Перспективное планирование формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к народным традициям по средствам фольклора
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Дуппор Елена Владимировна

Перспективное планирование формирования

                                  у детей старшего дошкольного возраста интереса к народным традициям по  средствам фольклора.

Цель: Создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. Приобщение к родной природе, культуре, традициям.

ЗАДАЧИ:

·  создание предметно-развивающей среды в группе;

·  формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе;

·  прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, ее культуре и традициям;

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Перспективное планирование формирования

                                  у детей старшего дошкольного возраста интереса к народным традициям по  средствам фольклора.

Цель: Создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. Приобщение к родной природе, культуре, традициям.

ЗАДАЧИ:

  • создание предметно-развивающей среды в группе;
  • формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе;
  • прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, ее культуре и традициям;

месяц

Тема      

Занятие.

Народные приметы

Совместная деятельность.

                                Сентябрь-(Рюень)

Фрукты

И овощи.

Лепка:

Тема: «У медведя во бору грибы ягоды беру.

Задачи: учить лепить скульптуру медвежонка, передавая форму, пропорции, характерные детали.

Рисование:

  «Дары с нашего огорода.»

Задачи: учить составлять и изображать натюрморт, сочинять сказку по его содержанию.

Народные приметы. «Гром в сентябре — к теплой осени.
Тихи сентябрьские дни — нарядно бабье лето.
Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.
Сентябрь — румянец осени, чародей цветов и плодов.»
Зовут еще сентябрь задумчивым — деньки-то солнечные коротки.

1.        Чтение сказки «Царевна-лягушка» «Крылатый , мохнатый да масленый.»

2.        Пальчиковая гимнастика,«Осень»с-«Засолка капусты»с-5

3.        Дидактические игры :«Волшебный мешочек.», Лото «фрукты и овощи»

4.        Беседа о лете «Что летом родится - зимой пригодится»

5.        Игра –драматизация «Петушок и бобовое зернышко.»

6.        Проговаривание скороговорки»

«Медвежонок неуклюжий…»с-9

 «Осень в парке красит листья»с-4,

«У Аграфены и Арины растут георгины.»

8.21 сентября - Осенины (изготовление кормушек )

9.        Логоритмичесие упражнения: «Квашня.»,

10.        Работа с народным календарем. Сентябрь — рябинник: рябина тут именница, становится сладкой. 11.        Подвижная игра «День и ночь» «Репка.» «Пятнашки.»

12.Хороводные игры «Здравствуй осень.», «Шел медведь по лесу.»«Зайка огородник.»

13.Вечер шуток«Путешествие в лесное царство.»

14.        Разучивание пословицы:

Не та дружба сильна, что в словах заключена.

                                        Октябрь- листопадник

Ягоды грибы.

Лепка:

«Сидит белка на телешке..»

Задачи: учить лепить сказочных героев, замечая и передавая в лепке их характерные особенности.

Аппликация :

Тема: «Украшение туеска русским узором.»

Задачи: Приобщать детей к истокам русской культуры,  закреплять знания о дереве как о традиционном материале, развивать у детей творчество в оформлении туеска геометрическимузором

: Народные приметы « Первый снег за сорок дней до зимы падает.
Октябрьский гром — зима бесснежная.
Каков октябрь, таков и апрель.
В октябре луна в кругу— лето сухое будет.»

1.        Чтение сказки «Заяц-хвастун». «Лиса и кувшин.»

2.Чтение стихотворения А. К. Толстого «Осень»

3.Пальчиковая гимнастика «Птички гнезде»с-37 ,

 «Лесные встречи»с-51, «Цветок»с-35

4.        Дидактические игры «Угадай, что мы задумали»

        .Развивающая игра «Чудесное животное»

 5.        Беседа «Съедобные инее съедобные.»

6.        Обыгрывание мини-сценки по потешке :«Идет лисичка по мосту.»

