Проект по музейной педагогике "Растения Красноярского края"
проект (старшая группа) по теме

Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

Проект написан с использованием инновационной технологии  организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н., технологии реализации проектной деятельности дошкольников Вераксы Н.Е. и Вераксы А.Н. и технологии  организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Коротковой Н.А. Презентация иллюстрирует реализацию проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_muzeyu.docx47.69 КБ
Файл iz_opyta_raboty.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Растения Красноярского края.

Воспитатель гр.№9 «Маргаритка»

Носарева Т.А (старшая группа).

2014-2015уч.г.

Экологический проект для детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст) «Растения Красноярского края».

Руководство проекта: Носарева Т.А., Макушева Ю.М.

Сроки выполнения: с 1сентября  2014г. по 31мая 2015г.

Участники проекта: дети группы №9 «Маргаритка», их родители и воспитатели, музыкальный работник.

 Актуальность проекта.

Красноярский край прекрасен, огромен и богат. У каждого из нас есть здесь свой любимый уголок. Мы любим свой край и стараемся сберечь, сохранить его уникальную природу. К сожалению, нередко можно увидеть иное – лес-ные пожары, начавшиеся из-за плохо затушенного костра, мусор, оставленный в чистом сосновой бору, срубленный ради минутной прихоти кедр или сорванный цветок, смятые машинами кустарники или трава, детей, которые ради любопытства или игры безжалостно срывают цветы и листья деревьев, обламывают кору и ветви растений. Такое отношение к родной земле вызывает недоумение, гнев, желание научить плохо воспитанных людей ценить природу родного края.

Цель: формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Задачи:

  1. расширять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травах; познакомить с понятиями: «лес», «луг» и «сад»,─ с природными зонами Красноярского края,
  2. продолжать знакомить с комнатными растениями,
  3. учить ухаживать за  растениями,
  4. учить наблюдать,  развивать любознательность,
  5. формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить  растительному миру,
  6. закреплять умение детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды),
  7. научить проявлять взаимопонимание, взаимопомощь, сострадание, доброту по отношению к  миру природы в повседневной жизни.

Идея этого проекта родилась из парадокса, который мы наблюдали в 2013-2014 учебном году в нашей группе: любопытство детей, выражающееся в вопросах: «Почему одуванчик из жёлтого превращается в белый и пушистый? Почему у деревьев осенью желтеют листья?...» - и исследовательских проектах («Куда зимой исчезают лужи?», «Почему птицы улетают на юг?») прекрасно уживается с жестокостью, с которой они обрывают листья с деревьев, вырывают цветы из клумб, обламывают ветки кустарников. Для разрешения этой ситуации в 2014-2015 учебном году был реализован экологический проект для детей 5-6 лет «Растения Красноярского края».

Этапы реализации проекта:

Мероприятия

Исполнитель

Срок исполнения

Ожидаемый результат

Подготовительный:

  • педагоги анализируют методическую литературу, подбирают необходимые игры, игрушки, иллюстрации, художественную литературу, картины; разрабатывают перспективный тематический план работы с детьми и членами их семей,
  • родители собирали природный материал.

Воспитатели, родители.

1-3 неделя сентября.

Составлен перспективный тематический план работы с детьми и членами их семей, подобран необходимый инструментарий.

Собран природный материал.

Основной:

Тема: «Осень».

Познавательное развитие.

НОД : «Что летом родится, зимой пригодится», «Волшебница осень»; «Мир растений»

(классификация), «Условия жизни растений»

(экспериментирование), «История моей семьи» (путешествие по реке времени).

Наблюдения во время прогулок:

за растениями, растущими на участках для прогулок МАДОУ «Детский сад №6» и рядом с ними.

Дидактические игры: «Дерево, кустарник, трава», «Что где растёт?», «Когда это бывает?», «Угадай по описанию», «На что похоже?».

Речевое развитие.

НОД по развитию речи: Дидактическая игра «Узнай по описанию», «Составление рассказа
по теме «Дары
природы», « Рассматривание
картины И. Левитана «Золотая осень» и составление рассказа по ней», « Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему « Осень наступила».

