Региональный компонент в декоративно-прикладном искусстве
статья на тему

Материал для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent_v_dek.prik_.iskusstve.doc64.31 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент в декоративно-прикладном искусстве

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественные идеи народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера — смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые ви дят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поко лению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Орнаментальная основа народного искусства близка и до ступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание вос произвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навы ками изображения народного орнамента, соответствующей органи зации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др.

Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступной для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация — древнейший способ худо жественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, сукна, бересты, бумаги.

В декоративно-прикладном искусстве народов России широко распространена аппликация для украшения изделий из войлока, кожи, меха, ткани или поверхности бумаги при помощи наклеивания (нашивания) плоских изображений, вырезанных из этих же материалов другого цвета. Так издавна создаются высоко художественные предметы одежды, обуви, головные уборы, сна ряжение коня, верблюда, оленя, вещи домашнего обихода и убран ства. Специфические черты их покроя, орнаментального решения согласуются с традиционными особенностями искусства народа и являются достоянием его национальной культуры, демонстрируя уровень развития мастерства и эстетического вкуса народных умельцев.

Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой дея тельности, окружающей природы, климатических условий и нали чия природных материалов. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментирова ния были созданы способы обработки природного материала, мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй.

Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но они не просто копируют ее образы, а, отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного или насекомого, свободно перерабатывают их в декоративные формы. Но, несмотря на то,  что в орнаментах образы передаются плоскостно, изменяются их реальные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по-своему реальны.

Народное декоративно-прикладное искусство обладает боль шими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в со знании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цве товом решении орнамента отдают предпочтение красному мате риалу. Именно с красным цветом связывается представление о ра дости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем созна нии ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

В изделиях, создаваемых народными мастерами, в большинстве случаев применяется цветной фон, что усиливает звучание орна мента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру. Такие примеры в изобилии представлены в узорах русских выши вок, узбекских сюзане, молдавских коврах, татарской узорной обуви, головных уборах, киргизских и казахских войлочных изделиях.

Разновидности аппликаций в народном декоративном творче стве обусловлены особенностями использования природного мате риала, техники скрепления частей изображения с поверхностью украшаемого предмета и приемов создания элементов узора. По этому в развитии искусства разных народов исторически опреде лились направления в использовании аппликаций в художествен ном оформлении изделий из мягких, твердых материалов и из бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в декоративно-прикладном искусстве

В статье описывается формирование реионального компонента в декоративно-прикладном искусстве...

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей  группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Выявление возможностей использования декоративного рисования в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве....

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...