». Детям были заданы вопросы. Проанализировав материалы, полученные в результате проведения беседы, мы пришли к выводу: слово семья имеет для ребёнка несколько значений:

  • Семья как сообщество её членов
  • Семья – это «когда тебе всё покупают, разрешают и не ругают.

           Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста появляется понимание слова «семья», осознание его смыслового значения, но представления детей о родственных отношениях несколько осознаны, сколько прочувствованы.

На следующем этапе изучали представления детей о культуре и этике семьи, был проведён индивидуальный опрос.

Первая группа вопросов позволила выявить представления детей об организации свободного времени.

Вторая группа вопросов выявила представления о родственных отношениях.

Представления детей об организации свободного времени в семье отличается конкретностью, эмоциональной насыщенности («Дни рождения», «Новоселье» и т.д.).

Представления детей о родственных отношениях отличаются отрывочностью, неточностью, фрагментарностью, конкретностью (ходим в гости, ездим к бабушке и т.д.).

Для изучения климата семьи использовались  ситуации выбора: «Подарок любимой игрушки» методика социометрической подготовки выбора. Мотивация выбора определялась эмоциональным тонусом отношения родителей к детям.

Во второй ситуации «Чей ты помощник» предполагала использование рассказа – коллизии, когда ребёнок ставился в позицию выбора оказания помощи члену семьи. Вербальное решение детьми второй ситуации подтвердило устойчивость и постоянство, избирательность эмоционального отношения детей к разным членам семьи.

Цель четвёртого этапа выявить наличие интереса детей к национальным особенностям семьи.  В работе с детьми использовались рисунки, изображение атрибутики русского жилища и духа русской семьи. Большинство из опрошенных детей не смогли назвать какие-либо национальные черты своих семей. На вопрос о том, хотели бы вы узнать как жила раньше русская семья все дети ответили положительно.

Результаты практической работы подтвердили: интерес детей к семье. Полученные данные свидетельствуют о понимании слова «семья», дети опираются на личный житейский  опыт, основанный на семейных отношениях. Представления о традициях семьи, как правило отсутствуют, дети называют традиции семьи, связанные с организацией досуга, путают привычки доброжелательного поведения с традициями, ответы детей, свидетельствуют о сложившейся дифференциации мужских и женских обязанностей в семье. Дети мало знают о своих национальных традициях, чаще их соотносят с праздниками и развлечениями.

Все это подтверждает необходимость целенаправленной работы по воспитанию у дошкольников интереса к семейным традициям.

В  воспитании у дошкольников интереса к семейным традициям в нашем дошкольном учреждении за основу приняты следующие  формы взаимодействия с родителями:

Традиционные формы

Инновационные формы

Информационные стенды с фотоматериалами различных планов, раскрывающие содержание основных вопросов в линиях развития детей.

Родительские собрания, направленные на ознакомление родительской общественности с содержанием образовательных областей программы.

Лекции, семинары, ориентированные на ознакомление родителей с ФГОС к структуре основной программы.

Дни открытых дверей направленные на ознакомление с условиями реализации программы дошкольного учреждения.

Опрос и анкетирование с целью определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников и выявления мнения о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, удовлетворенности эффективностью мероприятий.

Групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, открытые просмотры образовательной деятельности, тренинги, способствующие улучшению взаимопонимания в семье.

Журналы для родителей «Речецветик», «Ладушки», листок здоровья, памятки с рекомендациями по созданию условий в домашней среде для успешного личностного развития ребенка, информационные буклеты, тематические встречи специалистов с родителями, семинары-практикумы.

Таким образом, анализ и обобщение данных, полученных при изучении особенностей интереса детей к семейной традиционной культуре, позволяет сделать следующий вывод: в старшем дошкольном возрасте уже возможно создавать базовые ценности в воспитании будущего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование в технике «по - мокрому» (с отражением) «Отражение деревьев в воде»

совершенствовать технику рисования акварелными краскам и гуашью, расширять возможности способа рисования по - мокрому, с получением отпечатков; учить составлять горманичную композицию , передавать впе...

"Сюжетно-ролевая игра «Семья» как отражение семейных отношений"

Сюжетно-ролевая игра "Семья" как отражение семейных отношений....

Непосредственно-образовательная деятельность по художественному творчеству в старшей группе Тема: Рисование в технике «по - мокрому» (с отражением) «Отражение деревьев в воде»

Интеграция: познание, художественное творчество.Виды детской деятельности:  познавательно-коммуникативная, продуктивная.Цель:- ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркальн...

Непосредственно-образовательная деятельность по художественному творчеству в старшей группе Тема: Рисование в технике «по - мокрому» (с отражением) «Отражение деревьев в воде»

Интеграция: познание, художественное творчество.Виды детской деятельности:  познавательно-коммуникативная, продуктивная.Цель:- ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркальн...

Районное методическое объединение старших воспитателей Щербиновского района в форме круглого стола «Часть ООП ДОО, формируемая участниками образовательных отношений, отражение образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педа

Цель: создание базы данных о части ООП ДОО, формируемой участниками образовательных отношений Щербиновского района; актуализация знаний и навыков старших воспитателей и заместителей заведующего  ...

Взаимоотношения в семье - отражение на ребенке. Консультация для родителей.

Если  дети  живут  в  обстановке   критики,   они   учатся...

Мини - музей "Подвигу лежит дорога в вечность"

Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, прививат...