«Развитие игрового творчества на основе русского фольклора»
консультация на тему

Чалова Елена Викторовна

Нашим воспитанникам проще познать родную культуру именно через фольклор, так как он, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Если фольклор вызывает положительные эмоции, значит, он является следствием потребности, что в наше время особенно актуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие игрового творчества на основе русского фольклора»

Культурологическая направленность в образовании обусловлена в первую очередь тем, что мы начинаем на многое смотреть по-другому, многое заново открываем и переоцениваем для себя. Это относится и к прошлому нашего народа, которое оказывается, мы знаем поверхностно. Наша задача восстановить связь времен, вернуть утраченную гордость, ценность, гордость за весь свой народ. Родная культура должна войти в человека с раннего детства, стать неотъемлемой частью души, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. В них народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Нашим воспитанникам проще познать родную культуру именно через фольклор, так как он, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Если фольклор вызывает положительные эмоции, значит, он является следствием потребности, что в наше время особенно актуально.

Совершенно очевидно, что настоящий фольклор безвозвратно ушел из нашей жизни. То, что мы пытаемся сохранить – всего лишь вторичные формы, опирающиеся на традиционное искусство – фольклоризм. И сейчас можно признать справедливое мнение И.И.Земцовского о том, что фольклоризм – это реальное будущее традиционной культуры. Но мы стараемся возродить народные игры, песни, танцы, обряды и обычаи, включаем в свой лексикон потешки, прибаутки, небылицы и т.п., тем самым пытаемся активизировать генетическую память нынешнего поколения. Народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказка, игра музыка и др. таким образом, у ребенка развиваются одновременно и во взаимодействии две главные человеческие способности – созидание и усвоение.

В системе развития игрового творчества ребенка мы определили наиболее эффективные методы использования фольклора:

* каждодневное заучивание пословиц, поговорок и т.п. из уст воспитателя в разных пед. Ситуациях;

* сопровождение занятий (по краеведению, развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности, физической культуре) фольклором;

* специальные фольклорные занятия;

* организация фольклорно игровых развлечений.

Как показал опыт, для фольклорных занятий необходима особая предметно - пространственная среда. Для этого на базе нашего детского сада созданы два помещения: «Русская изба» и «Музей краеведения», где среди предметов старины фольклор звучит особенно ярко, задушевно. На занятии детей

встречает сама хозяйка избы, или вместе с Кузей-домовенком (кукла бибабо). Кукольные персонажи воспринимаются детьми, особенно младшего возраста, как полноправные участники действия. Постоянно меняющееся место обитания Кузи (печь, сундук, лавка) вызывает радость от поиска и неожиданности его появления. Занятия мы строим в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля, комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом. Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей.

Мы считаем, что одной из привлекательных форм приобщения детей к фольклору  является народный театр, в котором соединились различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация, сатира, комизм. Наши спектакли на основе фольклора опираются на традиционно детский материал – сказки, потешки, заклички, дразнилки, песни, игры с пением, игры-хороводы и др. Дети с увлечение готовятся к показу спектакля, примеряют костюмы, обсуждают роли и характеры героев.

У нас сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ, игру-беседу, игру-драматизацию.

В игре-беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними ит.д.,  любят сочинять сказки или создавать по готовой модели, то есть известный сюжет получает новую интерпретацию.

Игра-драматизация неисчерпаемый источник чувств, переживаний и открытий, позволяющая ребенку психологически сблизится с героями сказки, пережить их счастье и беду. Особое место в играх-драматизациях отводится народной музыке – это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением.

В организации фольклорно-игровых развлечений проявляется творчество детей. Развлечение может строиться на основе сказки и тогда ребенок может выбрать себе роль по душе и ему предоставляется возможность к импровизации. Если за основу берется календарно – обрядовый праздник, широко используются подвижные календарные игры, в которых проявляется русская удаль и смекалка, а также дети знакомятся с различными обрядами и культурными традициями.  Следует отметить, что, проживая различные ситуации в игровом развлечении, дети получают возможность переносить качества собственной личности на игровой образ.

Таким образом, творческая игра с использованием фольклорных традиций позволяет реализовать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человеку в ней, приобщают не только к этнокультуре, но и вводят в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологическое воспитание детей на основе русского фольклора

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

Создание условий для развития музыкального творчества на основе произведений народной музыки и песенного фольклора.

В последнее время, современная педагогика всё чаще и чаще обращается к истокам народного творчества. Нравственное и эстетическое содержание, ценность педагогических и психотерапевтических возможностей...

Фольклор в развитии игрового творчества.

Народное творчество позволяет ребёнку приобщаться к культурным ценностям....

Конспект игровой подвижной деятельности с детьми средней группы в масленичную неделю на основе русского фольклора.

Конспект  игровой подвижной деятельности с детьми средней группы в масленичную неделю на основе русского фольклора....

«Фольклор в развитии игрового творчества» в процессе воспитательно-образовательной работы в младшей разновозрастной группе. Выступление на семинаре РМО. Нафикова Л,Р.

В статье описаны задачи и формы работы с детьми младшей разновозрастной группы в малокомплектном детском саду с использованием фольклора. также поделилась опытом работы по дпнной теме....

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....