Чтение художественной литературы:

А. Толстой «Девочка и грибы», «Осень. Обсыпается весь наш бледный сад», С. Маршак «Круглый год. Сентябрь. Октябрь», загадки про овощи и фрукты, В. Сутеев «Живые грибы», «Яблоко», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Б.Трофимов «Осенний ковёр», М Пришвин «Птицы и листья».

Художественно-эстетическое развитие.

Праздник «Осенний бал».

НОД по аппликации: «Грибы в лесу».

СХД по лепке: «Ёжики в осеннем лесу», «Рыбки в озере».

Социально-коммуникативное развитие.

Наблюдение и труд в уголке природы: полив цветов, рыхление у них земли, протирание, опрыскивание листьев и обрывание сухих листьев.

Сюжетно-ролевые игры: «Как я помогаю в огороде», «В осеннем лесу».

Беседа по ОБЖ: «Какую пользу приносят деревья?»

Создание совместных детско-родительских работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: книги-самоделки «Садово-огородные загадки», исследовательского проекта «Почему осенью желтеют листья?».

Тема «Я вырасту здоровым».

Физическое развитие.

Подвижные игры: «Детки дерева», «Осенний хоровод», «Такой листок, лети ко мне!», «Кто быстрее найдёт берёзу, рябину…», «Беги в дом, какой назову», «Найди пару»…

Художественно-эстетическое развитие.

СХД по лепке: Полезный лес.

Создание совместных детско-родительских работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: исследовательского проекта «Полезны ли для нас деревья?»

Речевое развитие.

Чтение художественной литературы:

М.Пришвин «Иван-да-марья», «Первый мороз», «Последние цветы».

Тема «День народного единства».

Создание совместных детско-родительских работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: паспорта деревьев, произрастающих в городе Назарово и в Красноярском крае – «Зелёная малая Родина».

Художественно-эстетическое развитие.

СХД  по аппликации: «Моя игрушка».

Познавательное развитие.

Дидактические игры: « Загадайте, я отгадаю», «Загадайте, мы отгадаем», «Найди дерево по описанию», «Птичка».

Социально-коммуникативное развитии.

Беседа по ОБЖ: «Сможет ли человек и животные прожить без чистого воздуха?»

Речевое развитие.

Чтение художественной литературы: В.Ветлина «О чём рассказывает гербарий».

Тема «Зима пришла. Новогодний праздник».

Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: творческая проектная деятельность «Лесной спорт».

 Художественно-эстетическое развитие.

СХД по лепке: ёлочные игрушки из природного материала.

Познавательное развитие.

НОД: «Зимушка-зима».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что будет, если…», «Как преодолеть опасность».

Речевое развитие.

НОД по развитию речи: «Чтение стихотворения К.Феофанова «Нарядили елку».

Чтение художественной литературы: В.Бианки «Лес зимой», В.Павлова «Где зимуют почки», В. Сутеев «Ёлка».

Дидактическая игра «Расскажи идею».

Социально-коммуникативное развитие.

СРИ: «Я с семьёй (друзьями) на отдыхе (соревнованиях, в гостях) в лесу (в роще, бору)».

Физическое развитие.

Подвижные игры: «Кто быстрее сделает норку», «Самый меткий», «Кто выше?».

Тема «В гостях у сказки».

Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»: «Книга детско-мудрых сказок волшебного леса».

Познавательное развитие.

Чтение научной литературы: паспортов деревьев, произрастающих в городе Назарово и Красноярском крае (паспорта клёна, тополя, кедра, дуба, которые делали родители).

Дидактические игры:

«Угадай по описанию», «На что похоже?», «Чем отличаются?».

Речевое развитие.

Чтение художественной литературы:

«Сказка про клён», сказка «Клён и солнышко», «Сказки дедушки Дуба», «Сказки старого кедра», «Сказка о дружбе деревьев».

Дидактические игры»:

«Сочинение сказки динамического типа», «Сочинение сказки от шуточного вопроса».

