Беседа - развлечение "Традиции народа"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Светлана Владимировна Боровкова

БЕСЕДА- РАЗВЛЕЧЕНИЕ   «ТРАДИЦИИ   НАРОДА»

Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями.

Материал: изделия народных промыслов ( предметы или изображения).

Предварительная работа: организовать выставку изделий народного искусства.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: -Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (высказывания детей, если затрудняются, педагог дает разъяснения.) Каждый уголок русской земли имеет свои традиции. Они составляют культуру народа.  Традиции передают от одного поколения к другому, от родителей  к детям. Вспомните, чему научили вас родители? (быть добрым, дружным, не обижать маленьких, помогать старшим и т.д.) Раньше семьи были большие, в них было много детей, и родители приучали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были свои домашние обязанности. Какие обязанности есть у вас? (ответы детей) Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много поговорок, загадок, потешек. (вспоминаем их вместе с детьми).

-Народ придумал много потешек, песен, сказок, загадок, пословиц, поговорок, плясок, игр, хороводов, которыми сопровождались все события их жизни. Это творчество предавалось и детям. Начиналось всё с маминой колыбельной. Какие вы знаете колыбельные песни? (дети отвечают)

-Вот такие добрые песни пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к маме, называли её берегиней. Почему? (высказывания детей)

(Игровое упражнение «Придумай ласковое слово для мамы»)

-Ещё одна старинная традиция- празднование имени ребенка. Именинник разносил гостям пироги- это было приглашение родственников на именины,  когда гости собирались и садились за стол, подавалось главное блюдо- пирог с кашей. Его разламывали над головой именинника: считалось, что чем больше рассыпалось каши, тем краше будет жизнь у именинника.

(игра «Пирог») Дети делятся на две команды, становятся друг против друга, между ними «пирог», он выбирается из ребят с помощью считалки. Все поют:

Да, экий он высокинький, (поднимают руки вверх)

Да, экий он широкинький, (разводят руки в стороны)

Да, экий он мякошенький, (гладят себя по животу)

Режь да ешь!

С последними словами по одному участнику от каждой команды бегут к «пирогу». Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду. Оставшийся ребёнок становится «пирогом». Выигрывает команда, в которой становится больше детей.

Воспитатель- Ребята, а какие Крымские народные промыслы  вы знаете? (гончарное дело - глиняная посуда, фигурки; картины из соленого теста; шелковые  платки расписанные в технике батик; художественные работы резчика по дереву ( рамка для зеркал, резные чашки,  ложки, подносы, картины; традиционное народное ремесло крымских татар- золотое шитье;  художественная чеканка по металлу ( бижутерия); украинские глиняные свистульки - птички, лошадки; вышитые украинские рушники; рукоделие славянских женщин- куклы и зверушки, сшитые из лоскутков, валяния из шерсти; изделия из кожи; ковроткачество и др.)

Дети рассматривают изделия, приходят к выводу, что они красивы, дарят радость.

-Вы знаете, что дети в русских семьях мастерили игрушки сами. А хотели бы вы смастерить тряпичных кукол? (под руководством воспитателя изготавливают кукол)

Проводится народная игра «Плетень».

-В старые времена люди с любовью относились к окружающей природе, ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой; старшие дети учили младших ориентироваться на местности, беречь природу. А ещё в то время люди поклонялись солнцу, земле, считали их богами. Одним из видов почитания солнца был хоровод. Давайте и мы с вами заведём хоровод.

Дети водят хоровод «Прялица»

-Традиция сохранила до наших дней множество игр. А как же наши предки выбирали в играх водящего? И сейчас, как  в старые времена, мы выбираем ведущего с помощью читалки, договариваемся о правилах (это называется сговор), используем жребий для устранения споров.

Проводится народная игра «Огуречик», считалкой выбирается «мышка» (за кругом) и «огуречик» ( в кругу), дети образуют круг и поют:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

«Мышка» ловит «огуречика».

-Много традиций сложилось у русского народа, но особенно важным были добросердечие, гостеприимство, хлебосольство. И я вас приглашаю на чаепитие.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему «Беседа о народах Севера»

                                        Занятие по окружающему миру  в старшей группе...

Беседа «Коренные народы Ямала»

Формирование представлений о своей стране, родном городе, крае; о коренных жителях – «ханты», «ненцы», «селькупы»; познакомить с коми – зырянами....

Беседа с детьми о Светлом празднике Пасхи. Цель беседы: познакомить детей с православным праздником Светлой Пасхи, с его историей. Воспитывать патриотический чувства к традициям русского народа.

БЕСЕДА С ДЕТЬМИо Светлом празднике Пасхи В каком возрасте лучше рассказать ребенку о Пасхе? Скорее всего лучшим моментом для подобного разговора будет возраст, когда ребенок впервые осознает...

Беседа: "Какие народы живут в России"

Беседа: "Какие народы живут в России"...

Беседа «Какие народы живут в России»

Беседа с детьми " Какие народы живут в России."...