Главные вкладки

    Сценарий праздника Дервиза на крымскотатарском языке.
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Меджитова Зера Серветовна

    На этом празднике дети рассказывают потешки, показывают пальчиковые игры на крымскотатарском языке, поют колыбельные песни, играют в подвижные игры и участвуют в обрядах крымских татар.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ПОСЕЩАЮЩИМИ КРУЖОК ПО ИЗУЧЕНИЮ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЯЗЫКА «КУНЕШЧИК».

    ДЕРВИЗА-ПРАЗДНИК УРОЖАЯ, ПЛОДОРОДИЯ.

    Цель: познакомить детей с культурой крымских татар, обрядами праздника Дервиза. Обобщить знания детей о жанрах фольклора: колыбельные и потешки. Упражнять в проговаривании словесного сопровождения к подвижным играм. Развивать интерес к занятиям по изучению крымско-татарского языка. Воспитывать толерантное отношение к культуре крымских татар.

    Прогнозируемый результат:

    - дети умеют знакомиться, приветствовать и прощаться на крымско-татарском языке;

    - эмоционально реагируют на звучание колыбельной;

    - воспроизводят потешки, тексты и движения в пальчиковых играх;

    - с удовольствием играют в знакомые подвижные игры на осеннюю тематику.

     Место проведения: МДОУ№10 г. Алушта, Республика Крым.

    Дата проведения: 19 ноября 2015

    Руководитель: Меджитова З.С.

    Атрибуты: зал украшен в осенней тематике, мультимедийная доска, проектор, компьютер, овощи и фрукты, сито, камни, горка, стол со скатертью, шапочки петуха и медведя, куклы на каждую девочку.

    Ход:

    Приветствие -Мерабанъыз, балалар! Селям алейкум, ана-бабалар! Хош кельдынъыз, урьметли мусафирлер!

    -Здравствуйте, дети! Мир Вам, родители! Добро пожаловать, уважаемые гости!

    Танъышув (Знакомство).-Келиныз, севимли балалар, озюмизни танъыштырайыкъ. Давайте познакомимся.

    -Меним адым-Алина.(Аким, Арзы, Катя, Настя,София, Сабина и т.д).  

    2.-Сейчас у нас утро, давайте мы разбудим свои части тела. Сабадан биз тенимизни уятайыкъ.

    Пармакъ оюни (пальчиковая игра) «Козьчиклерим, мераба!"

    -Козьчиклерим ,мераба! Сиз уяндынызмы?

    Къулакъларым, мераба! Сиз турдынызмы?

    Къолларым меним, селям! Сиз уяндынызмы?

    Аякъларым меним , селям! Сиз турдынызмы?

    Кунешчигимиз, мераба! Мен турдым!

    -Биз кунешни хайырладыкъ. Мы поприветствовали солнышко. Наш кружок по изучению крымско-татарского языка тоже называется КУНЕШЧИК. Потому что Солнце одинаково светит и взрослым и детям, всем людям всех национальностей. Для Солнышка все любимые, все родные.

    3.-Сегодня мы собрались отпраздновать осенний праздник крымских татар-ДЕРВИЗА-праздник Урожая, Плодородия.

    Презентация. История праздника.

    4.Накануне хозяйки тщательно убирали свои дома, готовили национальные блюда и поздно вечером убаюкивали своих малышей и пели им колыбельные.  Согласно исследованиям российского педагога и психолога Ирины Камбуровой: «Колыбельные песни пробуждают генетическую память ребёнка, в ней мать закладывает жизненную программу для свего ребёнка». Как на крымско-татарском языке звучит колыбельная? (Айнени). Мы возьмём кукол  и споём им айнени.

    Презентация колыбельной из передачи «Акъшам масалы».

    5.Потешка «Хоразчыкъ»(Петушок).

    Кемал:Ку-ка-ре-ку!

    -Балалар, кимдир бу?(Хораз)

    - Хоразчыкъ, хоразчыкъ, телли башлы хоразчыкъ!

    Нечюн шай эрте турасынъ, къычырасын?

    Юкълагъан балаларни уятасын?

    Сен эрте турма, къычырма,

    Юкълагъан балаларни уятма!

    Озюнде ят юкъла!

    Кемал-Ёкъ, юкъламаджам! Ку-ка-ре-ку!

