Досуг в подготовительной группе на тему «Ленинград – город герой»
методическая разработка (подготовительная группа)

Музыкально-литературный досуг в подготовительной группе на тему "Ленинград - город герой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_blokade_k_prezentatsii_1.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг в подготовительной группе

на тему «Ленинград – город герой»

Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города – о блокаде Ленинграда.

Задачи:

1. Расширять знания детей об истории родного города.

2. Расширять и обогащать знания детей о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.

3. Активизировать словарь детей по теме занятия (осада, блокада, бомбоубежище, эвакуация).

4. Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Посредством музыки и танца вызывать чувство сопереживания и образы героических событий.

6. Воспитывать любовь к родному городу и гордость за его героическое прошлое.

7. Воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам города.

8. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению.

9. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, желание в будущем охранять и защищать свой город и свою страну.

Предварительная работа: Заучивание стихов о блокаде Ленинграда и песни «Ладога» (автор текста Богданов П., чтение художественной литературы о войне и блокаде, беседы по картинам о блокаде.

Демонстрационный материал: презентация c фотографиями из жизни блокадного Ленинграда, звуки сирены и метронома, фрагмент «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, кусочек хлеба, картинки с изображением видов Санкт-Петербурга.

Досуг сопровождается презентацией с фотографиями из жизни блокадного Ленинграда и видами Санкт-Петербурга:

СЛАЙД 1

Ведущая:

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.

Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить нашему любимому городу, раньше он назывался Ленинградом, и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.

СЛАЙД 2,3

Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).

Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо)

СЛАЙД 4

Правильно, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера.

Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.

СЛАЙД 5

В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?

СЛАЙД 6,7

Правильно, в Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день (показать). В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.

СЛАЙД 8,9

Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.

СЛАЙД 10, 11

Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их для нас с вами.

В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек.

СЛАЙД 12

По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.

СЛАЙД 13

Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.

СЛАЙД 14

Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. Как вы думаете, почему? Правильно, что бы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.

Дети слушают звук сирены.

СЛАЙД 15

Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.

Дети слушают звук метронома.

В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.

СЛАЙД 16

От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).

Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война –

Глухая, немая стоит тишина.

На той, на опасной в обстрел стороне,

У булочной очередь жмется к стене.

Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»

Нацеленный в небо застыл пулемет.

Осколком пробит на часах циферблат,

И время не движется – стрелки стоят,

И очередь тоже стоит и стоит

Угрюмо, как наш ленинградский гранит…

СЛАЙД 17, 18

Ведущий:

Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио.

СЛАЙД 19, 20

Всю блокаду на радио работала поэтесса Ольга Бергольц. Каждый день, голодная и обессиленная, она пешком шла на работу. Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и ее стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у них появлялись силы, чтобы жить и бороться дальше.

Блокадный город. Голод. Вой пурги.

Но в Ленинграде музы не молчали.

И Ленинградцы слушали стихи,

В замерзших залах музыка звучала.

СЛАЙД 21

Ведущий:

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!

Дети слушают фрагмент симфонии Д. Шостаковича.

СЛАЙД 22

Ведущая:

Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети. Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работало 39 школ. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.

СЛАЙД 23, 24

Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.

СЛАЙД 25

На Васильевском острове жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мама, бабушка и два дяди – братья их рано умершего отца. Самой младшей была 11-летняя Таня – весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Когда пришла война, Савичевы решили никуда не уезжать из родного города. Они даже не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их впереди. О страшной судьбе семьи Савичевых мы узнали из дневника Тани.

СЛАЙД 26

Кажется, невероятным, но в блокадном Ленинграде выступал детский танцевальный ансамбль. Бойцы смотрели на танцующих, истощенных детей и плакали, пораженные их мужеством. Каждый день юные танцоры выступали перед солдатами.

Иногда дети выступали совсем рядом от передовой, где шли бои, а чтобы не привлекать внимание врага лишним шумом, танцевали без музыки. Ребята, представьте, что это вы сейчас без музыки танцуете перед солдатами, а на полу лежит не ковер, а сухая солома.

СЛАЙД 27

Позже, ребят из танцевального ансамбля за их труд и мужество, как взрослых, наградили медалями "За оборону Ленинграда".

СЛАЙД 28

Ведущая:

Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.

Ребята, определите, в каком порядке шел этот транспорт через Ладогу. Правильно, сначала, пока вода не покрылась льдом, шли баржи. Потом, по тонкому льду поехали конные обозы. Потом, по более толстому льду, поехали грузовики.

Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.

Дети поют песню «Ладога»

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

СЛАЙД 29

Ведущая:

И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, только 73 года назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.

В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

СЛАЙД 30

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы

Тихо плачут.

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол – Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут…

СЛАЙДЫ 31 - 35

С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник Дневник Тани Савичевой, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады, «Полуторка» – легендарная «машина-солдат», так ее метко назвали, обеспечивала жизнь блокадного города, доставляя с «большой земли» по ледовой Дороге жизни топливо и продовольствие и вывозила детей и раненых в советский тыл. Скромная труженица Дороги жизни в тяжелые дни блокады играла огромную роль и по праву считается символом победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили,

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима.

СЛАЙДЫ 36

За мужество и героизм наш город получил звание «Города - героя». Мы всегда будем помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, подаривших нам жизнь и спасших Ленинград.

Давайте же и мы с вами будем беречь мир на Земле, будем любить наш прекрасный город Санкт – Петербург и делать его ещё краше.

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе Тема: Мой город, Красноярский край, моя страна

Цель: Расширение представлений детей о Родине (герб, флаг, гимн Рос-сии, представления о Президенте, Правительстве России).2.Формирование представлений о достопримечательностях родного города, страны....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы Тема : «Мой город Тюмень»

Описание материала: конспект непосредственной интегрированной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6 -7 лет), по теме «Мой город Тюмень»....

Технология проектной деятельности в старшей группе "Колокольчики" по теме "Ленинград- город герой"

Знакомство с героическим прошлым родного города, воспитание патриотизма и чувства любви к Родине....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы. Тема: «Наш город»

Задание для воспитателей подготовительной логопедической группы....

Конспект тематического занятия для детей старших и подготовительных групп. Тема: «Воронеж – Город Воинской Славы!»

Цель занятия – Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.Задачи:Расширять знания детей о городе Воронеже; об истории его развития.Познакомить детей с военным историческим п...

Конспект занятия в подготовительной группе «Сталинградская битва. Город-герой Волгоград»

Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордость за героизм нашего народа.Задачи:Образовательные:1. Продолжать формировать у детей представления о Великой Отечественной войне.2. Познакомить детей с ...

Конспект занятия-экскурсии по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Тема: «Ленинград – город мужества»

Цель данного занятия - формирование и уточнение представлений детей о мужестве и героизме жителей блокадного Ленинграда....