7.Проговаривание скороговорки:«Сорок сорок в короткий срок съели сырок.»,

«Грустит осень в лесу , и от грусти…»

«В драке был взъерошен ёрш.»с-6

8.14октяпря Покров. «До обеда осень , после обеда зима.»

17.октября  Ерофеев день . «С Ерофея холода сильнее.»

9. Логоритмичесие упражнения «-Ножки, ножки, где вы были?», «Лиса по лесу ходила».

10.        Работа с народным календарем

11.Подвижная игра «Удочка» , «У медведя во бору.» «Шишки , желуди , орехи.»

12.Хороводные игры: «Шел медведь косматый мех.» «Шел король боровик.»

13 . Литературный час  «Осень золотая.»

14.Разучивание пословицы: Кто в радости живет, того кручина неймет.

       Ноябрь-(Грудень.)

Дикие животные и птицы

Лепка:

Тема: «Козел»(коргапольская игрушка)

Задачи: учить лепить фигурку лошадки из целого куска пластилина, вытягивая и прищипывая мелкие детали; лепить фигурку человека на лошади (по желанию)

Рисование:

Тема

:Дымковская  фантазия.

Задачи: учить рисовать элементы орнамента кистью, держа её тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа

-Приметы:
Какова погода в ноябре, таков и май будет.
Комары в ноябре — быть теплой зиме.
Ноябрь — не зима, а только предзимье.
В ноябре снега надует — хлеба будет.
Сколько бы снега в ноябре не выпало — оттепели его сгонят.
.В ноябре выпадает за ночь первый прочный снег

1.        Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». «Фенист – ясный сокол.»

2.        Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь рак и щука».

3.        Пальчиковая гимнастика «Добро и зло.»с-63  «Здравствуй» с-21

4  Дидактические игры: «Третий  лишний»  «Кто  так кричит?»

5.        Беседа «Что нам осень принесла?»

6.        Игры-пантомимы «Жители леса.»

7.        Разучивание потешки «Тень-тень потетень , сели звери  под пленень….»

8.Проговаривание скороговорок «На валежнике снежок.» с-11

«Тучки очень скучные.» с-16 «Белый снег и белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была».

12 ноября –Синичкин день.

9.        Подвижные игры: «Стадо и пастушок» , «Охотники и зайцы.» «Лиса в курятнике.»

10. Логоритмичесие упражнения «Меж еловых мягких лап , дождик кап, кап, кап.»

11.Работа с народным календарем

12.Подвижная игра «Змейка»  «Найди своё место» «Золотые ворота.»

13.Хороводные игры «Что нам осень принесла?» «Березка», “Гуси и волк”.

14 . Отгадывание загадок на тему «Осень.»

15.Разучивание пословицы: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

 

                                                   Декабрь –(Студень)

Дом и

Домашние животные.

Лепка:

Тема: «Петушок.» (Дымка)

Задачи: учить лепить фигурку петушка из целого куска , вытягивая и прищипывая мелкие детали, развивать мелкую моторику рук при создании  поделок из  теста

Аппликация:

«Дом с резными ставнями.»

Рисование»

«Роспись козла»

(Филимоновская

игрушка)

Задачи: Приобщать детей к народной культуре , закреплять знания детей о дереве как о традиционном материале для постройки жилища,

закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой.

Учить украшать ееузором

Приметы:

Холодный декабрь со снегопадами — к хорошему урожаю летом.

Декабрь-глаз снегами тешит, зато ухо морозом рвет.

В декабре мороз крепчает, зато день прибывает.

.

1.        Чтение сказки «Зимовье».П.Бажов «Серебряное копытце».

2.        Чтение стихотворения Н. Никитина «Встреча зимы». М. Пожарова «Заклинание зимы»

3.        Пальчиковая гимнастика «Гусь.» с-41 «Пропажа.»с-39 «Тишина» с-38 «Быс у забора.»с-50

4.        Дидактические игры: «Скажи какой»,  «Времена года»

5.        Беседа «Здравствуй, зимушка-зима»

6 Драматизация сказки «Зимовье».