    Бакъсаныз, балалар, хоразчыкъ къокълаларимизни уятти. Петушок разбудил наших кукол.Давайте мы их умоем.

    6.Потешка «Сувчыкъ,сувчыкъ,

    Юв бетимни,

    Янакъларым аллансын

    Козьчиклерим йылтрасын,

    Дудакъларым кульсин,

    Тишчиклерим агъарсын. Дети сажают на диванчик кукол.

    Мальчик в костюме петушка кричит:Ку-ка-ре-ку!

    7.Мы сейчас покажем инсценировку стихотворения известного крымского поэта Нузета Умерова «Эльмаз ве Хораз».в исполнении Кемала и Нурии.                              

    Нузет Умеровнинъ шиирни саналаштырып Кемал ве Нурия азырладылар.

    Бир, эки, учь, дёрт, беш!

    Танъ атты, догъды кунеш.

    -Ко-ко-ри-кок!-чалды Хораз.

    -Мен уяндым,-деди Эльмаз.

    Бир, эки, учь, дёрт,беш!

    Кокте парылдай кунеш.

    - Ко - ко - ри- кок! - чалды Хораз.

    -Мен ач олдым,-деди Эльмаз.

    Бир, эки, учь, дёрт, беш!

    Кунь кечти, къонды кунеш..

    -Ко-ко-ри-кок!-чалды Хораз.

    -Юкъум кельди,-деди Эльмаз.

    Кокте ялдай тёгерек Ай,

    Хораз чокътан берли юкълай..

    Тюшенджеге далды Эльмаз

    «Вакътын къайдан биле Хораз?».

    .8.Крымско-татарские семьи всегда были многочисленными, в них жили три поколения. –Арзы, как ты называешь дедушку? (Къартбаба). Осман,как называешь бабушку? (Къартана). Аким, как называешь папу? (Баба).Сабина, как называешь маму?(Ана).

    Пармакъ оюны «Аилем»:

    Бу пармакъым-къартбабам.

    Бу пармагъым-къартанам,

    Бу пармагъым-бабам,

    Бу пармагъым-анам,

    Бу пармагъым-мен. Будир буюк аилем!

    9.Пришло время покормить наших кукол. Обращаясь к ним, рассказываем пальчиковую игру «Чыкъ-чыкъ ,балабан».

    -Чыкъ, чыкъ, балабан! Бойнузчыкъларны чыкар.

     Кобете ве пакълава береджегим бедава.

     Юмручыкъны этейим, авучны мен ачайим, тизиме да урайим.

    Ребята, а какую ещё игру мы знаем со словом «балабан»?

    10..Арекет оюны «Ава курреси» (Подвижная игра «Воздушный шар»)

    -Ребята, вспомните, что обозначает слово «балабан»?(большой).

    -Биз анамнен тюкандан

    Курре сатып алдыкъ.

    Курренен биз ойнайыкъ,

    Куррени биз уфурейик,

    Балабан, балабан оладжакъ курре.

    Менден, сенден балабан оладжакъ курре.

    Куррени ель алып кетти,

    Азчыкъ терекке тийды,

    Патлады курремиз, шапылдай эллеримиз.

    11. В праздник Дервиза крымские татарки проводили такой обряд: скатывали с горки сито с пригорка. Если сито падало открытым –озимая пшеница уродит, если закрытым-к неурожаю, а если стоя-уродит высокая озимая пшеница. Педагог проводит этот обряд.Потом все пели песни, читали стихи. 12. Мы подготовили загадки-тапмаджа.

    А) Пишип бите мейвалар,

    Сарарып-сола япракълар,

    Ягъа сувукъ ягъмурлар,

    Учып кетелер къушлар. Балалар джевабини беринъыз.- Кузь.

    Б) Баарьде мен ешильленем,

    Кузьде сарарып тюшем,

    Балалар мени джыйялар,

    Бардакъларина къоялар. Не дир бу? –Япракъ.

    В) Инесиз,йипсиз,боюнджакъ тизильген,

    Табиат тизьген, къол узьген.  ( Юзум.)

    Г) Чокъ антери бар, шорбагъа къоялар  (Къапыста).

    Д) Чешит тюрлю адым бар, Экши, татлы дадым бар,

    Тереклерин далында Турам дюльбер алында. (Алма).

