Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества
консультация (средняя группа) на тему

Валеева Альфия Каюмовна

декоративное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativnoe_tvorchestvo.odt23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества

Актуальной проблемой современ ного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.

Научиться видеть и понимать пре красное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возра сте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. С другой стороны, народное искусство влияет на декоративно-прикладную деятель ность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Боль шие возможности используемых мате риалов способствуют формированию художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащению знаниями о свойствах и качествах матери алов, расширяет эстетическое воспри ятие, образное видение, развивает дет ское творчество. В результате декоративно-прикладной деятельности появляется художественно вы полненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цве товое сочетание, композиция, другие средства художественного воплоще ния. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества

Декоративно-прикладное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Имен но поэтому оно близко его восприя тию, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окру жающий мир отражается условно, символами, художник избегает лиш ней детализации, но сохраняет цело стность, законченность образа.

Народное декоративно-приклад ное искусство способствует формиро ванию художественного вкуса, основ ных эстетических критериев, разви тию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности. Знакомясь с пред метами народных мастеров, они узнают быт и традиции прошлого.

Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образ ной художественной выразительнос тью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке жи вотных, растений или цветов. Из ке рамических изделий они выбирают, как правило, образцы, отмеченные фантастичностью образов: причудли вые сосуды в виде птиц, созданные народными мастерами из Скопина Рязанской области, скульптурные изображения коней, птиц и животных в вятской (дымковской), филимоновской глиняной расписной игрушке, простые формы гончарной посуды – и остаются рав нодушными к вычурным стилизован ным формам керамики.

Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в нем произведениях народных мастеров Городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на северных прялках, насыщен ные по цвету декоративные жостовс кие подносы, семеновская расписная матрешка. Из произведений народно го прикладного искусства, где основу образной художественной вырази тельности составляет графическое решение, дети с интересом рассмат ривают резьбу на досках, на которых можно видеть и сказоч ную птицу, и выразительных по пластике рыб с причудливыми хвос тами. Веселые улыбки и симпатию вызывают у детей изделия богородс ких резчиков: медведи, которые мо гут и дома строить, и на велосипедах кататься, птицы и олени .

Дети очень эмоционально и непос редственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистич ные и перегруженные декором образ цы. Однако некоторые из них предпо читают натуралистично выполненные об разцы. Их выбор объясняется часто не эстетическими показателями восприя тия, а скорее, peaлистичным отношением ребенка к жизни, когда свою симпа тию к знакомому и любимому образу животного («Я люблю оленей?, «Люблю курочку», «Лошадку люблю больше») ребенок непосредственно переносит и на изображение этого животного в ков рике, скульптуре, что заслоняет при этом объективные художественные стороны произведения (цвет, ритм, фактуру материала и т.д.).

Народное декоративно-прикладное искусство многофункционально, в заложены большие воспитательные возможности. Н. П. Сакулина и другие отмечают его ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, высокое совершенство «язы ка», человечность, связь с окружаю щей жизнью.

Е. А. Флерина одной из первых вы ступила за использование декоратив но-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо ис пользовать приемы народных масте ров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами                      изобра жения.

Н. П. Сакулина писала, что народ ное искусство отвечает интересам дошкольников, содействует развитию их эстетических переживаний, пер вых эстетических оценок .

Таким образом, в процессе озна комления дошкольников с декора тивно-прикладным искусством про исходит развитие эстетического вос приятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творче ство детей новыми декоративными образами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Влияние народного искусства на развитие детского творчества

В статье представлен опыт работы по развитию детского творчества в ДОУ....

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...

Презентация "Влияние народного искусства на развитие детского творчества"

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....

Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – ...

Роль декоративного искусства в развитии детского творчества у дошкольников

Дошкольный возраст - это начало всестароннего развития и формирования личности. В этот период деятельность представлений, воображения,мышлени, памяти, речи в комплексе приводит к формированию чувствен...