Конспект совместной образовательной деятельности "Дома и стены помогают" с детьми старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Бриль Нина Васильевна

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы "Дома и стены помогают", приобщение детей к русской народной культуре, традиции и обычаи русских людей  при выборе места и строительстве дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx_doma_i_steny_pomogayut.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                 КОНСПЕКТ

совместной  образовательной деятельности с детьми старшей группы

                      «Дома и стены помогают»

         Цель: Воспитывать интерес к народной культуре.

         Задачи:

  1. Знакомство детей с элементами народного быта
  2. Знакомство с народными обычаями и верованиями, связанными с постройкой дома
  3. Знакомство с пословицами и поговорками русского народа о доме

Материал к занятию:

            Игровой персонаж домовенок Тихон, горсть зерна,  клочок шерсти, совок, три маленьких булочки, игрушечная курица, кусок хлеба с солью, стеклянная и деревянная посуда, чугунок с отварной картошкой «в мундире»

Воспитатель: Ребята, что вы будете делать, куда побежите, если с вами случится беда?

Дети: Домой

Воспитатель: Дом – это то место, где мы чувствуем себя в безопасности. Даже есть народные пословицы: «Дома и стены помогают», «Своя хатка – родная матка», «Каково на дому, таково и самому».

Воспитатель: А из чего, ребята в старину строили дома?

Дети:  Из бревен.

Воспитатель: Какими были дома, высокими или низкими?

Дети: Низкими, чтобы меньше бревен ушло на постройку.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что дома в старину на любом месте не строили, а это место выбирали. Давайте позовем Домового, который все про дом знает , хорошим хозяевам в доме помогает, а плохим вредит, и за печкой сидит. Вот волшебные слова:

Кто скребется за трубой?

Покажись-ка , домовой.

Появляется Домовенок.

Домовенок: Здравствуйте, ребята! Я не домовой, я еще маленький домовенок, а зовут меня Тихон. Мне еще всего 100 лет. У меня есть мешочек, он не простой, в нем различные вещи, которые расскажут вам о том, как в старину люди свой дом строили.  

Домовенок достает из мешка 3 булочки, горсть зерна, клочок шерсти, игрушечную курицу, совок, хлеб и соль.

Воспитатель: А зачем тебе эти вещи?

Домовенок: Вот три булочки. С их помощью в старину выбирали место для строительства дома. Брали два хлеба за пазуху, а один – на сердце, чтобы правду сказало. Потом их бросали на землю. Если хлеб упал корками кверху, то можно здесь строить дом, а если нет, то надо искать другое место для строительства.

Воспитатель: Тихон, а зачем тебе курица?

Домовенок: Хозяева избы дарили ее домовому, чтобы он помог в строительстве.

Воспитатель: А зачем шерсть и зерно?

Домовенок:  Зерно и шерсть клали под первое бревно. Зерно – чтобы хлеб в доме был, а шерсть – чтобы теплой одежды было вдоволь.

Воспитатель: Давайте вместе с Тихоном, ребята поиграем в игру «Строим избу»

Игра «Строим избу» ( Дети вместе с домовенком под музыку имитируют рубку деревьев, пилят деревья, обрубают сучки, обдирают кору, укладывают бревна)

Воспитатель: Вот мы с вами и построили дом. Только вот окна забыли прорубить. Ребята, а кто знает, что значит слово «окно», на какое слово оно похоже?

Домовенок: Слово «окно» произошло от слова «око», что означает «глаз». Не случайно на ставнях окон нередко люди рисовали солнце с глазом. Существовал такой обычай открывать окна на восходе солнца, словно небесное светило открывает свои очи. Закрывали окна, когда солнце спать ложилось.

Воспитатель: Вот и построили дом, окно прорубили, свет в избу пустили, пора уже и переезжать.

Домовенок: Вы думаете переезд в дом дело простое, вовсе нет. Прежде надо проверить, нет ли нечистой силы.  Для этого на ночь оставляли в доме какое-нибудь животное. Если оно не пропадет, то все чисто, и можно переезжать. А если пропадет, никто в этом доме не поселится. Первыми в дом пускали кошку или собаку со словами6 «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». А потом перевозили домового из старого дома в новый на лопате или совке. Переехав, хозяева в подпол для домового ставили угощение – хлеб с солью да крынку с водой. И тут начинался пир на весь мир. Садился народ вокруг стола, что стоял посередине  избы.

Воспитатель: А вы , ребята, хотите на новоселье?

Но прежде, чем за стол сесть,  посмотрите на эту посуду (стеклянная и деревянная) и выберите ту, которой пользовались в старину.

Дети выбирают чугунок, ложки, миски, чарки.

Воспитатель:  А вот теперь садитесь вокруг стола, ребята, и угощайтесь хлебом с солью да вареным картофелем «в мундире». А запивать будем травяным чаем.