7.        Разучивание докучной сказки «Жил был дед со старухою.,…»

8.Проговаривание скороговорок : «Ехал Грека через реку».

«Сыплет, сыплет снег с небес.» с-21

«Вез я вазу на вазу.» с-25

9. 22декабря- солнцеворот.

 10.Рассказ о традициях празднования Нового года

11 Работа с народным календарем -

12. Логоритмичесие упражнения : «Вот так зимушка зима.» «Курочка хохлатка.

13. .Подвижная игра : «Мороз – красный нос.», «Штурм снежной крепости.», «Снежинки и льдинки.» «Хромая курица.»

14. .Хороводные игры: «Зимний хоровод.», «Белая кость.»

«Скок поскок молодой дроздок»

15  Поговорка :Хозяин добр -и дом хорош.

                   Январь –(Просинец)

Зима.

Одежда.

Аппликация:

Тема: «Украшение прялки Городецким узором.»

Задачи: Приобщать детей к истокам русской культуры,  закреплять знания о дереве как о традиционном материале, развивать у детей творчество в оформлении прялки Городецким узором.

Рисование:

Тема: Передник (декоративная роспись.)

Задачи: учить рисовать узор, используя элементы растительного орнамента (бутончики, листья), по мотивам Городецкой росписи

Приметы: Январь — году начало, зиме середка.

Январь-батюшка год начинает, зиму величает

.Январь - перелом зимы.

Январь-бокогрей. Сух январь — крестьянин богат.

Холодные январи подряд редко повторяются.

Месяц январь — зиме государь.

.

        Чтение ненецкой сказки «Кукушка». «Айога.»

2.        Чтение стихотворения Э. Мошковской «Какие бывают подарки».

3.        Настольный театр «Волк и семеро козлят».

4.        Пальчиковая гимнастика «Сжимание и разжимание» , «Погоня.»с-34.

«Лесной лекарь.»с-32 , «Добрый хозяин.»с-31

5.         Дидактические игры: «Кто гре живет?»,  «Кто что ест?» «Наряди куклу.»

6.Беседа: Особенности украшения народного жилища ,предметов домашнего быта, одежды.

7.Настольный театр «Кошкин дом.»

8.        Разучивание скороговорки:

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

«Ездил в праздники Захар.» с-24

«На улице центральной отличные жильцы.» с-28

9. 7января  - Рождество.

   19 января – Крещение.

10..Рассказ о традициях празднования  Рождества.

11.  Работа с народным календарем -

12.Литературный час «Ах ты зимушка зима.»

13. .Подвижная игра : « Дед Мороз .»,  «Снежки ловишки.» «Неваляшки.» , «Зима и лето.»

14. .Хороводные игры: «Коляда отворяй ворота.» «Утром рано, вечерком, небылица кувырком.»

15 пословица: Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Февраль

Посуда.

Аппликация:

Тема: «Во поле берёзка стояла...»

Задачи: повторить и закрепить все изученные приёмы вырезывания.

Лепка:

Тема: Чайный сервис.

                (Гжель» Задачи:  освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки и т. д.)

Рисование:

Тема: Жостовский орнамент.

Задачи учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением; развивать умение составлять узор.

-Приметы

  Февраль — широкие дороги.

  Февраль солнце на весну поворачивает.

  Если февраль холодный, то и март холодный.

  Чем холоднее последняя неделя февраля, тем март теплее будет.

  Начало февраля погожее — весна будет ранняя.

  В феврале много инея на деревьях — будет много меда.

  Частые туманы в феврале — к дождливому лету.

  Февраль-бокогрей, на печи бока грей.

1        Чтение сказки «Морозко» ,Небылицы в лицах

2.        Чтение стихотворения С. Есенина «Белая берёза».

