Сценарий мероприятия по итогам самообразования : " Театральная деятельность, как средство развития коми разговорной речи"
материал (подготовительная группа) по теме

Кичигина Надежда Вячеславовна

Сказка "Лым морт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komi_skazka.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия по итогам самообразования : " Театральная деятельность, как средство развития коми разговорной речи".

Цель:  Продолжать учить  детей пользоваться коми разговорной речью.

Выходят дети под коми музыку  делают змейку и ручеёк, встают полукругом, поют песню:

Ми коми муын олам,

Ми видзам коми  кыв

Ми гажа садйо волам

Мед содiс сям да мыв

Ми велöдчам, ог повзьöй

Ми гöгöрын мый эм-

Вöр-васö , ловъя ловсö

Мед дöзьöритны нэм.

 Ми серпасалам шондi

Да уна уна ки

Ми ёртасьны тан пондiм

И  öтув сьылам ми.

Мед коми муын дзользö

Есь гöлосъяса сад

Вай шуам  «Чолом, дзолюк!

Ми ставöн тэныд рад!»

Ми тэрмасьöмöн быдмам

А мыйöн вына морт ?

Зарядка вöчам быд лун –

Ми радейтамöй спорт

Ми радейтам бать –мамöс,

И эм кö югыд Ен,

Ми шуам сылы  « Аттьö,

Мый ставыс тайö эм!»

После песни выходит ребёнок и рассказывает стихотворение на коми языке.

Му вылö киссьöма енэжысь тöв

Миянöс чуксалö: «дадь вылö сöв!»

Котöртам ывлаö , вунöдам горт,

Ислалам, котралам, вöчам лым морт.

(Девочка садится на своё место).

                       Мойд( сказка)  « Лым морт-почтальон»

Лым морт-Снеговик.

Понпи(Жучка)- Щенок.

Коин - Волк

Руч -Лиса

Катша- Сорока

Кочъяс- Зайцы

Ош -Медведь

Ведущая: Видза оланныд дона гöстьяс. Талун ми петкöдлам тiянлы мойд «Лым морт –пöчтальон»  коми кыв вылын.

После этих слов ставится декорация: ёлочки, сугробы, все актёры уходят за ширму.

Ведущий начинает читать слова автора:

            Челядь гижисны письмö кöдзыд польлö , кöнi аттьöалiсны  сiйöс козiнъясысь ,висьталiсны кыдзи найö  шойчисны тöвся каникулъяс вылын .Но кодi жö   нуас письмос ö?  Кодi?

(Выходит снеговик на лыжах)

Лым морт: Видза оланныд челядь, тöдмалöй кодi мэ? Мэ лым морт и  уджала мэ пöчтальонöн. Вайöй письмöтö, мэ нуа сiйöс кöдзыд пöльлö.

Ведущая: Кодзыд пöльыс вед олö зэв ылын.

Лым морт:  А мэным отсаласны дзик выль лыжияс.

Аттьö тэныд лым морт.

 (Снеговик идёт по тропинке , выходит на встречу щенок- Жучка)

Лым морт:  Ой, а тэ кытысь локтiн?

Понпи: Мэнö шуöны жучкаöн, мэ кöсъя лоны тэныд ёртöн.

(Выходят зайцы, Жучка бегает за ними и убегают в лес)

Лым морт: Жучка – ёртой, кытчö тэ вошин? Ковмас мунны öтнамлы.

(Снеговик идёт ,поднимается метель- снежинки девочки и уводят его за ширму танцуя)

Ведущая: Сэтшöм кыптiс ён тöв, мый лым мортыд жугалiс. Сыысь колис сöмын тайö. ( мыдчöдлö  ныр, шарп, письмö)

(Выходит лиса )

Руч: Кодi танi волi? Кодi тайö воштiс?

-Тайö мэным оз ков(шарп)

-Тайö мэ ог радейт( морковь)

- Ой, письмö, босьта аслым.

(Выходит волк)

Кöин: Отик, кык и куим

Вöрын олö кöин,

Лэчыд пиня, рудов гöна,

И, конечнö,

Тшыг  кынöма.

- Мый ручöй нуан ? Пэткöдлы? Вай мэным джынсö.

Руч: Ог сет, аслым колö.

Кöин: Вай.

Руч: Ог.

Кöин: А тэ сiдзи.

Руч: А мэ тадзи.

(Толкают друг друга и не видят как письмо падает)

(Выходит сорока)

Катша: Письмö, а сiйö кодлы? Мэ письмö со аслым босьта.

(Берёт письмо улетает).

(Выходит Жучка с зайцами, бегают, Жучка видит вещи снеговика).

Понпи: Ой, ой, ой, лым морт, ёртöй мэнам ,мый тэнадкöд лоис?

(Зайцы смеются).

1 Кöч: Сiдзи тэныд колö.

2 кöч: Оз ков миянöс кутавны да повдзöдлыны.

Понпи: Прöсьтитöй мэнöс.

Кöчъяс: Ладнö, ми тэныд отсалам.

(Катают два белых кома, а потом выводят Снеговика).

Лым морт: Аттьö тiянлы ёртъяс. Кöчильяс конi жö оло кöдзыд пöль?

Кöчъяс: Ошкöс колö садьмöдны, сiйö тöдö туйсö.

(Идут к медведю).

Ставöн: Ош миш чеччы, садьмы.

Ош: Кодi мэнöс садьмöдiс тöв шöрнас?

Лым морт: Тайö мэ, висьтав конi олö кöдзыд пöльыс , колö сетны тайö письмöсö, ой а письмöсö воштi.

(Прилетает сорока).

Катша: А письмöыд менам ордын.

Понпи: Тэ катша мöлöдеч, мый письмöсö аддзин

(Щенок берёт письмо у сороки и передаёт Снеговику)

Ош: Мун тэ веськыда и аддзан кöдзыд пöльлысь керкасö.

Лым морт: Аттьö дона ёртъяс, öнi мэ ачым аддза туйсö.

(Снеговик одевает лыжи делает круг и уходит за ширму)

Ведущая:  Лым морт аддзис кöдзыд пöльöс и сетic cылы письмöсö.

Выход всех актёров, кланяются.

 Дети танцуют коми танец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

Конкурсное задание «Педагогическая находка». "Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников".

В своей работе, начиная с младшей группы, мной были разработаны мнемотаблицы, как разновидность моделирования, для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, пти...

Самообразование на тему "Театральная деятельность,как средство развития речи у детей раннего возраста"

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболе...

Самообразование. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей.

Тема самообразования. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:« ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Тема:« театральная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»Цель: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, повышение професс...

Анализ проведенной работы над темой по самообразованию «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» за 2021 -2022 учебный год.

Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» вызвала у меня большой интерес....