Петебуржские львы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кирилюк Алена Анатольевна

Петербурговедение для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan._no8.docx75.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №14 Кировского района

НОД по Петербурговедению с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

 

Составил воспитатель

Кирилюк Алена Анатольевна

Санкт-Петербург 2015

НОД  по теме:

«Петербургские львы»

              Цель: познакомить обучающихся  с основными скульптурами львов в нашем городе;

.        Задачи:

               1. Образовательная: познакомить обучающихся  с основными скульптурами львов в нашем городе, историей их создания посредством всего  материала к занятию;

2.  Развивающая:  

  • способствовать развитию в процессе работы памяти посредством

заучивания стихотворения «Вы видали, как красивы наши бронзовые львы?»;

3.  Воспитательная: формировать представление об уникальности нашего города посредством содержательного аспекта занятия;

Оборудование:

  • ноутбук;
  • презентационный материал к занятию;
  • аудиозапись львиного рыка;
  • пазлы  с изображением львов;
  • иллюстрации с изображением скульпторов;

План НОД по теме:

«Петербургские львы»

I. Вступительная часть………………………………………..2мин.

1.Приветствие. Введение в тему занятия………………….…..1мин.

2.Игра «Собери пазлы»……………………………………..….5мин.

II. Основная часть…………………………………………….30мин.

1.История львов…………………………………………………4мин.

2.Путешествие по Петербургу…………………………….….15мин.

3. Физкультминутка ………………………………….………....3мин.

4.Описание животного.………………………………...……..…3мин.

III. Заключительная часть. Подведение итогов…………....5мин.

1.Чтение и заучивание стихотворения………………….………5мин.

     

Ход НОД по теме: «Петербургские львы»

I. Вступительная часть. Приветствие.

1.Приветствие. Введение в тему игры-путешествия.

         Педагог: Друзья, сегодня мы с вами продолжим знакомство с архитектурой нашего города. Только сегодня во время путешествия  мы с вами создадим музей, которого еще нет в Петербурге. Да, да, прямо здесь и прямо сейчас. Давайте для начала вспомним, что такое музей.

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

         Педагог: Молодцы, ребята! Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением  предметов. А как называются те предметы, которые собраны в музее?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

         Педагог: Правильно, экспонаты. Я подготовила несколько экспонатов для нашего нового музея, но вот беда – пока несла, они рассыпались. Да, да, не удивляйтесь и не расстраивайтесь. Вы мне сейчас поможете их «собрать».

 2. Игра «Собери пазлы».

(Проводится игра «Собери пазлы». Обучающиеся делятся на четыре группы, каждой из которой предлагается собрать на скорость из пазлов картинку).

(Обучающиеся выполняют предложенное задание. Осуществляется групповая форма работы).

                                        https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR52hmv67mZm78tnL9kffq_lKiSqEFwOjUVwLwAHLrasQOBMoJ9

              Педагог: Что же у вас, ребята, получилось? Как вы думаете, что за музей я вам предлагаю создать?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

             Педагог: Правильно! А это, возможно, создать музей львов?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

             Педагог: Почему нельзя?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется  фронтальная форма работы).

             Педагог: Где обитают львы?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: А можно ли встретить львов в нашем городе?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

             II. Основная часть.

  1. История львов.

             Педагог: Оказывается, кроме зоопарка, львов можно встретить во многих местах нашего города. Интересно? Тогда, располагаемся в нашем воздушном шаре и летим на поиски петербургских львов.

         (Обучающиеся рассаживаются полукругом у экрана. Звучит музыка, на экране – изображение птиц и облаков

(Демонстрируется слайд №2) .

         Педагог: Пока наш шар поднимается, я расскажу вам, откуда в наших северных краях появились эти южные животные.

 Когда Петр I основывал Петербург, он видел его как могущественную столицу России, похожую на империю Древнего Рима.

(Демонстрируется слайд № 3)

Педагог: Как известно,  в римских городах, парках, возле римских дворцов устанавливали скульптуры львов. Почему? Давайте вспомним качества льва-животного. Какой он, лев?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

             Педагог: Совершенно верно. Лев – это сильное, отважное, гордое и свободолюбивое животное.

В римской мифологии лев к тому же является символом любви. Поэтому в Петербурге, как и в Римской империи, этот величественный царь зверей присутствовал в петровские времена на многих площадях и улицах.

(Демонстрируется слайд № 4)

 Педагог:  Но и сегодня едва заметные и огромные, металлические и каменные львы охраняют парки, мосты, фасады домов, подъезды зданий, скверы, набережные Санкт-Петербурга.

  1. Путешествие по Петербургу.

             Педагог: Мы пролетаем над Елагиным островом. Вспомните, почему он так называется?

(Обучающиеся отвечают на вопросы. Осуществляется фронтальная форма работы).