3.        Пальчиковая гимнастика «Раковины улитки» «Добрый друг.»с-4

«Большая стирка.» с-6 «По воду.»с-9

5.         Дидактические игры: «Кто у кого?» , «Что нужно кукле?»

6.        Настольный театр: Этюд «Зимний лес.»

7.        Разучивание считалки: В лес дремучий я пойду, зайца серого найду.

Принесу его домой - будет этот зайка мой.

«В небе полная луна.»с-29

Зима была белым –бела.»с-30

8.15 февраля -Сретение. У дня меньше света, у ночи меньше стужи.        

9.Рассказ о воинах - защитниках Отечества

10. . Логоритмичесие упражнения: «Баба сеяла горох…»

Как у бабушки Арины.»

 11. Работа с народным календарем

12. . .Подвижная игра «Метелица.» «Краски.» «Кандалы»

13. .Хороводные игры: «Зимним утром..» «Малечина-калечина.»

«Юрта»

14.Пословица: Чистую посуду легко и полоскать.

 

      Март           _(Сухый)

Родня.

 Игрушки.

Лепка:

Тема: «Русская матрешка»

(Пластелинография)

Задачи: учить лепить форму матрёшки и украшать её русским узором.

Рисование:

 Тема: «Салфетка для мамы»

Задачи; учить рисовать элементы орнамента кистью, держа её тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа, размещать на салфетках, заполнять середину, углы, стороны основ всей кистью и её концом

Приметы

Если в марте облака плывут высоко да быстро — к хорошей погоде.

Частые туманы в марте предвещают хорошую погоду.

Если в марте гроза случится — то год плодородным будет.

Сухой март — год урожайный, дождливый, — неурожайный.

Пришел марток — надевай трое порток.

1.        Чтение сказки «Хаврошечка» , «По щучьему велению.»

 2.        Чтение стихотворения Е. Серова «Гости».Благина «Мама»

3.        Пальчиковая гимнастика «В гости» , «Помошники»,  «За столом».

4.        Дидактические игры:  «Кто что делает» «Кто же это был?»

5.        Беседа о маме

6.        Викторина «Мой маленький театр»

7.        Работа со словарём «Кто больше слов на букву Рназовёт».

8. Проговаривание скороговорок: «Дали Лене апельсин.»с-31

«Блины белка непекла.»с-33,»Однажды братцы кролики» с-36

9.22 марта –Весеннее равноденствие.

10. . Логоритмичесие упражнения: «Петрушкины веселие.»

«й ты масленица годовая.»

11. . Работа с народным календарем –

12. Развлечение  «Маленица»

13. .Подвижная игра : «В цапки.» «Овечки.» «Дедушка Мазай.»

«Мельница.»

14. .Хороводные игры: «Вербочка.» «А мы Масленицу дожидали.»

15  Поговорка :Дом не велик , да лежать не велит.

.

Апрель-(Березол

Весна

Цветы.

Лепка:

Тема:

«Театр кукол манит нас, мы вновь в него войдём»

Задачи:

учить лепить сказочных героев, замечая и передавая в лепке их характерные особенности.

Рисование:

Тема

. Хохломские чудеса

Задачи: учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением; развивать умение составлять узор

 

Приметы:

    Апрельские ручьи землю будят. Снег в апреле — внучок за дедушкой пришел. С апреля земля преет. Ни в Апрелье воды, ни в апреле травы. Апрель всех напоит. Не ломай печи, еще апрель на дворе.

1. . Чтение сказки  «Кощей бессмертный.», «Василиса премудрая.»

2.        Чтение стихотворения А. Шевченко «Весна-мастерица».

3.Пльчиковая гимнастика «Птички» ,»По воду.» с-9

«Музыканты.»с-11

5.        Дидактические игры: «Кто внимательнее»  «Где твоё имя, догадайся!»

6.        Знакомство с потешным фольклором .

7.        Разыгрывание мини-сценок  по потешкам.

8.         Знакомство с русскими народными небылицами.