    Е) Кып-къырмызы къафтаным, пек файдалы ал къаным.( Помидор.)

    Ж) Ер астында чипчели тавукъ яшай.   ( Къартоп.)

    З) Къокълу ве татлы, сары мейва, теректе асыла, кузьде ашала. (Армут).

    На поднос дети складывают фрукты и овощи.

    13. Ребята, ответьте, чем занимаются осенью дикие животные? Давайте поиграем с медведем, пока он ещё не заснул. Как будет на крымско-татарском-медведь? (Аюв).

    Арекет оюны (подвижная игра) «Орманда яшай аюв»

    Айдыныз,балалар, оюнъы башлайыкъ.

     Орманда яшай аюв

    Юкълап тургъан ола о

    Биз мантар, джвиз джиямыз

    Аювинъ  къбасына якъынлашамыз…

    Аюв исе юкъламай, бизни тез-тез къувалай.

    14. А теперь пришло время осенних догонялок. Как называется игра? –

    Арекет оюны(подвижная игра) Къувалама.

    -Кузьде фиданлар сачтыкъ, язда мейва ашадыкъ,

    Акъ дут, къара дут,биз къачайикъ, сизлер тут.

    15. А знаете, дети, был ещё один обряд, присущий только празднику Дервиза-бросание камней вдаль со словами: «Пусть чёрные дни вернуться также как этот камень» т.е. никогда. Возьмите по камушку и бросьте вдаль.

    16. А заканчивали праздник национальным танцем «Хоран»

     Встаньте в круг, возьмитесь за руки и будем водить хоровод.

    На этом наш праздник заканчиваеться Савлыкънен къалыныз!

    Корюшгендже!

       

    Управление образования Алуштинского муниципалитета

    СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

    « ДЕРВИЗА- ПРАЗДНИК СБОРА УРОЖАЯ И ПЛОДОРОДИЯ»

                                                                     Руководитель кружка

    по изучению крымскотатарского языка

                                                                                   «Кунешчик» : Меджитова З.С.

                                                                            МДОУ «Детский сад №10

                                                                      «Серебряное копытце»

    Алушта

    2015


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мамин день (сценарий праздника матерей на башкирском языке)

    Әсәйҙәр байрамы “Әсәкәйем – күҙ нурым” Маҡсат:  балаларға әсәйҙәр көнө тураһында мәғлүмәт биреү, легендалар, шиғырҙар, йырҙар, мәҡәлдәр аша әсәйҙәр тураһында белемдәрен тәрәнәйтеү,  балаларҙың телмә...

    Сказка "Репка" на крымскотатарском языке "Шалгъам"

    Сказка "Репка" переведена на крымскотатарский язык в авторском оформлении...

    Сценарий «Наврез» (для групп с изучением крымскотатарского языка)

    Цель: Приобщить детей к крымскотатарской национальной культуре, воздействием различных средств музыкальной деятельности. Знакомить с крымскотатарским национальным фольклором, праздником – Н...

    План работы с детьми младшей группы №3; №9; №4 (группа с изучением крымскотатарского языка) на 15.05.2020

    План работы с детьми младшей группы №3; №9; №4 (группа с изучением крымскотатарского языка) на 15.05.2020Тема недели: «На бабушкином дворе»1. Музыкально-ритмические движенияПобуждать к тво...

    Сценарий развлечения "Къурбан байрам" (для групп с изучением крымскотатарского языка)

    Сценарий развлечения для старшей группы«Къурбан байрам» Ведущий:       Селям алейкум мусафирлер ве балалар.Бугунь биз мусульманларнынъ энъ буюк байрамлар...

    План работы с детьми младшей группы №3, №9, №4 (группа с изучением крымскотатарского языка). 18-22 мая 2020г.

    План работы с детьми младшей группы №3, №9, №4 (группа с изучением крымскотатарского языка). 18-22 мая 2020г. Тема недели: «Детский сад – веселый дом, как жилось ребята в нем»...

    Сценарий праздника "Пасха" на английском языке

    Ввести новые лексические единицы  и активизировать их в речи детей:  easter, egg, chick. Активизировать ранее изученные лексико-грамматические структуры в речи детей, повторить формулы приве...