Педагог: Правильно, остров получил название по имени его владельца – князя Елагина. Это  русский государственный деятель, историк и поэт. (Демонстрируется фото князя Елагина).

Педагог: И в центре острова стоит великолепный Елагин дворец.

(Демонстрируется лайд №5)

         Педагог: Посмотрите на его парадный вход. Что вы видите?

 (Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

(Демонстрируется слайд №6)

             Педагог: Совершенно верно, у парадной лестницы стоят два льва. Кто хочет описать этих львов словами?

         (Описательный рассказ обучающегося  о скульптуре).

(Осуществляется индивидуальная форма работы).

             Педагог: Спасибо, молодцы!

Ребята, львы на Елагином острове были первыми чугунными сторожевыми львами, поселившимися в Санкт-Петербурге. Полетим дальше?

 (Демонстрируется слайд №7)

             Педагог: Вы узнаете это здание?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

Педагог:  Верно, это Адмиралтейство. Смотрите, к парадному входу ведет широкая пологая лестница. По сторонам лестницы на прямоугольных гранитных постаментах возвышаются большие мраморные львы.

(Демонстрируется слайд №8).

         Педагог: Грозные звери стоят, повернув, друг к другу тяжелые головы в крупных завитках густой гривы; широкая грудь, стройное мускулистое туловище, могучие лапы воссоздают образ сильного хищника.

У мраморных львов настороженная поза: один опирается передней лапой на шар, у другого шар выскользнул, и лев мягким кошачьим движением лапы, будто играя, хочет подкатить его на прежнее место.

 Лев, опирающийся лапой на круглый неустойчивый предмет, вынужден все время бодрствовать; стоит ослабить внимание — и шар выскользнет. Поэтому сама поза зверей, лапа которых покоится на шаре, также подчеркивает, что это львы сторожевые.

 Статуи львов исполнил скульптор Трискорни  в 1810 году. 

(Демонстрируется иллюстрация с изображением  Паоло Трискорни)

Педагог: Паоло Андреа Трискорни родился  в итальянском городе Карраре в семье мастеров скульптуры. С детства мальчик был окружен произведениями искусства и даже не помышлял себе иной судьбы кроме судьбы художника.

 Основы мастерства он начал постигать под руководством отца, затем учился в  Академии художеств. Получив образование, он остался в Академии преподавателем, а вскоре был удостоен звания профессора.

Кроме того, Трискорни руководил скульптурной мастерской Академии.  Помимо всего прочего, Трискорни выполнял скульптурные заказы для России. В Петербург было доставлено огромное количество его работ. Мы обязательно еще познакомимся с работами этого мастера.

  1. Физкультминутка.

             Педагог: Давайте немного разомнемся и поиграем.

(Проводится игра «Найди свою половинку»).

(Обучающиеся образуют круг, перед каждым из них  педагог кладет часть открытки с изображением льва, привернутую вниз.  Под веселую музыку участники движутся по кругу. Как только музыка стихнет, каждый ребенок должен взять половинку изображения и найти к ней пару у другого ребенка. Игра повторяется.)

Педагог: Друзья, нам пора двигаться дальше. Занимайте свои места.

(Обучающиеся  рассаживаются  полукругом)

(Демонстрируется слайд №9)

             Педагог: Ребята, смотрите, да здесь не один лев! Очень давно в этом месте была расположена усадьба, принадлежавшая Александру Григорьевичу Кушелеву-Безбородко. Он был государственным деятелем, почётным членом Петербургской Академии наук.

(Демонстрируется фото  Г. Кушелева-Безбородко)

(Демонстрируется слайд №10).

Педагог: Главный дом, сохранившийся до наших дней, был перестроен по проекту Джакомо Кваренги.

(Демонстрируется фото Кваренги).

Педагог: Архитектор  итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель  в русской архитектуре. В строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций.

         Палисадник, лежащий перед построенным в духе московской усадьбы домом, отделен от набережной оградой, представляющей собой скульптуры двадцати девяти одинаковых львов, держащих в зубах тяжелые чугунные цепи. Каждый лев сидит на пьедестале квадратного сечения, а под ними расположен во всю длину общий фундамент из пудожского камня. Посмотрите внимательно на эти скульптуры и попробуйте их описать.

  1. Описание животного.

(Описательный рассказ обучающегося  о скульптуре. Осуществляется индивидуальная форма работы).

             Педагог: А сейчас мы с вами полетим к необычному мосту нашего города. Он называется Львиный мостик.

(Демонстрируется слайд №11)

            Педагог: Как вы думаете, почему?

(Обучающиеся отвечают на вопросы, осуществляется фронтальная форма работы).)

             Педагог: Давайте посмотрим на этот мост, и вы сами поймете, кто из вас прав, а кто ошибался.

