"С чего начинается Родина?" (Из опыта работы детского сада по краеведению)
методическая разработка по теме

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая рооль отводится краеведческой работе с дошкольниками. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут.Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

«С чего начинается Родина?»

(Из опыта работы детского сада по краеведению)

 

   Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский.

  В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: “Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества”

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, а также ее продолжение до 2010 г. определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на “поддержание общественной и экономической стабильности, упрочнения единства и дружбы народов”

Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

  В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

   Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

  Мы живем в красивом поселке – Алексеевка.  И должны помочь детям узнать, чем примечательны наши места. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Исходя из вышесказанного, мы ставим перед собой следующую цель:

  • Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей Алексеевки.

Данная работа включает целый комплекс задач:

  1. Дать детям представления об истории поселка Алексеевка.
  2. Познакомить детей с символами Алексеевки: гербом, флагом.
  3. Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
  4. Расширять знания детей о родном поселке, как частице Самарской земли.
  5. Развивать интерес к традициям национальной культуры русского народа и других национальностей, проживающих в Алексеевке. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам.
  6. Обогащать знания детей о природных богатствах Алексеевки, их роли в социальном и экономическом развитии области.
  7. На примере жизни знаменитых людей  родного поселка воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.
  8. Развивать любознательность, интерес к изучению поселка.
  9. Воспитывать любовь и привязанность, созидательное отношение к родному поселку, родному краю.

Начиная краеведческую работу с детьми, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края, продумать, что и как целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, данного края – то, что можно увидеть только здесь.

С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания в процессе краеведческой работы был спланирован и проведен ряд методических мероприятий.

   Изучив научно-методические подходы к краеведческой работе в ДОУ, отбор и систематизацию учебного материала мы проводили с учетом умственных возможностей детей старшей и подготовительной группы, принимая во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, а также с учетом предыдущей работы проводимой со 2 младшей группы по методике М.Д. Маханевой “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста” по блокам “Семья”, “Детский сад”, “Родной поселок”, “Родная страна”.

   Планируемую работу мы разделили на 3 блока, включающих несколько обширных тем по каждой из которых проводится 2-3 занятия.

Наш родной поселок Алекссевка.

Страницы истории Алексеевки. Символы поселка.

Народы, живущие в Алексеевке.

Алексевка – частица земли Самарской.

Страницы истории поселка Алексеевка. Герб Алексеевки. Трудовые будни поселка. Боевые подвиги земляков. Знаменитые люди Алексеевской земли

Природные богатства Алексеевки.

Полезные ископаемые поселка.

Растительный мир Алексеевки. Животный мир Алексеевки.

   Работа по данным темам осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно - эстетического цикла, а также совместной деятельности с детьми.

Обучение на занятиях

Совместная деятельность с детьми

  • занятия познавательного цикла
  • занятия художественно-эстетического цикла
  • экскурсии и целевые прогулки, прогулки-походы
  • праздники и развлечения
  • вечера-встречи с интересными людьми
  • беседы, рассматривание наглядности
  • чтение художественной литературы
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры
  • продуктивный труд по созданию макетов природных уголков области
  • создание мини - музеев (уголок “Русская изба”,  музей народной игрушки )
  • просмотр фильмов о Самарской земле
  • выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае)

   Ведущей формой работы по ознакомлению с родным поселком Алексеевка являются занятия по познавательному развитию. Проанализировав опыт работы по научно-методическому сопровождению краеведческого образования, мы пришли к выводу, что рационально проведение тематического занятия 2 раза в месяц (1 и 3 неделя), с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности в течение 2 недель. Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью мы используем приемы сравнения, вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты (например: свойства серы). Учим детей анализировать, делать выводы, обобщения. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить поселок? Почему так называют наш поселок? т. д.)

  Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего поселка, познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области в условиях, приближенных к натуральным. Большую роль играют занятия-экскурсии в музей по ознакомлению с трудом земляков. Мы знакомим детей с историей создания и развития предприятий поселка, выпускаемой продукцией, лучшими тружениками. Глубже познакомить детей с подвигами воинов-алексеевцев позволяет посещение экспозиции “Великая Отечественная война”.

   В старшей и подготовительной группах, при активном содействии родителей, созданы мини-музеи “русская изба”, “музей народной игрушки” и др., где детям предоставлена практическая возможность действий с предметами, обыгрывания бытовых ситуаций, сюжетов народных сказок и профессиональной деятельности взрослых.

  Учитывая ведущую деятельность детей, мы широко используем различные виды игр в краеведческой работе. Разработали ряд дидактических игр по ознакомлению с поселком (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это было”), природой Алексеевской земли ( “Экологический светофор”, “Березка и ее друзья”, “Кто живет в лесу” и др), трудом земляков (“Кто потрудился?”, “ Чем богата Алексеевка?”). Широко используем игры народов, проживающих на территории Алексеевки: русские, чувашские, мордовские, татарские и др.

Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и т. )

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических выставок. Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда по созданию коллажей, макетов (“Улица города”, “Наши озера” и др.), где у детей помимо других социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу общего труда.

  Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большую роль мы отводим использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.

   Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы в своей работе опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Наш  родной поселок – Алексеевка” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного поселка. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей – Алексеевской.

При изучении тематического блока “Алексеевка - частица земли Самарской” большую роль играют экскурсии с участием родителей на предприятия и учреждения района, вечера-встречи на профессиональные темы (“Кто шьет одежду?”, “Защитники Родины” и т.д.)

   В работе используем “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи в Самару или другие города области, на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.

   Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники-собрания “Начало всех начал” (педагогическая ценность русского фольклора), “Веселье и труд рядом живут”, “Традиции русской семьи”, “Наша Самарская земля”.

   Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.

   Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького алексеевца, так как воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного поселка. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.

Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботит...

Проект по краеведению: «С чего начинается Родина?»

Предлагаю вашему вниманию патриотический проект по краеведению "С чего начинается Родина?" Данный материал будет полезен воспитателям,методистам ДОУ.Проект рассчитан на возраст детей 5-7 лет....

Кружок по краеведению "С чего начинается Родина"

Тематическое планирование работы кружка....

Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?»

Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?» Возраст воспитанников  от 4 до 7 лет. Срок реализации  3 года...

С чего начинается Родина? (из опыта работы по патриотическому воспитанию)

Составила: Александрова В.А., воспитатель Структурное подразделение МБОУ "Малотавринская СОШ" - детский сад с. Малая Таврас. Малая ТавраВ статье предоставлен опыт работы социального пар...