Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества
консультация по аппликации, лепке

Наталья Константиновна Калинина

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.

Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. С другой стороны, народное искусство влияет на декоративно-прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Большие возможности используемых мате риалов способствуют формированию художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащению знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_dekorativno.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества.

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.

Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. С другой стороны, народное искусство влияет на декоративно-прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Большие возможности используемых мате риалов способствуют формированию художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащению знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество. В результате декоративно-прикладной деятельности появляется художественно вы полненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цветовое сочетание, композиция, другие средства художественного воплощения. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества

Декоративно-прикладное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Имен но поэтому оно близко его восприя тию, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окру жающий мир отражается условно, символами, художник избегает лиш ней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Народное декоративно-прикладное искусство способствует формиро ванию художественного вкуса, основ ных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности. Знакомясь с пред метами народных мастеров, они узнают быт и традиции прошлого.

Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образ ной художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений или цветов. Из керамических изделий они выбирают, как правило, образцы, отмеченные фантастичностью образов: причудливые сосуды в виде птиц, созданные народными мастерами из Скопина Рязанской области, скульптурные изображения коней, птиц и животных в вятской (дымковской), филимоновской глиняной расписной игрушке, простые формы гончарной посуды – и остаются равнодушными к вычурным стилизован ным формам керамики.

Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в нем произведениях народных мастеров Городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на северных прялках, насыщен ные по цвету декоративные жостовс кие подносы, семеновская расписная матрешка. Из произведений народно го прикладного искусства, где основу образной художественной выразительности составляет графическое решение, дети с интересом рассматривают резьбу на досках, на которых можно видеть и сказочную птицу, и выразительных по пластике рыб с причудливыми хвостами. Веселые улыбки и симпатию вызывают у детей изделия богородских резчиков: медведи, которые мо гут и дома строить, и на велосипедах кататься, птицы и олени .

Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы. Однако некоторые из них предпочитают натуралистично выполненные образцы. Их выбор объясняется часто не эстетическими показателями восприятия, а скорее, peaлистичным отношением ребенка к жизни, когда свою симпатию к знакомому и любимому образу животного («Я люблю оленей?, «Люблю курочку», «Лошадку люблю больше») ребенок непосредственно переносит и на изображение этого животного в коврике, скульптуре, что заслоняет при этом объективные художественные стороны произведения (цвет, ритм, фактуру материала и т.д.).

Народное декоративно-прикладное искусство многофункционально, в заложены большие воспитательные возможности. Н. П. Сакулина и другие отмечают его ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, высокое совершенство «язы ка», человечность, связь с окружаю щей жизнью.

Е. А. Флерина одной из первых вы ступила за использование декоратив но-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами                      изображения.

Н. П. Сакулина писала, что народное искусство отвечает интересам дошкольников, содействует развитию их эстетических переживаний, первых эстетических оценок .

Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декора тивно-прикладным искусством про исходит развитие эстетического вос приятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Влияние народного искусства на развитие детского творчества

В статье представлен опыт работы по развитию детского творчества в ДОУ....

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...

Презентация "Влияние народного искусства на развитие детского творчества"

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....

Роль декоративного искусства в развитии детского творчества у дошкольников

Дошкольный возраст - это начало всестароннего развития и формирования личности. В этот период деятельность представлений, воображения,мышлени, памяти, речи в комплексе приводит к формированию чувствен...