Из трех мостов, перекинутых через Екатерининский канал Львиный мостик единственный, который сохранился без изменений. Он был открыт 1 июля 1826 года. В начале 19 века, когда основной материал инженеров — чугун, прочный, но плохо выдерживающий растяжение, — сменило железо, хорошо «работающее» и на сжатие и на растяжение, сразу нескольким инженерам в Старом и Новом свете пришла мысль подвешивать пролеты мостов на железных цепях. Их перебрасывали через высокие опоры и закрепляли в береговых устоях.

Так что трехметровые львы здесь не просто так сидят, а удерживают 27-метровый пролет и нас с вами на мосту. Мощные мускулистые фигуры львов скрывают сложные металлические конструкции. А львы, как и грифоны на Банковском мосту, отлиты по модели русского  скульптора Петра Соколова.

(Демонстрируется фото П. Соколова)

             Педагог: Ребята, львов в нашем городе, как вы поняли, очень много, и они все довольно разные. Посмотрите, это Львы у дома на Английской набережной.

(Демонстрируется слайд № 12).

Педагог: Декоративные статуи львов своеобразны. Их голову, шею и часть спины, как у древнеегипетских сфинксов, покрывает платок, ровную, гладкую поверхность которого оживляют симметрично расположенные борозды. Вырубать из твердого ломкого камня львов с гривами с множеством мелких завитков сложно. К тому же некоторая обобщенность формы придает статуям монументальность, небольшие по размерам, они выглядят внушительно.

А эти львы, притаились в тихом дворике неподалеку от особняка Матильды Кшесинской, прославленной русской  балерины  и педагога.

(Демонстрируется фото М. Кшесинской)

(Демонстрируется слайд №13).

Педагог: Дворик маленький и тихий, и даже те, кто всю жизнь прожил на Петроградской, обычно не знают об этой паре статуй.

Педагог: Ребята, а вот эти львы совсем необычные.

(Демонстрируется слайд № 14).

Педагог: Кто знает, как называются такие мифические существа с туловищем льва и крыльями?

         (Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).)

Педагог: Верно, это грифоны. И украшают они Банковский мост. Банковский мост — это один из уютнейших пешеходных мостиков в Петербурге, его оформлением  в 19 веке занимался знаменитый скульптор П. П. Соколов. Мы уже о нем говорили.

 Между прочим, грифоны поселились здесь не случайно, именно напротив одного из крупнейших банков города. Дело в том, что, согласно древнегреческим мифам, эти существа являлись хранителями золота. Сейчас грифоны  немного "переквалифицировались" и царят на мосту как хранители знаний — в здании бывшего Ассигнационного банка теперь расположена Санкт-Петербургская государственная академия экономики и финансов.

          III. Заключительная часть.

  1. Чтение и заучивание стихотворения.

          Педагог: Мы с вами не посмотрели и половины львов, которые есть в нашем городе. Зато у вас с родителями есть возможность узнать о тех львах, о которых я здесь не говорила.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю выучить стихотворение о львах, живущих в Петербурге. Я сейчас прочитаю вам стихотворение Валентины Левиной, а вы внимательно слушайте и попробуйте как можно больше строк запомнить.

Вы видали, как красивы

Наши бронзовые львы?

Им причесывают гривы

Гребни белые Невы.

Львов порой Нева купает,

Окунает с головой –

В наводненье так бывает

С разозленною Невой.

А сейчас она спокойна.

Чайки невские парят.

     За собой оставив волны

Лишь буксиры прогудят.

(Валентина Левина).

Педагог: Вам понравилось стихотворение? 

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).)

Педагог: Автор сравнивает гривы львов с гребнями нашей любимой реки Невы. Правда, красиво? А что вам понравилось?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).)

 Педагог: Молодцы, ребята! Спасибо за вашу работу на занятии! До новых встреч!

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...

21 Львы стражи города

конспект занятия для детей старшей группы по конструированию...

Методическая разработка к ООД по ознакомлению с окружающим "Львы стерегут город".

Цель: Познакомить детей с необычными скульптурами, украшающими наш городЗадачи:·        Расширять представления детей об архитектуре Санкт-Петербурга.·...

Конспект ООД по теме: «Львы стерегут город»

Цель: Познакомить детей с необычными скульптурами, украшающими наш городЗадачи:·        Расширять представления детей об архитектуре Санкт-Петербурга.·...

Каменные львы Санкт - Петербурга

Знакомство детей с достопримечательностями города Санкт-Петербурга, в частности с разнообразем львов из камня и чугуна...

Петербургские львы!

Самый первый царь зверей прибыл в Санкт - Петербург еще в 1722 году из Венеции — Петр I заказал его для скульптуры, символизирующей победу России над Швецией....