Художественно-эстетическое развитие:

СХД по рисованию: «Я рисую свою сказку».

Социально-коммуникативное развитие:

Ручной труд: создание «Книги детско-мудрых сказок волшебного леса».

Тема «День защитника Отечества».

Познавательное развитие:

Дидактические игры:

«Посылка с севера от папы» (знакомство с растениями, произрастающими в северной части Красноярского края, в областях высотной поясности, тундры и лесотундры).

Чтение научной литературы:

Знакомство с Красной книгой Красноярского края, с профессиями людей, защищающих исчезающие виды растений в Красноярском крае.

Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»:  нормативная проектная деятельность «Как защитить беззащитные растения зимой».

Речевое развитие.

Чтение художественной литературы:

В. Павлова «Под снегом на лугу», В.Бианки «Лес зимой».

Тема «8марта».

Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»:  детская энциклопедия «Любимое растение моей мамы».

Познавательное развитие:

Дидактические игры:

«Угадай по описанию», «Что изменилось?», «Опищи растение».

Речевое развитие.

Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Огонёк», «Про флажок», «Рябина», «По малину», «Черёмуха».

Тема «Народная культура и традиции».

Познавательное развитие:

НОД: «Народные игрушки» (классификация), «История игрушки» (путешествие по «реке времени»), «Краса ненаглядная» (знакомство с народными промыслами на Руси).

Художественно-эстетическое развитие.

 СХД по изобразительной деятельности: «Детская народная игрушка».

Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»:

Изготовление наглядно-дидактических пособий: «Волшебники по дереву», «Русские народные игрушки» ─ и дидактической игры (классификация) «Русские народные игрушки».

Тема «Весна».

Познавательное развитие.

НОД: «Весна», «День Земли».

Дидактические игры: «Загадайте, я отгадаю», «Загадайте, мы отгадаем», «Кто где живёт», «Птичка», «Деревья, кустарники, травы», «Раньше, позже, сначала, потом».

Чтение научной литературы:

паспорта деревьев

Наблюдение и труд в уголке природы: наблюдение: что и по каким причинам происходит с комнатными растениями весной.

Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»:  создание картотеки дидактических экологических игр; написание детско-родительского исследовательского проекта «Живут ли лешие в лесу?»

Речевое развитие.

Чтение художественной литературы:

Н. Рыжова «Экологические сказки»: «Травинка-путешественница», «Кот Маклай и дерево Кверкус»; В.Павлова «Где зимуют почки?», М. Пришвин «Беличья память»: «Деревья в плену», «Жаркий час», «Разговор деревьев», «Первый цветок», «Ореховые дымки», «Запоздалый ручей», «Цветут берёзки», «Светотени», «Ель и берёзка».

Дидактические игры: «Расскажи историю», «Озвучь картинку».

Физическое развитие.

Подвижные игры: «Детки дерева», «Кто быстрее найдёт берёзу, рябину…», «Беги в дом, какой назову», «Найди дерево по семенам».

Художественно-эстетическое развитие.

Наглядно-дидактическое пособие «Пошаговое рисование деревьев и листьев».

Тема «Лето».

Познавательное развитие.

НОД: «Наш край на карте», «История садоводства» (путешествие по реке времени), «Эти удивительные насекомые», «Цветущий луг», «Лес ─ это богатство».

Дидактические игры: «Загадайте я отгадаю», «Найди дерево по описанию», «Кто где живёт», «Лесник», «Птичка».

Наблюдение и труд в уголке природы: посадка рассады цветов в клумбах на участке детского сада.

Беседа по ОБЖ: « Куда нужно девать мусор в лесу?»

Речевое развитие.

НОД: «Цветы».

Чтение художественной литературы: Н. Рыжова «Чей дом лучше?»

Художественно-эстетическое развитие,

НОД: «На лугу» (коллективная лепка), «Цветут сады» и «Бабочки летают над лугом» (рисование), «Цветущий луг» (аппликация).

Физическое развитие.

