Ленинград город герой
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кирилюк Алена Анатольевна

Петербурговедение для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan.no10.docx60.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №14 Кировского района

НОД по Петербурговедению с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

Составил воспитатель

Кирилюк Алена Анатольевна

Санкт-Петербург 2015

НОД по теме:

«Ленинград - город - герой»

Цель: познакомить обучающихся с историей  города-героя Ленинграда, с героизмом  людей, переживших блокаду.

Задачи:

1. Образовательная: познакомить с историей города во время Великой Отечественной войны посредством рассказа педагога;

2. Развивающая:

  • закрепить умение собирать целое изображение из частей посредством

этапа «Разрезные картинки»;

3. Воспитательная:

  • способствовать воспитанию сочувствия, сопереживания;
  • способствовать формированию гордости за свою Родину посредством

содержания всего  занятия;

Оборудование:

  • ноутбук;
  • презентационный материал к занятию;
  • разрезные картинки;
  • диск с песней «Вставай, страна огромная»;
  • кусочек чёрного хлеба.

План НОД  по теме:

«Ленинград - город - герой»

I. Вступительная часть………………………………………….…5мин.

1.Приветствие. Введение в тему занятия………………………….…5мин.

II. Основная часть..................................................................…....20мин.

1.Начало войны…………………………………………………….….2мин.

2.Блокада………………………………………………………….…....5мин.

3.Чтение стихотворения Глеба Семенова «Мужество»………….…3мин.

4.Подвижная игра «Перейди на другой берег»………………….….5мин.

5.Дидактическая игра «Разрезные картинки»……………………….5мин.

III. Заключительная часть. Подведение итогов………………....5мин.

Ход НОД по теме: «Ленинград - город - герой»

 I. Вступительная часть.

1. Приветствие. Введение в тему занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень серьезное занятие.

В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит.

(Демонстрируется слайд №3)

Педагог: Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

Вы догадались, в каком городе жила Танечка?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Правильно, в Санкт-Петербурге. А как ещё город назывался раньше?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Да, Петербург, Петроград, Ленинград.

В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

(Звучит запись песни «Вставай, страна огромная»)

(Демонстрируется слайд №4)

II. Основная часть.

  1. Начало войны.

Педагог: На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная…..Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!» И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской.

(Демонстрируется слайд №5)

Педагог: Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид.

(Демонстрируется слайд №6)

Педагог:  Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

Посмотрите на экран, на что это похоже?

(Демонстрируется слайд №7)

Педагог: Правильно, на круг, кольцо. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

  1. Блокада.

Педагог: Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды  и света.

Давайте подойдём друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.

(Обучающиеся встают в круг, плотно прижимаясь, друг к другу).

Педагог: В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день.

(Осуществляется показ кусочка хлеба).

(Демонстрируется слайд №8)

Педагог: И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем

не мог ходить.

(Демонстрируется слайд №9)

Педагог: Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город. Что изменилось?

         (Обучающиеся сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).

(Демонстрируется слайд №10,11)

Педагог: И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание  от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

(Демонстрируется слайд №12)

  1. Чтение стихотворения Глеба Семенова ’’Мужество’’

Педагог: Послушайте, ребята стихотворение поэта Глеба Семенова «Мужество»:

Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…..

Город жил - исполнен наших малых сил.

Педагог: Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни.

(Демонстрируется слайд №13)

Педагог: По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых.  Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - ну дорога существовала.

  1. Подвижная игра «Перейди на другой берег».

Педагог: А сейчас, ребята, мы с вами  немного поиграем.

(Проводится  подвижная игра «Перейди на другой берег». Обучающиеся делятся на две команды. Перепрыгивают с «льдинки» на «льдинку». Побеждает команда, которая первой переправится на «другой берег».

Педагог: Давайте продолжим наше занятие.

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

(Демонстрируется слайд №14)

Педагог:  Послушайте, ребята еще одно стихотворение о нашем городе. Называется оно «Блокадные дни»:

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

Педагог:  Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

  1. Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Педагог:  Ребята, у меня много картинок с изображением достопримечательностей нашего города, но все они разрезаны на части. Помогите мне, пожалуйста, составить из них целое.

(Обучающиеся выполняют предложенное задание. Осуществляется индивидуальная форма работы).

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Педагог:  Молодцы, ребята. Давайте продолжим наше занятие.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется « Разорванное кольцо».

(Демонстрируется слайд №15)

Педагог:  За мужество и героизм наш город получил звание «Города- героя»

Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины.

(Демонстрируется слайд №16)

Педагог:  За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

(Демонстрируется слайд №17)

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Педагог:  Спасибо, ребята, за работу на занятии. Я думаю, вы сегодня узнали много нового про наш любимый город. Вот он, какой Санкт-Петербург-Ленинград-непобедимый, бесстрашный и прекрасный! Берегите его и будьте достойными гражданами своего города!

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ «ГОРОД-ГЕРОЙ – ЛЕНИНГРАД»

Среди родителей наших воспитанников проводился опрос, в котором мы просили определить наиболее значимое направление развития ребёнка: познавательное, физическое, социально-личностное или художес...

мини-проект "Ленинград город-герой"

Мой мини-проект пополнит копилку материала к 70 летия Победы....

Конспект НОД о/о Познание город-герой Ленинград.

Материал будет полезен для ознакомлениия детей с городами-героями....

Технология проектной деятельности в старшей группе "Колокольчики" по теме "Ленинград- город герой"

Знакомство с героическим прошлым родного города, воспитание патриотизма и чувства любви к Родине....

Консультация для родителей Беседа «Ленинград – город-герой». Чтение рассказа С. Алексеева «Первая колонна» Трофимова О.В.

Уважаемые родители, предлагаем прочитать с детьми рассказ СергеяАлексеева «Первая колонна», а также побеседовать по содержанию рассказа (текст ивопросы к беседе прилагаются ниже)....

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Досуг в подготовительной группе на тему «Ленинград – город герой»

Музыкально-литературный досуг в подготовительной группе на тему "Ленинград - город герой"...