9.18 апреля- Федул  ветреник . Пришел Федул – теплый ветер подул.

10. . Проговаривание скороговорок: В цветнике цветут цветы.

«В ателье лесном примерка.»с-40

. 11. . Работа с народным календарем –Подвижная игра «День и ночь»  «Совушка» ,»Солнышко и дождик.»

. 13. Хороводные игры: «Грачи летят.», «Плетень»

14. Поговорка. Нет такого дружка ,как родная матушка.

                                                                      Май –(Травень)

 Природа

Птицы.

Лепка:

Тема:

«Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?»

Задачи: учить лепить уточку-крылатку пластическим способом, путём оттягивания от общего куска пластилина, стекой намечая перышки, крылья, глаза.

Рисование:

Тема:

. Волшебный Конёк-Горбунок

Задачи: учить передавать в рисунке содержание сказочного эпизода; закреплять умение пользоваться красками и карандашами

  1. Приметы:

Месяц май не холоден, так голоден.

В мае жениться — век маяться.

Рад бы жениться, да май не велит.

Женишься в мае — сто раз покаешься, всю жизнь промаешься!

В мае добрые люди не женятся.

.1.Чтение  сказки  «Конек горбунок.»        ,

2.        Чтение стихотворения А. Барто «Верёвочка».,  Ю. Макарова «Познакомимся»

3.        Драматизация сказок «Теремок»

4.        Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальцы» ,»Баян и барабан» с-12, «Веселая музыка.»

5.        Дидактические игры: «Найди нужное слово»  «Накорми животное»
6.        Рассказывание докучных сказок

7.        Беседа о Дне Победы .

9. 5 Мая - Лука. День посева лука. Кто ест лук – избавлен будет от вечных       мук.

    6Мая-Георгий Победоносец. Покровитель России.

   8 Мая – Марк ключник –прилет певчих птиц стаями.

10.        Проговаривание скороговорки:

Два щенка, щека к щеке, щиплют травку в уголке.

«Был корабль у короля…»с-1

«Встретил друга я вчера…»с-2

  1. . Работа с народным календарем –12Подвижная игра «Удочка» ,игра «Охотники и утки»  «Хозяин и гуси.»

. 13. Хороводные игры: «Растим мак.» «В поле березка стояла.»

«Кузнецы.»

14. Поговорка. Без труда  не вытянешь и рыбку из пруда.

Литература:

  1. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-464С.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528с.
  3. План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост.Н.В.,Гончарова и др..; под ред. З.А. Михайловой.-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-255с.
  4. Мы: Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др.-СПб: М94 «Детство-пресс», 2005-240с.
  5. Народное искусство в воспитании дошкольников: книга для педагоговдошкольных учереждений /Под ред. Т.С,Комаровой.М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
  6. Программа  «Наш дом- Южный урал»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие действенного интереса детей к народной культуре Выполнила: Дуппор Е.В. Воспитатель МДОУ №99 Миасс - 2013

Слайд 2

Музей «славянской избы» Готовимся к встрече гостей Рукоделие

Слайд 3

Планирование Народный календарь Фольклор в орг / д-ти Фольклор в реж /м Фольклор в сам/ д Фольклор в обр /д. с семьей Народное название месяца Народные приметы Народные праздники Лепка Аппликац . Рисование Чтение Беседа Игра/драм. Подв /игра Пальч /игра Хоров/игра… Сюжет/игр Игры в «Музее славянской избы» Выставки … Совм / праздники,разв-лечения …

Слайд 4

Гу-ту-ту , гу-ту-ту , вари кашу круту , подливай молочка, накорми казачка Прялка, веретено Кухонная утварь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА» (перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста)

Дошкольный возраст, как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, ценностного отношения к Родине, воспитание основ гражданств...

Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой с включением регионального компонента

Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой  для детей старшего дошольного возраста  с включением литературных произведений писателей Кубани....

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."

Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны  цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружаю...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»

В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми  5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...