Подвижные игры: «Детки дерева», «Такой листок, лети ко мне!», «Кто быстрее найдёт берёзу, рябину…», «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Найди дерево по семенам».

Создание работ по мини- музею группы «Путешествие с лягушонком»:  создание карты природных зон Красноярского края и распределение на ней растений, произрастающих в этих зонах.

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

4

неделя сентября -2

неделя октября

В течение учебного года.

В течение учебного года.

3-4 недели октября

5неделя октября ─ 3неделя ноября

4неделя ноября ─ 4 неделя декабря

3 ─ 5недели января

1─3недели февраля

4неделя февраля ─ 1неделя марта

2-3 недели марта

4неделя марта ─ 2неделя апреля

2-4 недели мая

Дети умеют классифицировать фрукты и овощи, садовые и лесные деревья,  кустарники и травы, растущие в Красноярском крае. Знакомы с сезонными изменениями у растений. Дети могут загадывать и отгадывать загадки об овощах и фруктах, составлять рассказ- повествование об осенних садовых работах и рассказ-описание про осенний лес, основанный на зрительном и слуховом восприятии. Они могут опытным путём выделять факторы внешней среды, необходимые для роста  и развития растений (вода, свет, тепло), знакомы с тем, как необходимо зарисовывать и записывать результаты наблюдений. Дети умеют ухаживать за растениями и понимают цель своей работы.

Дети могут делать ёжиков из шишек и рыбок из желудей. Мини-музей «Путешествие с лягушонком».

1)Коллективные поделки «Ёжики в осеннем лесу» (из шишек), «Рыбки в лесном озере» и «Рыбки в домашнем пруду» (из желудей). 2)Классификации «Деревья, кустарники, травы», «Садовые и лесные деревья и кустарники», «Семена овощей, фруктов и ягод». 3)Книга-самоделка «Загадки об овощах и фруктах»  и исследовательский проект  «Почему осенью желтеют листья?» (совместная детско-родительская деятельность). 4)Муляжи овощей, фруктов, ягод и грибов. 5)Дневник по уходу за комнатными растениями.

Дети знают, чем полезны для нас деревья, умеют выстраивать причинно-следственные связи на эту тему.

Мини-музей «Путешествие с лягушонком».

1) Коллективная поделка «Полезный лес». 2) Детско-родительский исследовательский проект «Полезны ли для нас деревья?» 3)Картотека экологических подвижных игр. 4) Древо жизни каждой семьи.

Дети знают характерные признаки растений, произрастающих в Красноярском крае, могут их отличать друг от друга, могут доказать необходимость их произрастания в нашем крае.

Мини-музей «Путешествие с лягушонком».

1) Паспорта деревьев, произрастающих в городе Назарово и в Красноярском крае. 2)Аппликация из листьев «Моя игрушка».

Дети знают характерные признаки растений зимой, умеют устанавливать зависимость жизни растений от изменений в неживой природе. Они знакомы с разными видами ёлочных игрушек.

Мини-музей «Путешествие с лягушонком».

1) Творческий проект «Лесной  спорт». 2)Ёлочные игрушки из природного материала.

Дети знакомы с особенностями клёна, тополя, кедра, дуба, могут их отличить друг от друга. Они умеют сочинять сказки динамического типа и от шуточного вопроса, понимают, как создаётся книга.

Мини-музей «Путешествие с лягушонком».

Создана и прочитана детьми нашей группы и их родителями «Книга детско-мудрых сказок волшебного леса».

Дети знакомы с

растениями, произрастающими в северной части Красноярского края, тундре и лесотундре. Они знакомы с Красной книгой Красноярского края, с профессиями людей, защищающих исчезающие виды растений в Красноярском крае.

Мини-музей «Путешествие с лягушонком».

Дидактическая игра

«Посылка с севера от папы», нормативная проектная деятельность «Как защитить беззащитные растения зимой».

Дети различают растения Красноярского края, которые нравятся их мамам, могут их описать.

Мини-музей «Путешествие с лягушонком».

детская энциклопедия «Любимое растение моей мамы».

