Беседа «Коренные народы Ямала»
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)

Формирование представлений о своей стране, родном городе, крае; о коренных жителях – «ханты», «ненцы», «селькупы»; познакомить с коми – зырянами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа «Коренные народы Ямала»

Цель: Формирование представлений о своей стране, родном городе, крае; о коренных жителях – «ханты», «ненцы», «селькупы»; познакомить с коми – зырянами.

Задачи:

1. Формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей округа ханты, селькупы, ненцы. Познакомить с народом коми - зыряне.  

2. Развивать любознательность и интерес.

3. Воспитывать любовь и патриотические чувства к  своей Родине, чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Предварительная работа: беседа, экскурсия музей «Коренные народы севера»

Словарная работа: ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне, чум, оленеводство, рыболовство, ремесло, тундра, коренные народы, стойбище, малица,

Материалы к беседе: мультимедийная презентация Коренные народы Ямала», приглашение на экскурсию в городской краеведческий музей, «Карта этапов квеста»

Содержание беседы:

Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

- В какой стране мы с вами живем? (слайд № 1)

- Как вы думаете, какая Россия по величине?

- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.

- Какие города России вы знаете?

- Что такое Родина.

- Правильно! Там, где вы родились.

- Как называется город, в котором вы живете?

Лабытнанги – это Родина многих из вас (слайд №2)

В переводе с языка ханты – это значит семь лиственниц.

Как называется наш  округ? Ямало-Ненецкий автономный округ или Ямал. (слайд № 3)

Какой город называют столицей Ямала? Салехард (слайд №4)

В нашем округе живет очень много людей разных национальностей. Какие вы знаете.

Но коренными народами на Ямале считают народы ханты, ненцы, селькупы, которые живут здесь  с давних пор. (Слайд №5)

Поселение коренных жителей называется – стойбище. Ханты живут в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Слайд № 6)

Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает хантов и ненцев. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. (С лайд №7)

- На берегу, какой реки стоит наш город? (слайд № 8)

Какая рыба обитает в наших реках?

(муксун, чир, осётр, ряпушка, нельма, щука) (Слайд №9 )

- Как вы думаете, чем Ханты, проживающие в тундре,  могут питаться?

Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей) (слайд 10)

Дети  помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей пасти оленей,  ловить рыбу, охотиться (слайд № 11)

- Рассмотрим внимательно одежду этих народов. Из чего она сшита? (из меха) (слайд № 12)

- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает коренных жителей севера, но и является для них транспортом (оленьи упряжки) (слайд № 13)

Ханты и ненцы очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, кости, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. У северных народов свои песни, сказки, игры не похожие на русские народные (слайд № 14)

Есть ещё один народ, который проживает на нашем Ямале? Показать слайд с представителями народа коми-зыряне (слайд № 15)

Кто это, вы знаете?

А где можно узнать о представителях этого народа? (Предполагаемые ответы детей: в книгах, спросить у взрослых, в интернете, в городском краеведческом музее)

Этот народ называется коми – зыряне. Они тоже поживают на территории Ямала. Хотите узнать о коми – зырянах больше?

Значит, куда мы отправимся с вами?  (В городской краеведческий музей).

Предложить детям составить вопросы о коми - зырянах, на которые они хотели бы получить ответ в музее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ЯМАЛА

Слайд 2

РОССИЯ

Слайд 3

ЛАБЫТНАНГИ

Слайд 4

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Слайд 5

САЛЕХАРД

Слайд 6

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЯМАЛА ХАНТЫ СЕЛЬКУПЫ НЕНЦЫ

Слайд 7

СТОЙБИЩА

Слайд 8

ОЛЕНЕВОДСТВО

Слайд 9

РЕКА ОБЬ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ЯМАЛА

Слайд 2

РЯПУШКА НЕЛЬМА СЫРОК ЩУКА МУКСУН ЩЁКУР РЫБА

Слайд 3

ЖЕНЩИНЫ ТУНДРЫ

Слайд 4

МУЖЧИНЫ ТУНДРЫ

Слайд 5

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Слайд 6

ОЛЕНЬЯ УПРЯЖКА

Слайд 7

БЫТ НАРОДА ХАНТЫ

Слайд 8

СУВЕНИРЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ЯМАЛА

Слайд 2

БЫТ НАРОДА КОМИ

Слайд 3

БЫТ НАРОДА КОМИ

Слайд 4

КОМИ ПРОМЫСЛЫ

Слайд 5

Презентация выполнена в оспитателем МАДОУ «СКАЗКА» Егоровой И риной Николаевной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий праздника посвященный Дню коренных народов мира "Ямал собирает друзей"

В этом празднике собраны игры коренных народов мира, не только Ямала, но и Австралии, индейцев Америки и аборигенов Африки....

Методическая разработка дидактической игры «Туця для Окси» по мотивам национальных орнаментов коренных народов Ямала.Разработчик : Андреева Наталья Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории МБЛОУ «Детский сад № 7 «Крылышки» февраль 2021

Ознакомление дошкольников с культурой северных народов помогает нам сформировать  у них патриотические чувства, чувство любви и интереса к суровому северному краю, к земле Ямальской....

Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".

  https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...

Беседа на тему: "Промыслы коренных народов севера"

Познакомить детей  с   промыслами    народов севера. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к “малой&rdqu...

«Приобщение дошкольников к культурным традициям коренных народов Ямала посредством ознакомления с играми и игрушками»

Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национал...

«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)

Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего докольного возраста. Занятие составлено в рамках познавательно-исследовательского проекта "История Мамонтенк...