Дети знакомы со способами обработки дерева в Древней Руси, имеют представление о народных деревянных игрушках.

Мини-музей «Путешествие с лягушонком».

наглядно-дидактические пособия: «Волшебники по дереву», «Русские народные игрушки»; дидактическая игра (классификация) «Русские народные игрушки»; выставка поделок из природного материала «Детская народная игрушка».

Дети знакомы с приспособленностью растений к изменениям в природе, с зависимостью между состоянием природы и растительным миром.

Мини-музей «Путешествие с лягушонком».

Картотека дидактических экологических игр;  детско-родительский исследовательский проект «Живут ли лешие в лесу?»

Дети знакомы с влиянием тепла, солнечного света на жизнь растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Они могут объяснить взаимосвязь насекомых и растений.

Мини-музей «Путешествие с лягушонком».

Карта природных зон Красноярского края с мини-карточками растений, произрастающих в этих зонах.

Заключительный

1)подведение итогов по данному исследованию и его презентация перед родителями (на протяжении учебного года), перед коллегами (в мае месяце).

2)анализ проекта.

Воспитатели

В течение учебного года, в мае 2015г.

Наглядное представление сформированости у дошкольников основ экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Предполагаемые результаты:

  1. у дошкольников сформировано представление о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травах; они знакомы с понятиями: «лес», «луг» и «сад»,─ с природными зонами Красноярского края,
  2. воспитанники знакомы с комнатными растениями,
  3. они умеют ухаживать за  растениями,
  4.  у детей развита наблюдательность и любознательность,
  5. у дошкольников сформировано понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить  растительному миру,
  6. они могут сделать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды),
  7. дошкольники проявляют взаимопонимание, взаимопомощь, сострадание, доброту по отношению к  миру природы в повседневной жизни.

Необходимые ресурсы для обеспечения результатов:

  • привлечение к сотрудничеству родителей, музыкального работника,
  • костюмы и игрушки, необходимые для проведения сюжетно-ролевых игр,
  • дидактические игры, соответствующие тематике проекта;
  • игрушки, иллюстрации, художественная литература, картины по теме данного проекта;
  • методическая литература:
  1. Л. Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край. Занятия по краеведению с малышами»;
  2. Н. Рыжова «Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста»;
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»;
  4. Н.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»;
  5. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. «Мини-музеи в детском саду»;
  6. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Е.С.Комаровой, М.А. Васильевой;
  7. Интернетресурсы.

Возможные риски:

  • отказ от сотрудничества родителей, музыкального работника,
  • отсутствие необходимых игрушек, дидактических игр, иллюстрации, художественной литературы, картин;
  • отсутствие детей по болезни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини-музей «Путешествие с лягушонком» Воспитатели, дети и родители старшей группы №9 «Маргаритка»

Слайд 2

Тема: «Растения Красноярского края». Цель: формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Слайд 3

Классификация

Слайд 4

Экспериментирование

Слайд 5

Путешествие по реке времени

Слайд 6

Детско-родительские исследовательские проекты

Слайд 7

Творческий проект

Слайд 8

Нормативный проект

Слайд 9

Изобразие

Слайд 10

Словотворчество

Слайд 11

Куда мы без родителей?!

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект «Моя малая родина -Красноярский край»

Познавательно-творческий проект «Моя малая родина -Красноярский край»...

ПРОЕКТ «Волшебный мир красок Красноярского края» (нетрадиционные техники рисования)

Рабочая програма «Волшебный мир красок  Красноярского края» (нетрадиционные техники рисования) разработана в соответствии Федерального образовательного стандарта дошкольного обра...

Проект «Животные и птицы Красноярского края»

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании...

Проект "Я живу в Красноярском крае"

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду,  родному городу, родно...

Проект «Животные и птицы Красноярского края»

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности.Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства люб...

Проект по теме "Животные Красноярского края"

Вид проекта: Краткосрочный Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители. ...

Проект по музейной педагогике "Красноярский край"

Проект по музейной педагогике "Красноярский край"...